260
6
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
12 апреля 2021 –
21 июня 2021
110
очно-заочная
(очно, онлайн, дистанционная форма в формате вебинаров)
Удостоверение о повышении квалификации
1
0
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
О программе
Программа проводится в партнёрстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство»
Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Помогая детям с особыми потребностями, мы не пытаемся их исправить или загнать в жесткие рамки общепринятых норм, но ищем способы поддержать ребенка в раскрытии его потенциала и интеграции в социум, какой бы диагноз ни был ему поставлен. Ребенок никогда не становится пациентом, он всегда «партнер» в педагогическом процессе. Из нашего курса вы узнаете, какой вклад в этот процесс вносят различные специалисты. Поговорим об эффективной организации окружающей среды, моделях помощи и особенностях взаимодействия таких детей в социуме, семье и коллективе. Темы интеграции и социализации детей с особыми потребностями так же будут освещены на примерах практических кейсов и примеров.
Что такое лечебная педагогика по своим задачам? Это, прежде всего, мировоззренческая система, не чисто научная, а аксиологическая, ценностная. Она мыслится как междисциплинарная, или, как бы сказал Ж. Пиаже, трансдисциплинарная наука, которая пытается породнить разные сферы практики.
К лечебной педагогике полностью относятся слова Библии, которые Л.С. Выготский дал как пиграф к своей книге «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в 1926 году: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла».
Камень – это практика, которая начинает быть методологическим интегратором наук, имеющих «фасеточное» зрение: существующих по отдельности медицины, психологии и других. Мы часто недооцениваем практику. Методологический снобизм мешает понять, что практика перемешивает разорванные феномены, явления и подходы. И тут начинаются интереснейшие вещи понимания через оптику ценностей имен для лечебной педагогики.
Замечательный исследователь П.П. Кащенко говорит: «ценностная ориентация лечебной педагогики – это выравнивание (коррекция) характера и личности». П.П. Кащенко впервые помещает лечебную педагогику в ту область, которая может быть названа словом «характерология».
Лечебная педагогика имеет дело не с личностными, а с характерологическими, инструментальными, стилевыми феноменами. И здесь начинается деление: кто-то фиксирует внимание на медицинских, соматических аспектах, кто-то – на когнитивных. Но горизонт для разных исследователей – характерология, а не когнитивные процессы. Близким путем идет Л.С. Выготский. Его книга «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» вышла в Институте экспериментальной дефектологии в 1936 году, уже после смерти Л.С. Выготского.
Здесь лечебная педагогика идет в контексте комплексной, интегративной педологии как науки о развитии личности ребенка, и появляется понятие, без которого мы никуда не двинемся, – «педологическая команда». Нужны команды, где вместе работают педагог, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог (список можно продолжить).
Еще один важный акцент, который долгое время упускался, об этом почти никогда не говорилось – Л.С. Выготский (а потом и А.Р. Лурия) всегда отмечал: психология – «наука о конструировании будущего». И в этом Л.С. Выготский, в отличие от психоанализа, близок к А. Адлеру, который говорил о роли перспективы в развитии. Лечебная педагогика – это прогноз будущих возможностей в развитии ребенка в сложной ситуации.
Также часто Л.С. Выготский не говорит о детях, с которыми работает: «дефективные», – а говорит: «исключительные дети». У Я. Корчака «трудные дети», у А.Ф. Лазурского – «дети с индивидуальными особенностями развития».
Отличительные особенности Лечебной педагогики
Базовые принципы лечебной педагогики
По итогам прохождения обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» установленного образца.
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
Содержание
Учебный план программа повышения квалификации
«Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты»
Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование, а также студенты старших курсов профильных вузов.
