Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Вопросы к выпускным экзаменам 2011/2012

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Место психологии в системе наук о человеке.
  2. Психология как наука и как сфера обыденной жизни.
  3. Специфика психологического знания.
  4. Структура современной психологии.
  5. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
  6. Психические явления и их свойства.
  7. Классификация психических явлений.
  8. Основные категории психологической науки.
  9. Психологическая наука и практика.
  10. Психология как наука о поведении.
  11. Методологические принципы психологии.
  12. Принцип системности в психологии.
  13. Категория деятельности в психологии.
  14. Проблема сознания в психологии.
  15. Природные предпосылки психики человека.
  16. Проблема бессознательного в психологии и психоанализе.
  17. Принцип единства сознания и деятельности.
  18. Принцип целостности в гештальтпсихологии.
  19. Принцип детерминизма в психологии.
  20. Культурно-исторический подход в психологии.
  21. Закон в психологии.
  22. Методы психологического познания.
  23. Наблюдение в психологическом исследовании.
  24. Мозг и психика. Проблема локализации психических функций.
  25. Психофизиологические методы в психологии.
  26. Эксперимент в психологии.
  27. Познание как прием, переработка, хранение и использование информации человеком.
  28. Ощущения и их классификация. Пороги чувствительности. Основной психофизический закон.
  29. Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия. Теории восприятия.
  30. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Теории внимания.
  31. Память как познавательный процесс. Виды и закономерности памяти. Теории памяти.
  32. Характеристика образных явлений. Свойства и функции представлений. Особенности воображения.
  33. Психологическая характеристика мышления. Виды и формы мышления. Теории мышления.
  34. Направленность личности. Потребности и мотивы.
  35. Установки человека. Теории установки.
  36. Язык и речь. Виды и функции речи. Вербальное и невербальное общение.
  37. Проблема общения в психологии.
  38. Эмоции: свойства, функции и закономерности протекания. Теории эмоций.
  39. Воля и волевые качества личности.
  40. Проблема личности в психологии. Основные подходы к исследованию личности.
  41. Концепция личности в гуманистической психологии.
  42. Индивид, личность, индивидуальность: сопоставительный анализ.
  43. Психологические особенности формирования и развития личности.
  44. Характеристика темперамента. Типологии темпераментов. Теории темперамента.
  45. Проблема способностей в психологии.
  46. Природа характера, его структура и функции. Взаимосвязь темперамента и характера.
  47. Психологические механизмы защиты личности.
  48. Соотношение общения и деятельности в психологии.
  49. Психологическое строение деятельности.
  50. Предмет психологии: логика развития.
  51. Тенденции развития российской психологии.
  52. Характеристика современного состояния отечественной психологической науки и практики.
  53. Интеллект: свойства, функции, виды.
  54. Психические образования, их виды и свойства. Понятие опыта.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

  1. Основные психоаналитические концепции развития в психоанализе, их применение в клинической практике.
  2. Регрессия и клинический процесс. Патогенные регрессии.
  3. Психоаналитическая классификация психических расстройств, диагностика и оценка.
  4. Понятие о невротическом конфликте и образовании симптомов. Процесс их проработки в детском психоанализе и анализе взрослых.
  5. Психоаналитические гипотезы о природе психических расстройств.
  6. Метапсихологический подход к генезису механизмов психологической защиты в соотношении с соответствующими типологическими особенностями психопатологических расстройств.
  7. Расстройство пищевого поведения. Их диагностика, оценка, принципы психоаналитической психотерапии.
  8. Практическое использование в психоанализе концепции фаз психосексуального развития, их диагностика и клиническая оценка в детском психоанализе и анализе взрослых..
  9. Пресуицидальные состояния у подростков, принципы психоаналитической практики.
  10. Эдипов комплекс в психопатологии детей, подростков и взрослых.
  11. Личностные расстройства у подростков и взрослых, их психоаналитическая диагностика.
  12. Процесс сепарации-индивидуации и формирование психопатологических расстройств..
  13. Психоаналитическое понимание неврозов, их классификация, диагностика, оценка.
  14. Функциональные психосоматические расстройства у детей, подростков и взрослых. Эволюционные линии их развития.
