"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Лев Аркадьевич Хегай

Специальность:

аналитический психолог

Психотерапевтическая позиция:

Я уважаю коллег за желание помогать людям, но считаю, что большинство психологов и психотерапевтов скорее вредят, чем помогают своим пациентам. Усиление уверенности в себе, самоконтроля и независимости или улучшение навыков общения принесут пользу только, если человек хорошо понимает «кто я», «чего я хочу от жизни», «каково мое место в мире». А чтобы помогать другим искать ответы на эти ключевые вопросы бытия, психолог сам должен пройти долгий и нелегкий путь духовного развития. Иначе «слепой будет вести слепого».

Психотерапевтический стиль:

Я не согласен с бытующим мнением, что «психоанализ – это долго, дорого и множество правил». Психотерапия – это совместное творчество с пациентом, поэтому нашей задачей является найти оптимальную для него форму работы.

Членство в обществах: 

  • Индивидуальный член Международной Ассоциации Аналитической Психологии (IAAP) с 2004 года 
  • Член Российского общества аналитической психологии, первый вице-президент 2004-2007 
  • Обучающий аналитик и супервизор Московской Ассоциации Аналитической психологии (МААП) 
  • Член Русского психологического общества

 Преподает 

 

Образование

Высшее химическое и психологическое (МГУ им. М.В. Ломоносова).

 

Юнгианское образование: 

  • Первая программа IAAP в России 1991-1997
  • Программа IAAP и Института К.Г.Юнга (Цюрих) в Москве, 1998-2000
  • Супервизорская программа IAAP и SAP в Санкт-Петербурге, 2001-2003
  • Школа для супервизоров IAAP в Лондоне, 2009 

Сфера научных интересов

  •  преподавание аналитической психологии
  • психология постмодернизма 

Должность:

  • Старший преподаватель Московского института психоанализа
  • Зав. отделением повышения квалификации Московского института аналитической психологии и психоанализа 

Научно-организационная работа:

  • Один из основателей МААП и РОАП, член Методического совета МААП
  • Участие в создании дочерних МААП юнгианских групп в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Кемерово, а также в Молдавии, Белоруссии и Казахстане.
  • Член оргкомитета международных конференций МААП

Научная позиция:

Аналитическая психология – открытая система. Она непрерывно развивается, интегрируя самые последние достижения в экспериментальной психологии, когнитивных исследованиях и нейронауках, в современной физике и биологии. Но самый значительный потенциал юнгианцы обнаруживают в гуманитарных областях: философия, мифология и религиоведение, социология, политология, литературная критика.

В пестром юнгианском мире сегодня только аналитики классической (цюрихской) и архетипической (хиллманианской) школ реализуют эти сильные стороны нашего подхода. Что касается аналитиков школы развития (лондонской), которая сделала много в 1980-е для диалога с фрейдистами, то, к сожалению, многие из них застряли в устаревших и ошибочных теориях объектных отношений и больше не соответствуют духу времени.

Преподавательская работа:

  • Преподаватель курса «Техника юнгианского анализа: современное развитие» 
  • Преподаватель базового курса МААП по юнгианской психотерапии
(темы основных семинаров: «Анамнез, история жизни, реконструкция, психоистория», «12 архетипов», «Символ и интерпретация», «Юнгианское толкование сновидений», «Аналитический ритуал», «Диалектика аналитических отношений», «Введение в юнгианскую психопатологию», «Мазохизм и психология жертвы», «Меланхолия», «Тело и душа: юнгианский подход к психосоматике», «Современный психоанализ о любви и гендерных отношениях»). 

Клиническая работа:

Частнопрактикующий психоаналитик и супервизор, прием в районе ст. м.Коломенская
 

Прикладной психоанализ:

Опыт бизнес-консультирования международных компаний, сотрудничества с политологами и журналистами, участия в различных гуманитарных проектах.

 

Публикации

Книги:

  • Л.Хегай «Уроки аналитической психологии», 2005
  • М.Стайн, Л.Хегай, О.Телемский «К.Г.Юнг и психология мистицизма», 2010

Учебные пособия:

  • С.Раевский, Л.Хегай «Методы в аналитической психологии» в сб. «Основные направления современной психотерапии» под ред. А.М.Боковикова, 2000

Главный редактор проекта МААП «Юнг и современный психоанализ», в рамках которого вышли книги и сборники:

  1. Хрестоматия по глубинной психологии, 1 часть, 1996
  2. Хрестоматия по глубинной психологии, 2 часть, 1997
  3. Дж. Хендерсон, Психологический анализ культурных установок, 1997 (переизд. 2007)
  4. Г. Джексон, Мужчина и мужчина: психоанализ отношений, 1998
  5. Кембриджское руководство по аналитической психологии, 2000
  6. М. Якоби, Стыд и истоки самоуважения, 2000
  7. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, 2002
  8. Д. Сэджвик, Раненный целитель, 2007
  9. Л. Зойя, Наркомания. Патология или поиск инициации?, 2007
  10. Юнг, Уилрайт, Нойман, «Анима и Анимус», 2008
  11. Винникотт и аналитическая психология, 2009
  12. М.Стайн, Л.Хегай, О.Телемский «К.Г.Юнг и психология мистицизма», 2010
  13. Глубинная психология и мифология, 2011

