Фестиваль транзактного анализа
14 апреля в Московском Институте Психонализа состоялся «Фестиваль транзактного анализа» в форме открытого бесплатного дня семинаров, лекций и мастер-классов для всех желающих, которые проводили мастера Международной школы транзактного анализа.
Придя на фестиваль, участники имели возможность познакомиться с теорией транзактного анализа, формулой игры, с анализом ролей в драматическом треугольнике Карпмана: Преследователь, Спасатель, Жертва. А также узнали, почему люди играют в игры, и какие преимущества несут игры в контакте с самим собой и с другими людьми. Узнали об иных эффективных стратегиях как альтернативы играм. Смогли побывать в роли клиента и психотерапевта, задать интересующие их вопросы и получить на них ответы.
Что же такое транзактный анализ?
Транзактный анализпредставляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.
Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.
Транзактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.
Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к транзактному анализу пришелся на 1970-е годы.
Транзактный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
- Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
- Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
- Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.
Фестиваль начался с презентации Международной школы транзактного анализа.
Международная школа транзактного анализа совместно с Московским Институтом Психоанализа занимается подготовкой специалистов европейского уровня в области ТА по стандартам Европейской Ассоциации транзактного анализа (ЕАТА). Критерием этого уровня может являться только высокий статус преподавателя. Преподавателями Международной школы транзактного анализа являются тренеры и супервизоры Европейской Ассоциации транзактного анализа (ЕАТА).
Далее вниманию слушателей была представлена лекцияЛюдмилы Шёхолмпо теории игр«Что наша жизнь? Игра».Людмила Шёхолмявляется членом ЕАТА, сертифицированным транзактным аналитиком ЕАТА, членом Санкт-Петербургской Ассоциации Транзактного Анализа, членом Финляндской ассоциации Транзактного Анализа. Л. Шёлохм закончила Восточно-Европейский институт психоанализа. Преподавала психологию и педагогику, психологию управления, психологический практикум в Государственном Университете Аэрокосмического приборостроения. Шестнадцать лет практиковала краткосрочную и долгосрочную психоаналитическую психотерапию, индивидуальную и групповую психотерапию. Работает с такими сложными вопросами личной и семейной терапии, как межнациональные браки, обладает опытом консультирования по скайпу.
На семинаре Людмилы Шёлом слушателям задавались очень важные вопросы, такие как:
Приходилось ли вам при взаимодействии с другим человеком испытывать неприятные чувства, и не говорили ли вы себе после этого следующее: «Почему со мной постоянно случается подобное?»; «Как это могло опять случиться?». Испытывали ли вы удивление при таком неблагоприятном исходе и понимали ли, что что-то подобное ранее уже происходило с вами?
И давались на них ответы:
Если ваше взаимодействие с другим человеком протекало подобным образом, то согласно теории Транзактного Анализа (автор Э.Берн» Игры, в которые играют люди»), вы играли в психологические игры. Игры – это устаревшие стратегии прошлого, которые до сих пор влияют на поведение людей «здесь и сейчас». Люди играют в игры для того, чтобы укрепить свой сценарий, а именно план жизни, составленный в детстве, который помогал им выжить. Делают они это автоматически и бессознательно. Для успешного функционирования в актуальной жизни эти стратегии становятся непригодными.
Участники семинара познакомились с теорией игр, формулой игры, с анализом ролей в Драматическом Треугольнике Карпмана: Преследователь, Спасатель, Жертва. А также узнали, почему люди играют в игры, и какие преимущества несут игры в контакте с самим собой и с другими людьми.
Далее прошёлмастер-класс индивидуальной терапиив транзактном анализе, который провелаЯковлева Марина Вадимовна.Яковлева М.В.- психолог-консультант, специалист Европейской Ассоциации Консультирования (ЕAC), действительный член ЕАТА (Европейская Ассоциация Транзактного Анализа), СОТА (СПб Ассоциация ТА) и член ОППЛ (Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига) с 2001года. Преподает Возрастную психологию и Транзактный Анализ в ВУЗе. Имеет статус сертифицированного преподавателя в Российской Ассоциации Европейского Консультирования (РАПК).
Мастер-класс Яковлевой М.В. позволил получить представление о том, как проводится индивидуальная работа в данном направлении психологии. Участникам представилась возможность попробовать себя в роли терапевта при профессиональной поддержке ведущего. Также можно было подойти к решению своей конкретной проблемы, побывав в роли клиента или наблюдателя, роль которого тоже не случайна.
Этот мастер-класс многим помог вдохновиться на решение своих личных проблем и продвижение своей личной психологической практики.
Заключительный мастер-класс, который был представлен на фестивале, назывался«Поглаживания и структурирование времени»
В групповом режиме работы, принятом в транзактом анализе была рассмотрена тема «поглаживаний» и та структура времени, которая присуща индивидуально каждому участнику.
Участники могли определить индивидуально свой профиль поглаживаний и структуру времени, увидеть пути изменения для своего личностного развития, получили представления о групповой работе в транзактном анализе.
Также были рассмотрены следующие темы: виды поглаживаний, поглаживание и подкрепленноё поведение, экономия поглаживаний, раздача и прием поглаживаний, "хорошие" и "плохие" поглаживания.
В заключительной части фестиваляпрозвучало выступление Татьяны Ильиничны Сизиковой, после которого она смогла ответить на вопросы слушателей. Сизикова Т.И. является международным сертифицированным тренером и супервизором ЕАТА, известным психологом-практиком в области транзактного аналитиза, руководителем учебных программ Международной Школы Транзактного Анализа.
Конечно же, этот фестиваль не является последним событием такого рода в нашем институте. Мы будем регулярно организовывать подобные мероприятия. И, безусловно, всегда будем рады видеть на них наших студентов, слушателей и гостей!