  15. Психоаналитические концепции депрессий. Диагностические аспекты, оценка симптоматики.
  16. Мазохизм, психоаналитические механизмы мазохистических фантазий.
  17. Психоаналитические гипотезы о природе психотических расстройств, диагностика, оценка.
  18. Центральная маструбационная фантазия в понимании психопатологии.
  19. Нарциссические личностные расстройства, особенности идеализирующего переноса в психоанализе.
  20. Психоаналитическая концепция пограничных состояний, критерии диагностики.
  21. Типы характера в психоанализе, их диагностика, особенности защитных механизмов.
  22. Понятие орального и анального характера в клинической практике.
  23. Расстройства “Я” и патология развития на первых годах жизни ребенка, диагностика и оценка.
  24. Инфантильный невроз, диагностика, оценка в детском психоанализе.
  25. Роль фиксации и регрессии в формировании психопатологии.
  26. Перверсии как прегенитальные фиксации в клинической практике, их диагностика, оценка.
  27. Фобические состояния, их психические механизмы, этиология и оценка.
  28. Влияние анального эротизма на формирование характера. Оценка анально-эротических проявлений в детском психоанализе и анализе взрослых.
  29. Понятие психической травмы и фиксации.
  30. Понятие о психосексуальной ориентации. Нарушения сексуальной идентификации. Особенности психоаналитической работы с пациентами с нарушениями сексуальной идентичности.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПРАКТИКE И ТЕХНИКE ПСИХОАНАЛИЗА

  1. Психоаналитический процесс. Характерные психодинамические особенности процессуальных моделей, критерии их эффективного использования в аналитической практике. Понятие фаз в аналитическом процессе.
  2. Ретроспективные интерпретации переноса и интерпретации переноса, возникающего “здесь-и-теперь”, их применение в аналитической практике. Зависимость явлений переноса от психоаналитической техники. Примеры.
  3. Начальное интервью: задачи психоаналитика и способы их решения. Практические примеры
  4. Психоаналитическое понятие трансферентного невроза. Особенности его анализа и интерпретации. Примеры.
  5. Терапевтические аспекты начального интервью. Отбор пациентов для психоаналитической терапии. Оценка и прогноз динамики аналитического процесса.
  6. Правила организации психоаналитической ситуации. Многофункциональность психоаналитических правил. Свободная ассоциация: фундаментальное правило терапии. Примеры.
  7. Контрперенос в психоаналитической практике. Теоретическое развитие концепции контрпереноса. Виды контрпереноса.
  8. Эротизированный перенос, его феноменология, особенности анализа и интерпретации. Практические примеры.
  9. Позитивный перенос, его феноменология, особенности анализа и интерпретации. Примеры.
  10. Негативный перенос, его феноменология, особенности его анализа и интерпретации. Примеры.
  11. Терапевтические возможности использования материнского эротического контрпереноса в анализе тяжелых травматических пациентов. Овладение аналитиком реакциями контрпереноса.
  12. Негативная терапевтическая реакция, особенности ее проработки в анализе.
  13. Общее представление о защитных механизмах личности. Виды защитных механизмов, их характеристика, особенности проявления. Примеры.
  14. Психоаналитическая теория сопротивления. Клинические признаки и проявления сопротивления. Классификация форм сопротивления.
  15. Функции сопротивления в аналитическом процессе. Сопротивление и защитные механизмы. Отказ от чувств и «отыгрывание вовне» агрессивных импульсов. Примеры.
  16. Техники интерпретации сновидения. Сновидение как индикатор бессознательного конфликта.
  17. Сопротивление и перенос. Трансферентное сопротивление, его формы, клинические признаки и проявления. Примеры.
  18. Проявления сопротивления и переноса в сновидениях. Особенности анализа и интерпретации. Примеры.
  19. Особенности анализа и интерпретации различных форм агрессивных и деструктивных проявлений в аналитическом процессе.
  20. Учет дневных остатков, актуальной ситуации, реальных отношений “аналитик-пациент” при анализе сновидений.
  21. Психоаналитические правила. Особенности их применения.
  22. Основные принципы анализа сопротивления. Опасности и ограничения форсированного анализа сопротивления. Примеры.
  23. Метод свободных ассоциаций. Особенности использования метода в аналитическом процессе. Инструктирование пациента о фундаментальном правиле психоанализа.