Общее количество часов (трудоёмкость): 110 часов
Продолжительность: 2,5 месяца
Формы обучения: очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
№ п/п |
Наименование циклов и дисциплин |
Всего часов |
Всего ак ч |
Внеауди торная (самост.) работа |
Форма итогового контроля (экзамен, зачет) |
1. |
Модуль 1. Вводные занятия. Лечебная педагогика: история и принципы лечебной педагогики |
8 |
6 |
2 |
зачет |
2. |
Модуль 2. Основные подходы лечебной педагогики, используемые в ЦЛП |
12 |
8 |
4 |
зачет |
3. |
Модуль 3. Инструменты лечебной педагогики |
68 |
38 |
30 |
зачет |
4. |
Модуль 4. Улучшение качества жизни человека с ОВЗ. Проблемы социализации и пути их решения |
22 |
10 |
12 |
зачет |
5 |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
зачет |
|
ВСЕГО |
110 |
62 |
48 |
- |
Содержание программы
Модуль 1. Вводные занятия. Лечебная педагогика: история и принципы лечебной педагогики
Модуль 2. Основные подходы лечебной педагогики, используемые в ЦЛП
Модуль 3. Инструменты лечебной педагогики
Модуль 4. Улучшение качества жизни человека с ОВЗ. Проблемы социализации и пути их решения
Подведение итогов программы
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
Расписание
Дата |
Время |
Тема |
Лектор |
12.04.2021 (понедельник) |
19.00 – 21.15 |
История развития лечебной педагогики. Общие вопросы теории и практики обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. |
Константинова И. |
Модель организации помощи особым детям и их семьям на примере ЦЛП Основные принципы организации работы с детьми и их семьями |
|||
16.04.2021 (пятница) |
19.00-21.15 |
Модель организации помощи особым детям и их семьям на примере ЦЛП Основные принципы организации работы с детьми и их семьями. |
Константинова И. |
Базовые принципы лечебной педагогики |
|||
19.04.2021 (понедельник) |
19.00-21.15 |
Командный подход. |
Константинова И. |
Средовой подход. Специальная организация терапевтических и развивающих сред. |
|||
23.04.2021 (пятница) |
19.00-21.15 |
Средовой подход. Специальная организация терапевтических и развивающих сред |
Константинова И. |
24.04.2021 (Суббота) |
10.00- 13.00 |
Первичный прием. |
Моржина Е.В. |
Составление интегративно – образовательного маршрута для конкретного ребенка. Сочетание индивидуальной и групповой работы. |
|||
26.04.2021 (понедельник) |
19.00-21.15 |
Нейропсихологический подход. |
Константинова И. |
Музыкальные занятия в лечебной педагогике. |
|||
29.04.2021 (четверг) |
19.00-21.15 |
Музыкальные занятия в лечебной педагогике |
Константинова И. |
08.05.2021 (суббота) |
10.00-11.30 |
Формирование навыков повседневной активности. Общие принципы и закономерности. |
Моржина Е.В. |
13.05.2021 (четверг) |
17.30-20.30 |
Диагностические занятия с детьми с ОВЗ. Карта динамического наблюдения |
Моржина Е.В. |
|
Установление эмоционального контакта и развитие взаимодействия с детьми с ОВЗ. |
||
15.05.2021 (суббота) |
11.00- 14.00 |
Развитие речи и коммуникация. |
Лебедева Е. |
17.05.2021 (понедельник) |
19.00-20.30 |
Решение поведенческих проблем |
Антонова Е. |
19.05.2021(среда) |
19.00-20.30 |
Общие принципы работы с двигательными нарушениями |
Бояршинова О. |
29.05.2021 (четверг) |
17.30-19.00 |
Арттерапия в лечебной педагогике |
Боголюбова Д. |
24.05.2021 (Понедельник) |
17.30-19.00 |
Арттерапия в лечебной педагогике |
Боголюбова Д. |
27.05.2021 (четверг) |
17.30-19.00 |
Ручная деятельность |
Боголюбова Д. |
29.05.2021 (суббота) |
13.00-16.00 |
Игровая педагогика. Принципы и формы работы |
Просветова Е., Кокорина Е. |
31.05.2021(понедельник) |
19.00-20.30 |
Обхождение с детской агрессией |
Просветова Е. |
05.06.2021 (суббота) |
11.00-14.00 |
Молодые люди. Улучшение качества жизни |
Легостаева А. |
07.06.2021 (понедельник) |
19.00-20.30 |
Дети с ТМНР. Принципы работы, развитие и обучение |
Просветова Е. |
10.06.2021 (четверг) |
19.00-20.30 |
Дети с ТМНР. Принципы работы, развитие и обучение |
Просветова Е. |
14.06.2021 (понедельник) |
19.00-20.30 |
Работа с семьей с ребенком с ОВЗ |
Котляренко Т. |
15.06.2021 (вторник) |
19.00-20.30 |
Введение ребенка с ОВЗ в группу детского сада. Проблемы интеграции и пути помощи |
Захарова И.Ю. |
21.06.2021 (понедельник) |
19.00-20.30 |
Введение ребенка с ОВЗ в класс. Проблемы интеграции и пути помощи |
Шаргородская Л.В. |
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
Поступление
Требования к слушателям
К участию приглашаются специалисты, имеющие высшее образование, студенты старших курсов профильных факультетов (психологический, медицинский, педагогический) желающие освоить принципы, подходы и инструменты лечебной педагогики.
Как поступить
1. Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»
2. Оформить документы, необходимые для зачисления:
Условия поступления на программу
Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.
Лечебная педагогика: современные подходы, методы и инструменты
Стоимость
Стоимость за весь период обучения составляет 23 000 рублей
1
3