Статьи:

Доклады на международных конференциях:

Наиболее важные интернет-публикации:

Интервью:

  1. Для журнала «Психоложи», журнала «Юнгианский анализ»
  2. Для сайтов  www.flogiston.ru , www.jungland.ru,  www.maap.ru, и др.
  3. Видеодоклад "Психоанализ будущего" часть 1-1
  4. Видеодоклад "Психоанализ будущего" часть 1-2
  5. Видеодоклад "Мистико-философские аспекты теории К.Г. Юнга"

Авторские проекты

Интернет-портал «Навигатор грез» 
Предназначен для помощи в выборе оптимального стиля жизни на основе адаптированной методики «12 архетипов» юнгианского аналитика К.Пирсон (США)
 
Кинолекторий Мистико-философские аспекты теории К.Г. Юнга: современное переосмысление (2009-2012)
Аналитическая психология родилась из  синтеза двух течений: научной психиатрии и психоанализа XIX века и универсальной духовной традиции. На идеи К.Юнга сильно повлияли легендарный Гермес Трисмегист, древнегреческие философы и орфики, раннехристианские гностики, средневековые алхимики, масоны и розенкрейцеры, спиритуалисты и теософы, а также восточные религии, с которыми Запад познакомился уже в XX веке.
В сложившейся структуре юнгианского обучения мы слишком много концентрируемся на терапевтической практике и отдельных постъюнгианских аналитических теориях, и упускаем богатый философский и мировоззренческий потенциал юнговской психологии. Без знания древних мистических учений – важнейшего источника творческого вдохновения Юнга – невозможно адекватное понимание его трудов. Для освоения этого ресурса необходим другой формат встреч: не лекции, не тренинг и не терапевтическая группа, а философский коллоквиум. Участники будут иметь возможность выступлений на заранее сформулированные темы, причем часть дискуссии будет вынесена на форум до и после встречи, а позже возможна публикация на сайте и в юнгианских изданиях.
 
Кинолекторий №1 
Духовные поиски древних греков
Философии Платона, Пифагора и неоплатоников. Мифология, культы и мистерии. Легенда об Орфее. Путь миста, путь поэта. Орфизм и истоки христианства. Орфические корни глубинной психологии. Орфей и орфизм в искусстве постмодернизма.
Фильм «Орфей» Ж. Кокто
 
 
Кинолекторий №2 
Дионис и дионисийство 
Миф и мистерии Диониса. Аполлонический и дионисийский пути. К.Кереньи: Дионис и миф неуничтожимой жизни. Ницше, психоанализ и постмодернизм – вокруг дионисийского. 
Фильм «Когда Ницше плакал» (2007)
 
 
Кинолекторий №3 
Комплекс Прометея
Человек, технология, техногнозис в XXI веке: от триумфа к кризису. Прометей и Эпиметей как психологические типы. Прометей и Люцифер как романтические герои. Комплекс Прометея в психопатологии современного человека. 
Видеофрагменты: сравнение образов Прометея в советской революционной пропаганде и современной поп-культуре.
 
 
Кинолекторий №4 
Гностицизм и глубинная психология
Духовные поиски ранних христиан, ессеев и гностиков. Сенсационное Евангелие Иуды, обнародованное только в 2006. Кодекс Юнга. Вклад Юнга в психологическое понимание гностицизма. Психоанализ как гностический путь. 
Знаменитый фильм Луиса Бунюэля «Симон пустынник» о сирийском святом V века.
 
 
Кинолекторий №5 
Тайна химический свадьбы
Парацельс, алхимия и розенкрейцеры как предшественники глубинной психологии. Психологическое понимание текста основоположника ордена розенкрейцеров Валентина Андреа «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1459г». Статьи Юнга о Парацельсе. Психологический смысл алхимии. Почему Парацельс дружил с розенкрейцерами, но не примкнул к ним? Путь мистика и путь алхимика по Р.Штайнеру.
Фрагменты фильма: «Парацельс» (1943, Германия, Реж.: Георг Вильгельм Пабст) – биографический фильм, парадоксально получивший одобрение фашистского режима.
 
 
Кинолекторий №6 
Чаша Грааля: в поисках психологического истолкования
Через 2000 лет после евангельских событий легендарная Чаша Грааля со святой кровью Спасителя снова в центре внимания человечества благодаря бестселлеру Дэна Брауна «Код да Винчи». Архетипический образ возвращается из забвения в самые критические моменты истории.
Что ищут в Граале современные люди? Способен ли Грааль исцелить глобальный кризис?
Обладает ли своим Граалем психология и психоанализ? Как мы сегодня понимаем древние символы из мифов о Граале? Как тема Грааля, рыцаря Парцифаля, Короля-рыбака проходит через жизнь отдельного человека? 
 