  24. Материнский эротический перенос, его определение и характерные признаки проявления. Общие принципы анализа материнского эротического переноса.
  25. Теории переноса. Различные взгляды на возникновение, проявление и разворачивание переноса в аналитическом процессе.
  26. Заключительная фаза психоанализа, критерии завершения лечения. Факторы, влияющие на продолжительность анализа. Постаналитическая фаза.
  27. Интерпретации. Особенности использования интерпретаций в аналитическом процессе. Сложности, ошибки.
  28. Проработка травмы в аналитическом процессе. Воспроизведение травмы в переносе. Преодоление травматических переживаний.
  29. Современные представления об отличиях психоанализа и психоаналитической психотерапии.
  30. Выбор тактики психоаналитической терапии с учетом уровня психопатологических расстройств.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ДАГНОСТИКЕ

  1. Эволюция психоаналитических взглядов на проблемы нормы и болезни.
  2. Понятие «нормальности» в работах З. Фрейда.
  3. Эдипов комплекс как критерий здоровья в психоанализе Фрейда.
  4. Проблема нарциссизма как нормы или патологии.
  5. Концепция «анормальности», по Дж. Макдугалл.
  6. «Нарциссический невроз», по З. Фрейду.
  7. Психические структуры в психоанализе.
  8. Проблема клинического диагноза в психоанализе.
  9. Формирование психической структуры в динамике.
  10. Классификация психических структур с точки зрений теории влечений (Ж. Бержере).
  11. Классификация клинических структур с точки зрения структурной теории (О. Кернберг).
  12. Стабильные и нестабильные психические структуры.
  13. Основные особенности невротической структуры личности.
  14. Основные особенности пограничных состояний.
  15. Основные особенности психотических структур.
  16. Типы психических защит, их особенности.
  17. Защиты высшего порядка – и их соотношение с уровнями психических структур.
  18. Примитивные защиты, их соотношение с уровнями психического функционирования.
  19. Описательный диагноз, может ли он быть валидным.
  20. Структурная диагностика.
  21. Первертный путь развития, особенности его формирования.
  22. Психосоматический путь развития, особенности его формирования.
  23. Неврозы характера, их место в психических структурах.
  24. Особенности объектных отношений Эдипального и доэдипального уровней психического функционирования.
  25. Виды тревоги: дифференциация типа тревоги как один из способов определения уровня психического функционирования пациента.
  26. Особенности и основные отличия функционирования пациента на шизо-параноидной и депрессивной позициях: дифференциация уровней как способ диагностики.
  27. Психический фантазм как один из способов диагностики (Лапланш-Понтализ).
  28. Клинические проблемы постановки диагноза в психоаналитической терапии: валидность диагноза.
  29. Особенности переноса в различных психических структурах.
  30. Предварительный комплексный диагноз как способ выбора тактики и стратегии терапии.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

  1. Расстройства ощущений, восприятий и представлений.
  2. Расстройства памяти и интеллекта.
  3. Расстройства мышления.
  4. Нарушения сознания и самосознания.
  5. Шизофрения: симптоматология, классификация, клинико-динамические закономерности различных форм.
  6. Биполярное аффективное расстройство: клинические проявления, этиология и патогенез.
  7. Психопатии: клинические варианты и проявления.
  8. Понимание связи между эмоциями, мышлением и поведением в когнитивной терапии. Автоматические мысли.
  9. Когнитивная концептуализация. Базовые убеждения, компенсаторные убеждения, компенсаторные стратегии.
  10. Релевантный детский опыт в когнитивной терапии. Техники работы с релевантным детским опытом.
  11. Рациональные техники работы с дисфункциональными мыслями и убеждениями. Сократические вопросы.
  12. Техники бихевиоральной терапии.
  13. РЭПТ Альберта Эллиса.
  14. Базовые данности существования в экзистенциальной психотерапии.
  15. Цели экзистенциальной психотерапии как глубинной динамической психотерапии.
  16. Базовые концепции экзистенциальной терапии: концепция интенциональности, концепция присутствия и др.
  17. Понятие субъективного и объективного в экзистенциальной терапии. Движение к субъективности.
