Версия сайта для слабовидящих

260

6

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

12 апреля 2021 –
21 июня 2021

110

очно-заочная
(очно, онлайн, дистанционная форма в формате вебинаров)

Удостоверение о повышении квалификации

1

0

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

О программе

 

Программа проводится в партнёрстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство»  

 

Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Помогая детям с особыми потребностями, мы не пытаемся их исправить или загнать в жесткие рамки общепринятых норм, но ищем способы поддержать ребенка в раскрытии его потенциала и интеграции в социум, какой бы диагноз ни был ему поставлен. Ребенок никогда не становится пациентом, он всегда «партнер» в педагогическом процессе. Из нашего курса вы узнаете, какой вклад в этот процесс вносят различные специалисты. Поговорим об эффективной организации окружающей среды, моделях помощи и особенностях взаимодействия таких детей в социуме, семье и коллективе. Темы интеграции и социализации детей с особыми потребностями так же будут освещены на примерах практических кейсов и примеров.

 

Что такое лечебная педагогика по своим задачам? Это, прежде всего, мировоззренческая система, не чисто научная, а аксиологическая, ценностная. Она мыслится как междисциплинарная, или, как бы сказал Ж. Пиаже, трансдисциплинарная наука, которая пытается породнить разные сферы практики.

К лечебной педагогике полностью относятся слова Библии, которые Л.С. Выготский дал как пиграф к своей книге «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в 1926 году: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла».

Камень – это практика, которая начинает быть методологическим интегратором наук, имеющих «фасеточное» зрение: существующих по отдельности медицины, психологии и других. Мы часто недооцениваем практику. Методологический снобизм мешает понять, что практика перемешивает разорванные феномены, явления и подходы. И тут начинаются интереснейшие вещи понимания через оптику ценностей имен для лечебной педагогики.

Замечательный исследователь П.П. Кащенко говорит: «ценностная ориентация лечебной педагогики – это выравнивание (коррекция) характера и личности». П.П. Кащенко впервые помещает лечебную педагогику в ту область, которая может быть названа словом «характерология».

 

Лечебная педагогика имеет дело не с личностными, а с характерологическими, инструментальными, стилевыми феноменами. И здесь начинается деление: кто-то фиксирует внимание на медицинских, соматических аспектах, кто-то – на когнитивных. Но горизонт для разных исследователей – характерология, а не когнитивные процессы. Близким путем идет Л.С. Выготский. Его книга «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» вышла в Институте экспериментальной дефектологии в 1936 году, уже после смерти Л.С. Выготского.

Здесь лечебная педагогика идет в контексте комплексной, интегративной педологии как науки о развитии личности ребенка, и появляется понятие, без которого мы никуда не двинемся, – «педологическая команда». Нужны команды, где вместе работают педагог, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог (список можно продолжить).

 

Еще один важный акцент, который долгое время упускался, об этом почти никогда не говорилось – Л.С. Выготский (а потом и А.Р. Лурия) всегда отмечал: психология – «наука о конструировании будущего». И в этом Л.С. Выготский, в отличие от психоанализа, близок к А. Адлеру, который говорил о роли перспективы в развитии. Лечебная педагогика – это прогноз будущих возможностей в развитии ребенка в сложной ситуации.

Также часто Л.С. Выготский не говорит о детях, с которыми работает: «дефективные», – а говорит: «исключительные дети». У Я. Корчака «трудные дети», у А.Ф. Лазурского – «дети с индивидуальными особенностями развития».

 

Отличительные особенности Лечебной педагогики

 

Базовые принципы лечебной педагогики 

 

По итогам прохождения обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» установленного образца.

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

Содержание

 

Учебный план программа повышения квалификации 

«Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты»

 

Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование, а также студенты старших курсов профильных вузов.

Общее количество часов (трудоёмкость): 110 часов

Продолжительность: 2,5 месяца

Формы обучения: очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

№ п/п

 

Наименование циклов и дисциплин

Всего часов

Всего ак ч

Внеауди

торная

(самост.)

работа

Форма итогового контроля (экзамен,

зачет)

1.

Модуль 1. Вводные занятия. Лечебная педагогика: история и принципы лечебной педагогики

8

6

2

зачет

2.

Модуль 2. Основные подходы лечебной педагогики, используемые в ЦЛП

12

8

4

зачет

3.

Модуль 3. Инструменты лечебной педагогики

68

38

30

зачет

4.