Документальный фильм: «Святой Грааль» (Италия, 2006)
 
Кинолекторий №7 
Мировая Душа в мистике Франциска Ассизского и Дж. Бруно
У двух великих итальянских мистиков Св. Франциска Ассизского (XIII век) и Джордано Бруно (XVI век) были очень схожие воззрения, но противоположная судьба. Первый основал монашеский орден и был канонизирован церковью, а второй сожжен на костре и оправдан только в XXI веке совокупно с другими еретиками.
С позиции аналитической психологии К.Г. Юнга мы рассмотрим мистико-психологический опыт этих двух великих личностей в свете архетипа Мировой Души (Anima Mundi) и его роли в духовной истории Европы. 
Фрагменты фильмов: 
«Франциск – шут божий» (Италия, 1950), реж.Р. Росселини по сцен. Ф.Феллини
«Джордано Бруно» (Италия, 1973), реж. Дж.Монтальдо
 
 
Кинолекторий №8 
Якоб Беме и Эммануил Сведенборг как предшественники глубинной психологии
Якоб Беме (XVII век) – этот знаменитый «тевтонский философ», почитаемый, по мнению Н. Бердяева, как «величайший из мистиков», считался К.Юнгом предшественником глубинной психологии. Гениальный шведский ученый и политик Э.Сведенборг (XVIII век) посвятил вторую половину жизни постижению духовного мира, оставив 50 томов сочинений. Ученый или мистик? Шизофреник или пророк? О его загадке писали Э.Кант и К.Ясперс, Х.Л.Борхес и Вл.Соловьев и многие другие. 
Фильм «Привидение» (США, 1990)
 
 
Кинолекторий №9 
К.Г.Юнг и великие традиционалисты Р.Генон и Ю.Эвола
Рене Генон (1886-1951) и Юлиус Эвола (1898-1974) – известные философы-эзотерики, писатели и культурологи, основатели традиционализма. Генон активно выступал против материализма, гуманизма, демократии и технического прогресса, предрекая гибель Западному миру. Будучи епископом гностической церкви, а в конце жизни суфием, он ратовал за возвращение к древней духовной Традиции, дарованной самой Софией – Премудростью Божией. Сегодня это учение имеет немало сторонников в России, ищущих его политического воплощения. 
Почему Генон не принял психоанализ, назвав его анти-традицией? Как психоаналитики и философы-традиционалисты видят решение проблем современной цивилизации? Возможен ли диалог или синтез? Является ли глубинная психология духовным учением, и помогает ли она в духовных поисках? Кто победит в схватке за будущее: фундаменталисты или модернисты?
 
Отрывки из фильма «У нас есть Папа» (2011, реж.Н.Моретти, Италия - Франция). В этой трагикомедии новоизбранный Папа Римский нуждается в помощи психоаналитика. Это знаковый фильм для нашего века: религиозная традиция сталкивается с психоанализом.
 Цикл: Восточные учения и глубинная психология
 
Кинолекторий №10 
Психоанализ и дзэн-буддизм
Фильм «Смерть мастера чайной церемонии» (1989, Япония)
Это один из лучших художественных фильмов, посвященных дзен-буддизму. Знаменитый дзэн-мастер XVI века Рикю, основавший школу чайной церемонии, действующую в Японии и поныне, сделал из своего самоубийства загадку (коан), постичь которую пытаются его ученики. Путь чая ведет к Просветлению, выводящему за пределы жизни и смерти… 
Как глубинная психология понимает опыт медитации и Просветления? Совместим ли дзэн и психоанализ? На какие актуальные вопросы современности отвечает ставший популярным во второй половине XX века на Западе дзэн-буддизм?
 
 
Кинолекторий №11 
Психоанализ и йога. Евангелие Рамакришны
Совместимы ли йога и психоанализ? Как фрейдисты и юнгианцы понимают психологию мистического опыта йогов? Какую роль оказала йога на Юнга и других психологов? Какую роль играет йога в духовных поисках современного человека? В чем секрет ее популярности? Отличие мистического экстаза от истерии и психоза. Кому йога противопоказана? 
Эти и другие вопросы мы рассмотрим на примере истории Шри Рамакришны (1836-1886). Это один из самых почитаемых индийских святых, реформатор индуизма, основатель действующих по сей день монашеского Ордена и Миссии Рамакришны, оказавших большое влияние на открытие Западом йоги и индийской философии.
Фрагмент фильма: Tenali Ramakrishna (Индия) с переводом на рус.
 
 
Кинолекторий №12 
Тибетский буддизм и психология К.Г.Юнга
Чем объясняется огромный интерес западных людей к Тибету? Комментарии К.Юнга на священный текст тибетского буддизма «Бардо Тходрол». Параллели между аналитической психологией и тантрическим буддизмом. 
Фрагмент фильма: «Тибетская книга мертвых» (1994, Канада, Франция, Япония)
Отдельная дополнительная лекция «Психоанализ веры», посвященная концепции М.Эйгена, 2009