Версия сайта для слабовидящих

254

6

Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте

12 мая 2021 -
16 мая 2021

60

очно/онлайн

Удостоверение о повышении квалификации

1

1

Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте

О программе

 

Актуальность курса «Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте» определяется тем, что неблагополучие психологического развития современных детей с нарушениями речи связано с большим рядом факторов, среди которых важно подчеркнуть различные проблемы развития их мозга, приводящие к дезадаптации (учебной, коммуникативной и социальной). В связи с этим, Метод замещающего онтогенеза (по А.В. Семенович) и его лингвистические модули (Т.Н. Ланина), разработанные в рамках нейропсихологии детского возраста и доказавшие свою высокую эффективность в течении многих лет работы – являются эффективными нейропсихологическими технологиями предупреждения и преодоления проблем психологического развития детей, в том числе и речевого развития.

 

С 2015 года основные теоретические положения и научно-практические разработки данного Метода и его речевых модулей внесены в реестры ФГОС дошкольного и школьного образования, инклюзивного образования и стали обязательной частью общеобразовательного процесса. 

 

Курс «Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте» разработан в рамках междисциплинарного подхода, что предопределяет возможность создания комплексной программы системного клинико-психолого-педагогического сопровождения детей с различными вариантами речевого развития (норма, субнорма, патология).

 

Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области нейропсихологии детского возраста. Формирование у специалистов-профессионалов навыков реализации и создания здоровьесберегающих, развивающих и коррекционных программ по нейропсихологическому сопровождению детей с различными вариантами речевого развития, построенных на фундаменте «метода замещающего онтогенеза». 
 

Совершенствуемые компетенции

 

Планируемые результаты образовательной программы, включая перечень получаемых и/или совершенствуемых профессиональных компетенций
 

Знать

Уметь

По итогам обучения слушатели

Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте

Содержание

 

Учебный план программа повышения квалификации
«Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте»


Целью программы является усовершенствование компетенции по использованию психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее психолого-педагогическое образование, а также студенты старших курсов профильных вузов.

Общее количество часов (трудоёмкость): 60 часов 
Продолжительность: 1 месяц
Формы обучения: очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Режим занятий: рабочие дни – вебинары (4 ч), суббота, воскресенье – 10.00-18.00 ч (очно и онлайн) (2 раза) 

 

Наименование разделов, дисциплин Всего часов В том числе: Форма контроля
Всего ак.ч самост. работа
1. Модуль 1. Теоретический. Нейропсихологические основы речевой компетенции 20 10 10 зачет
1.1 Мозг и речевые процессы 4 2 2 -
1.2 Речевое развитие современных детей 4 2 2 -
1.3 Нейропсихологическое сопровождение речевого развития 6 4 2 -
1.4 Источники речевых способностей 6 2 4 -
2. Модуль 2. Практический. Модули «метода замещающего онтогенеза», направленные на углубленную профилактику и коррекцию речевого развития 40 22 18 зачет
2.5 Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи 14 8 6 -
2.6 Программы «Карусели», «Дельфины». Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи 12 6 6 -
2.7 Программа «Колокольчик». Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Формирование слухового неречевого и речевого гнозиса. 14 8 6 -
3. Итоговая аттестация - - - зачет
  ВСЕГО: 60 32 28 -

 

 

Содержание программы
 

Модуль 1. Нейропсихологические основы речевой компетенции (по А.В. Семенович)

Источники речевых способностей. Взаимодействующие каналы коммуникаций (обонятельные, тактильные, зрительные, слуховые, болевые и т.д.) с природным окружением и другими людьми.
Вокализационные способности: подражание, имитация звуков природы, зверей, птиц и людей, самостоятельное звукоизвлечение и звукообразование, объединение звуков в первые слова.
Позно-жесто-мимический репертуар. Врожденные механизмы обучения (импритинг - запечатление, иммитация – копирование и подражание, наблюдение – зеркальные нейроны, экстраполяционное поведение).

Мозг и речевые процессы. Функции подкорковых структур, левого и правого полушария, влияющие на развитие речевых процессов в онтогенезе. 
Речевые факторы левого полушария оказывают влияние на формирование импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь (понимание): фактор фонематического слуха; фактор – объем слухореречевого восприятия и памяти; квазипространственный фактор (понимание грамматического строя речи); номинативный фактор – называние (словарь предметов, действий и эпитетов). Экспрессивная речь (говорение): кинестетический или артикуляторный фактор речи; кинетический фактор (переключение с одного звука на другой); динамический фактор или способность к самостоятельному речевому высказыванию (формирование динамических схем предложения во внутренней речи). 
Приоритетом правого полушария является вся совокупность познавательных и эмоционально-личностных аспектов рече-языковой компетентности человека в ее невербальном эквиваленте (паралингвистические параметры речевой функции - вокализации, интонации, ритмология, жесты, мимика, пантомимика и т.д.). речи. Фундаментальной функцией правого полушария является соматогнозис и его дериваты (пространственные способности, интуиции и эмоции).
Функции подкорковых структур: организация соматоневрологических процессов; нейродинамический фактор; реализация генетически заданных актов поведения; взаимосвязь между мотивационными, эмоциональными, психосоматическими и когнитивными процессами; формирование предпосылок функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия; обеспечение базовых форм поведения.

