Версия сайта для слабовидящих

8

Дошкольная дефектология с основами прикладного анализа поведения

Специальное дефектологическое образование. Бакалавриат

Дошкольная дефектология с основами прикладного анализа поведения

 

Научный руководитель

Кулешова Элеонора Владимировна - кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета психолого-педагогического и специального образования, руководитель отдела инклюзивного образования

 

 

Преподаватели

 

 

Для кого профиль

Дефектолог – это профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Специалист в этой области должен стать советчиком для особенных деток и их родителей.

 

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами. И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитии – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить и обучать. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Семенович Выготский, Луи Брайль и многие другие.

 

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая из которых занимается определенным направлением:

 

 

Цель обучения на профиле

По сути своей профессия дефектолога находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их индивидуальной ситуации развития.

 

Целью направления является всесторонняя профессиональная подготовка дошкольного дефектолога, умеющего:

 

 

Уникальность профиля 

Применение ABA более всего известно как метод, используемый для людей с нарушениями развития, прежде всего с детьми с расстройствами аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), воспитание детей, работу с детьми при тяжёлых психических нарушениях. На сегодняшний день прикладной анализ поведения для работы с детьми с нарушениями в развитии имеет очень большой спрос, как в России и других странах СНГ, так и во всем мире. К сожалению, число детей, в частности, с аутизмом растет, и АВА метод, как единственный научно-доказанный, пользуется большой популярностью. Несмотря на развитие АВА метода в России, спрос на специалистов, владеющих данным методом, по-прежнему превышает предложение.

 

 

Компетенции выпускника 

 

 

Карьерное развитие 

 

 

Основные дисциплины профиля

Дефектолог – профессия интегративная, поэтому студенты изучают дисциплины из нескольких областей:

Медицинский блок

Психологический блок

Педагогический блок

Блок методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

3