  18. Понятие вины и тревоги в экзистенциально-гуманистической психотерапии.
  19. Я-концепция в теории К.Роджерса и самореализация в теории А.Маслоу.
  20. Смысл жизни и причины невроза в теории В.Франкла.
  21. История возникновения, основные направления и виды арттерапии.
  22. Диагностические и терапевтические возможности арттерапии.
  23. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии.
  24. История возникновения телесно-ориентированной психотерапии и основные этические принципы в ТОП.
  25. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии (оргонная энергия, биоэнергия, заземление, мышечный зажим, мышечный блок, мышечный панцирь).
  26. Основные теории телесно-ориентированной терапии.
  27. Личность и мышечный панцирь в теории В.Райха и А.Лоуэна.
  28. Классификация базовых личностных проблем в телесно-ориентированной психотерапии (по В.Баскакову).
  29. Терапевтические факторы групповой терапии.
  30. Особенности групповой терапии детей и подростков.
  31. Групповые роли.
  32. Фазы групповой динамики.
  33. Функции руководителя группы и котерапевта.
  34. Группы личностного роста.
  35. Проблемно-ориентированные группы.
  36. Семья как система. Основные принципы работы семейного терапевта.
  37. Жизненный цикл развития семьи. Задачи семьи на разных этапах жизненного цикла.
  38. Теория семейных систем М.Боуэна. Основные понятия.
  39. Основные принципы понимания коммуникации в работах группы Пало Альто. Парадоксальная коммуникация.
  40. Техники семейной терапии в стратегическом подходе С.Минухина.
  41. Гомеостатический процесс в гештальт-теории. Его значение.
  42. Границы контакта в гештальт-терапии.
  43. Понимание невроза в гештальт-терапии.
  44. Зоны (слои) осознания по Ф.Перлзу.
  45. Зрелость личности и нарушения Эго-границ в теории гештальт-терапии.
  46. Основные правила гештальт-консультирования.
  47. Теоретические основы психодрамы.
  48. Психодраматические техники в групповой и индивидуальной работе.
  49. Психодрама в аспекте теории ролей Дж.Морено.
  50. Психодрама как расширение сознания: работа с символической реальностью.
  51. Психодрама в решении семейных проблем.
  52. Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевых игр.
  53. Факторы психотерапевтического воздействия в тренинговой группе.
  54. Основные принципы построения тренинга личностного роста. Цели, основные упражнения.
  55. Использование метафоры и ритуалов в различных тренинговых группах.
  56. Сексуальные дисгармонии, их отличие от девиаций, перверзий и половых психопатий.
  57. Основные современные классификации функциональных сексуальных нарушений.
  58. Современные методы лечения нарушений эрекции: рациональная психотерапия, патогенетическая терапия, сексуальная терапия.
  59. Психогенные и органические причины преждевременной эякуляции.
  60. Психотерапевтическая помощь при фригидности и аноргазмии.
  61. Супружеские сексуальные дисгармонии.
  62. Свойства бессознательного в топической теории психического аппарата.
  63. Структурная теория психического аппарата.
  64. Понятие о психодинамической, экономической и генетической составляющих психоанализа.
  65. Оральная фаза психосексуального развития.
  66. Анальная фаза психосексуального развития.
  67. Фаллическая фаза психосексуального развития.
  68. Понятие «Эдипов комплекс».
  69. Понятие «объектные отношения». Теория Маргарет Малер.
  70. Понятие психологического консультирования. Цели, задачи и виды психологического консультирования.
  71. Сравнение понятий психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.
  72. Этические принципы психологического консультирования.
  73. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога-консультанта. Проблема синдрома эмоционального сгорания у психологов-консультантов.
  74. Определение критериев эффективности психологического консультирования.
  75. Понятие консультативного контакта. Особенности установления консультативного контакта. Параметры консультативного контакта.
  76. Понятия переноса и контрпереноса.
  77. Этапы консультативного процесса.
  78. Первичная встреча с клиентом. Заключение консультативного контракта.
  79. Особенности завершения консультативного процесса. Этические принципы завершения.
  80. Диагностика в психологическом консультировании. Навыки наблюдения за клиентом.
  81. Локус жалобы, дифференциация понятий жалоба, проблема, запрос. Трансформация запроса.