Модуль 4. Улучшение качества жизни человека с ОВЗ. Проблемы социализации и пути их решения

22

10

12

зачет

5

Итоговая аттестация

-

-

-

зачет

 

ВСЕГО

110

62

48

-

 

 

Содержание программы

 

Модуль 1. Вводные занятия. Лечебная педагогика: история и принципы лечебной педагогики

 

Модуль 2. Основные подходы лечебной педагогики, используемые в ЦЛП

 

Модуль 3. Инструменты лечебной педагогики

 

Модуль 4. Улучшение качества жизни человека с ОВЗ. Проблемы социализации и пути их решения

 

Подведение итогов программы

 

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

Расписание

 

Дата

Время

Тема

Лектор

12.04.2021 (понедельник)

19.00 – 21.15

История развития лечебной педагогики. Общие вопросы теории и практики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

Константинова И.

Модель организации помощи особым детям и их семьям на примере ЦЛП Основные принципы организации работы с детьми и их семьями

16.04.2021 (пятница)

19.00-21.15

Модель организации помощи особым детям и их семьям на примере ЦЛП Основные принципы организации работы с детьми и их семьями.

Константинова И.

Базовые принципы лечебной педагогики

19.04.2021 (понедельник)

19.00-21.15

Командный подход.

Константинова И.

Средовой подход. Специальная организация терапевтических и развивающих сред.

23.04.2021 (пятница)

19.00-21.15

Средовой подход. Специальная организация терапевтических и развивающих сред

Константинова И.

24.04.2021 (Суббота)

10.00- 13.00

Первичный прием.

Моржина Е.В.

Составление интегративно – образовательного маршрута для конкретного ребенка. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

26.04.2021 (понедельник)

19.00-21.15

Нейропсихологический подход.

Константинова И.

Музыкальные занятия в лечебной педагогике.

29.04.2021 (четверг)

19.00-21.15

Музыкальные занятия в лечебной педагогике

Константинова И.

08.05.2021 (суббота)

10.00-11.30

Формирование навыков повседневной активности. Общие принципы и закономерности.

Моржина Е.В.

13.05.2021 (четверг)

17.30-20.30

Диагностические занятия с детьми с ОВЗ. Карта динамического наблюдения

Моржина Е.В.

 

Установление эмоционального контакта и развитие взаимодействия с детьми с ОВЗ.

15.05.2021 (суббота)

11.00- 14.00

Развитие речи и коммуникация.

Лебедева Е.

17.05.2021 (понедельник)

19.00-20.30

Решение поведенческих проблем

Антонова Е.

19.05.2021(среда)

19.00-20.30

Общие принципы работы с двигательными нарушениями

Бояршинова О.

29.05.2021 (четверг)

17.30-19.00

Арттерапия в лечебной педагогике

Боголюбова Д.

24.05.2021 (Понедельник)

17.30-19.00

Арттерапия в лечебной педагогике

Боголюбова Д.

27.05.2021 (четверг)

17.30-19.00

Ручная деятельность

Боголюбова Д.

29.05.2021 (суббота)

13.00-16.00

Игровая педагогика. Принципы и формы работы

Просветова Е., Кокорина Е.

31.05.2021(понедельник)

19.00-20.30

Обхождение с детской агрессией

Просветова Е.

05.06.2021 (суббота)

11.00-14.00

Молодые люди. Улучшение качества жизни

Легостаева А.

07.06.2021 (понедельник)

19.00-20.30

Дети с ТМНР. Принципы работы, развитие и обучение

Просветова Е.

10.06.2021 (четверг)

19.00-20.30

Дети с ТМНР. Принципы работы, развитие и обучение

Просветова Е.

14.06.2021 (понедельник)

19.00-20.30

Работа с семьей с ребенком с ОВЗ

Котляренко Т.

15.06.2021 (вторник)

19.00-20.30

Введение ребенка с ОВЗ в группу детского сада. Проблемы интеграции и пути помощи

Захарова И.Ю.

21.06.2021 (понедельник)

19.00-20.30

Введение ребенка с ОВЗ в класс. Проблемы интеграции и пути помощи

Шаргородская Л.В.

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

Поступление

 

Требования к слушателям

К  участию приглашаются  специалисты, имеющие высшее образование, студенты старших курсов профильных факультетов (психологический, медицинский, педагогический)  желающие  освоить принципы, подходы и инструменты лечебной педагогики.

 

Как поступить

1. Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

2. Оформить документы, необходимые для зачисления:

 

Условия поступления на программу

Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

 

Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты

Стоимость

 

Стоимость за весь период обучения составляет 23 000 рублей

1

3