Речевое развитие современных детей. Основные нейропсихологические закономерности речевого развития предполагают следующие принципиальные моменты. Развитие речи – одна из линий единого процесса психологического развития. Логопатии всегда выступают как целостный синдром (совокупность симптомов, объединенных единым патологическим механизмом). Дефицитарность конкретного фактора обнаруживает свое влияние на другие различные функции. 
Каждая речевая функция состоит из ряда уровней и звеньев. В онтогенезе имеет место опережающее формирование импрессивной речи по сравнению с экспрессивной. Наиболее долго формируются в онтогенезе высшие речевые синтезы (номинация, понимание логико-грамматических конструкций и продуктивная речь). Нейросоматическая организация речевой функции зависит от зрелости нервных и соматических систем. 
Разбор и анализ ряда причин, приводящих к неблагополучию речевого развития современных детей (нарушение сенсомоторного репертуара, несформированность невербальных средств коммуникации и речевых факторов, наличие пато-неврологических знаков, дефицитарность подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий и т.д.).

Нейропсихологическое сопровождение речевого развития. Формирование психомоторных взаимодействий – базовое условие речевого развития, фундамент для профилактики, коррекции и абилитации (направленное развитие). Основные линии формирования речи: 1) невербальные паралингвистические средства коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, интонации, ритмы, вокализация) и 2) вербальные лингвистические средства коммуникации (фонетико-фонематические и артикуляторные процессы, номинация, логико-грамматические или квазипространственные процессы, связная продуктивная речь (диалог и монолог). Формирование данных условий возможно через реализацию «метода замещающего онтогенеза» и его речевых модулей.

Самостоятельная работа. Чтение литературы, посвященной вопросам к разделу. Составление профессионального словаря, схем и таблиц по данной теме.
 

Модуль 2. Модули «метода замещающего онтогенеза», направленные на углубленную профилактику и коррекцию речевого развития (по А.В. Семенович, Т.Н. Ланиной)

Данный модуль представлен в виде практических занятий со слушателями, где интегрируются логопедические и нейропсихологические технологии клинико-психолого-педагогического сопровождения детей различным речевым дизонтогенезом. Здесь осуществляется демонстрация и разбор упражнений со слушателями, а также показ их на детях с нарушениями речи, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении по «методу замещающего онтогенеза» и его модулям. Со слушателями разбираются методические рекомендации к каждой программе (направленность, этапность, цикличность, разделы и конспекты занятий). Так же будет представлен видеоряд по заявленным программам.

Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи. Методический материал собран на основе русского народного фольклора и структурирован с учетом правил использования нейропсихологического сопровождения детей с различными вариантами речевого развития..

Программа «Карусели» и «Дельфины». Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи. Формирование одновременных и реципрокных взаимодействий в общей, мелкой, артикуляционной и глазодвигательной моторики.

Программа «Колокольчик». Формирование слухового неречевого и речевого гнозиса. Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. 

Самостоятельная работа. Чтение литературы, посвященной вопросам к разделу. Практическое освоение упражнений данного раздела. Подготовка кейса с проектом применения «речевых модулей метода замещающего онтогенеза» в образовательной организации или в индивидуальной коррекционной программе.

Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте

Поступление

 

Требования к слушателям:
 

Программа для психологов, дефектологов, врачей, организаторов проектов, учредителей благотворительных фондов и администраторов образовательных и коррекционных учреждений, специалистов медико-социальных служб.

 

Как поступить
 

  1. Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

  2. Оформить документы, необходимые для зачисления

    • Копия страниц паспорта с личными данными и регистрацией.

    • Копия диплома о высшем образовании с приложением.

    • Копия свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

    • Заявление на имя ректора (форма выдается при поступлении).

    • Личный листок слушателя (форма выдается при поступлении).

    • 1 фотография размером 3х4 см.

  3. Условия поступления на программу 

    • Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

Модули метода замещающего онтогенеза. Углубленная профилактика и коррекция речевого развития в детском возрасте

Стоимость

 

Стоимость за весь период обучения:
 

очная форма обучения – 15 000 рублей

онлайн-формат – 10 000 рублей

1

5