  82. Сопротивление: его типы и стратегии работы.
  83. Консультирование «немотивированных» клиентов и клиентов, предъявляющих завышенные требования.
  84. Нейро-лингвистическое программирование: основные идеи, история создания, цель и основные понятия.
  85. Основные приемы, техники и методы НЛП (цель, показания для применения, этапы).
  86. Теория якорения. Ресурсные якоря и их применение.
  87. Рефрейминг, его виды и его использование.
  88. Самостоятельная психологическая помощь. Обучение клиентов методам самопомощи (самопознание, самоанализ, саморегуляция, самогипноз, имаготерапия, медитация и т.д.).
  89. Теория в консультировании, ее функции. Источники теорий консультирования, ограничение теорий консультирования.
  90. Виды классификаций основных направлений психологической помощи.
  91. Сходные и отличительные характеристики основных направлений психологической помощи (цель, задачи, особенности взаимоотношений «консультант – клиент», круг проблем, позиция консультанта, личность клиента, основные приемы, акценты в работе консультанта).
  92. Психосоматические теории и модели
  93. Психологические тесты в психосоматической практике
  94. Общие вопросы терапии психосоматических пациентов (внутренняя картина болезни, нозогении)
  95. Психосоматическая семья
  96. Особенности дистантного консультирования.
  97. Скриботерапия как разновидность дистантного консультирования. Специфика скриботерапии.
  98. История телефонной психологической помощи за рубежом и в России.
  99. Основные принципы работы и этика телефонной помощи.
  100. Психология и телефонное консультирование жертв сексуального насилия.
  101. Понятие смысла жизни у Ирвина Ялома.
  102. Создание доверительных отношений с клиентом в процессе психотерапии.
  103. Работа с немотивированным клиентом согласно подходу Ирвинга Польстера.
  104. Влияние неотреагированной потери на конфликты в семье (Моника Макголдрик).
  105. Особенности стиля Альберта Эллиса в работе с клиентами, имеющими иррациональные убеждения.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Клиническая психология: предмет и объект исследования. Клиническая и медицинская психология.
  2. Теория системной динамической локализации высших психических функций.
  3. Основные направления современной клинической психологии .
  4. Методы нейропсихологической диагностики (принципы построения, области применения).
  5. Нарушения зрительного восприятия при локальных поражениях мозга. Формы зрительных агнозий.
  6. Нарушение слухового гнозиса при локальных поражениях мозга. Виды слуховых агнозий.
  7. Нарушения тактильного гнозиса при локальных поражениях мозга. Виды тактильных агнозий.
  8. Примитивные и зрелые защитные механизмы, клинические примеры.
  9. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Афазии. Классификация афазий по А.Р.Лурия.
  10. Нарушения произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга. Формы апраксий.
  11. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Формы амнезий.
  12. Проективные методы исследования личности – возможности и ограничения.
  13. ТАТ – особые феномены как показатель конфликта.
  14. Понятие стресса как общего адаптационного синдрома. Факторы изменяющие связь стресса с психическим расстройством ( особенности личности, социальная сеть и социальная поддержка).
  15. Классификация форм психотерапии по теоретическим подходам ( психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, экзистенциально-гумманисический).
  16. Патопсихология: предмет и объект исследования.
  17. Психологические и биологические предпосылки возникновения неврозов.
  18. Классификация неврозов. Общие психологические особенности.
  19. Психогенные заболевания. Триада К.Ясперса.
  20. Практические задачи патопсихологии (экспертиза, оценка эффективности лечения, оценка работоспособности и другие).
  21. Патопсихологический синдром. Роль эндогенных и экзогенных факторов в генезе психических заболеваний. Динамика синдромов.
  22. Принципы построения патопсихологического эксперимента (методы патопсихологии, области применения).
  23. Нарушения восприятия при психических заболеваниях (роль смыслового аспекта восприятия, состояния сознания, эмоционально-личностной сферы).
  24. Расстройства личности в зрелом возрасте.
  25. Нарушения мышления при психических заболеваниях. Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник (методики исследования мышления).
  26. Нарушения эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях (шизофрения).
  27. Нарушения эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях (эпилепсия).
  28. Нарушения эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях (психопатии).
