21.08.2025

Московский институт психоанализа вошел в ТОП-5 Национального рейтинга университетов «Интерфакс 2025»

Московский институт психоанализа второй год подряд стал единственным частным вузом, вошедшим в пятерку лидеров рейтинга высших учебных заведений России по направлению подготовки «Психология». Результаты рейтинга были представлены исследовательской группой «Интерфакс» 19 августа на круглом столе, посвященном психологическому благополучию общества как задаче государственной политики

 

В этом году «Интерфакс» провел оценку программ высшего психологического образования в третий раз. Всего в исследовании приняли участие 157 российских вузов. В рэнкинге учитывались такие факторы, как репутация вуза в сфере психологии и смежных наук, разнообразие и глубина образовательного процесса, активность научных публикаций, достижения и трудоустройство студентов и выпускников. 

 

При подсчете использовались данные национальной наукометрической системы РИНЦ, информационных систем Скан-Интерфакс и Brand Analytics, сайтов вузов, данных о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ направления «Психология», сайта Всероссийской студенческой олимпиады «Я-Профессионал», а также опросов и анкетирования сотрудников и профессорско-преподавательского состава университетов, студентов и выпускников. 

 

Московский институт психоанализа занял пятое место в общем рэнкинге, подтвердив аналогичный результат 2024 года. В пятерку лидеров также вошли Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 

 

Результаты исследования стали одним из фокусов дискуссии круглого стола «Психологическое благополучие общества как задача государственной политики. Потенциал психологии и его оценка в оптике рейтинга 2025» в пресс-центре Интерфакса.

 

Спикерами мероприятия выступили:

  • Александр Асмолов, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель школы антропологии будущего Президентской академии и Академии потенциала человека СБЕРА, академик РАО;
  • Александр Демидов, первый проректор, доцент кафедры общей психологии Московского института психоанализа, кандидат психологических наук;
  • Светлана Костромина, и.о. декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), заведующая кафедрой психологии личности, доктор психологических наук;
  • Аркадий Марголис, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), кандидат психологических наук, доцент;
  • Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии института психологии РАН, доктор психологических наук.

Комментируя результаты исследования и развитие психологии как науки и как общественного явления, эксперты отметили следующие тенденции: 

  • Наблюдается рост массового интереса к профессии психолога, конкурс абитуриентов на программы психологического профиля становится все более высоким, что во многом обязывает преподавательский состав вузов работать с повышенной ответственностью.
  • Среди абитуриентов, планирующих получить психологическое образование, многие вузы отмечают преобладание людей возраста 30+, которые выбирают психологию осознанно, уже имея профессию и опыт.  
  • Искусственный интеллект в работе психолога не сможет полноценно заменить формата «человек — человек», но все более востребованными будут те психологи, которые умеют работать с дополненным «я» и другими цифровыми технологиями.  
  • Сегодня психология рефлексируется как одна из задач государственной политики. Растет запрос государства и крупных компаний на развитие потенциала человека, на внедрение стратегии человекоцентричности.
  • XXI век — это век переговорщиков, время, когда благополучие человека и общества во многом зависят от искусства вести конструктивный диалог. Поэтому качество подготовки психологов — мастеров переговоров, мастеров коммуникации — это вопрос и профессионального психологического сообщества, и государства.
  • Существуют формы психологической подготовки, направленные на работу в сферах, по которым у общества и государства нарастают огромные риски. Одна из них — коррекционная психология, специальная психология, выполняющая помогающие функции в интеграции детей из групп риска и людей с проблемами в общество. Такие направления психологии, которые помогают росту психологического здоровья и психологическому благополучию общества, нуждаются в приоритетной государственной поддержке. 

«Мы все понимаем, что психология сейчас востребована – не только на уровне государства, но и на уровне обычных людей. Мы это видим по многим проявлениям – люди читают соцсети, смотрят тематические психологические блоги, записываются на психологические курсы, и так далее. И государство за последние несколько лет сделало очень много на пути создания возможностей и условий для того, чтобы психология играла более значимую роль. В начале прошлого года Президент Российской Федерации утвердил новый вариант стратегии научно-технологического развития нашей страны, и там в 21 пункте указана психология как одно из важнейших направлений в решение больших вызовов, стоящих перед нашей страной.  Мой ключевой тезис, в связи с этим – психологии должно быть больше, и она должна быть разной. Это спорный тезис, поскольку экстенсивное расширение психологического сообщества может поставить под вопрос границы  профессиональной идентичности самих психологов. Но психология – это не только наука, это еще и определенная оптика, через которую мы видим окружающую жизнь, те или иные события, в которые мы вовлечены. Если посмотреть статистику по нашему Институту, большая часть из них – это не вчерашние школьники, 65 процентов – это люди старше 30 лет. Важно задуматься, какие задачи – не только профессиональные, но и личностные, решают эти уже взрослые осознанные люди, вступая в образовательное пространство, и как мы можем эффективно им в этом помочь. Мы видим, как создаются возможности для того, чтобы психология играла чуть большую роль, чем она это делает сейчас, но вузам нужно максимально использовать эти возможности».

Александр Демидов, первый проректор, доцент кафедры общей психологии Московского института психоанализа