  29. Синдромы 1-го ранга К.Шнейдера при шизофрении.
  30. Генерализованное тревожное расстройство. Панические атаки.
  31. Формы нарушения эмоциональной сферы (депрессии, фобии, мании и т.д.).
  32. Формы шизофрении. Предикторы прогноза.
  33. Эпилепсия. Изменения личности , мышления. Первичные и вторичные нарушения при эпилепсии.
  34. Психоорганический синдром: лакунарная и тотальная деменция.
  35. Психосоматическое направление клинической психологии. Основные задачи исследования. Теоретическое и практическое значение психосоматики.
  36. Психологический стресс, его роль в психосоматических заболеваниях. Нормальный и патологический стресс.
  37. Основные виды психосоматических расстройств, внутренняя картина болезни, личностная предрасположенность к психосоматическим заболеваниям и др.
  38. Рисунок как проективный тест. Рисунок несуществующего животного. Тест «рисунок человека ».«Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских отношений.
  39. Дизонтогенез : группа аномалий, вызванных отставанием развития ( недоразвитие – модель олигофрения и задержанное психическое развитие )
  40. Дизонтогенез: Классификация отклонений по В.В.Лебединскому. Искаженное развитие ранний детский аутизм.
  41. Этиология и патогенез дизонтогений ( биологические и социальные факторы). Соотноошение симптомов дизонтогенеза и болезни ( продуктивные, негативные и возратсные симптомы).
  42. Влияние воспитания на развитие патохарактерологических черт характера у детей.
  43. Проблема нормы в клинической психологии. Общепсихологический, патопсихологический, нейропсихологический подходы.
  44. Психологические проблемы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение. Определение, классификация.
  45. Основные формы отклоняющегося поведения: агрессивное, суицидальное. Девиантное поведение детей и подростков.
  46. Алкоголизм – как форма зависимости: определение, виды, стадии, клинико-психологические особенности.
  47. Судебно-психологическая экспертиза. Виды экспертизы. Объект и предмет исследования. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.
  48. Психологические аспекты расстройств пищевого поведения.
  49. Атрофические болезни мозга: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркенсона.
  50. Посттравматическое стрессовое расстройство, модели и диагностика.
  51. Групповая психотерапия, основные лечебные факторы, этапы групповой работы.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И ПСИХОТЕРАПИИ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА)

  1. Что такое «трансперсональный проект» и каковы его основополагающие характеристики.
  2. Исследование измененных состояний сознания в работах У.Джеймса.
  3. Трансперсональные идеи у американских трансценденталистов (Торо, Эмерсон, Уитмен).
  4. Формы и феноменология трансперсонального опыта.
  5. Шаманизм как трансперсональный феномен.
  6. Трансперсональный опыт как основа религиозного, культурного, этического измерений человеческой жизни.
  7. «Священные психотехнологии» (С. Гроф) и их роль в культуре.
  8. В чем состоит сущность холотропного подхода С. Грофа.
  9. Основные характеристики «психологии будущего» согласно С. Грофу.
  10. Основные характеристики человеческой ситуации в трансперсональном подходе.
  11. Интегральный подход К. Уилбера
  12. Как работает «интегральная операционная система» К. Уилбера и в чем ее преимущество перед стандартными методологиями.
  13. Основные черты интегральной программы развития человека в трансперсональном подходе.
  14. Основные положения и принципы процессуальной работы А. Минделла.
  15. Девять корней российского трансперсонального проекта.
  16. Основные направления и школы российской трасперсональной психологии.
  17. Основные теории сознания в трансперсональном подходе.
  18. Идеи целостности и холистический подход в философии и психологии.
  19. Обычные, необычные, альтернативные, дискретные и расширенные состояния сознания.
  20. Научно-психологические предпосылки холотропного подхода.
  21. История, теория и методология холотропного подхода.
  22. Языки души: практика интеграции глубинного опыта.
  23. Карты внутренних территорий: путешествие героя" и язык мифодрамы.
  24. Теории сознания в трансперсональном подходе до С. Грофа.
  25. Теории сознания в холотропном подходе С. Грофа.
  26. Области применения НЛП.
  27. Предмет и методы НЛП. История возникновения, этапы становления.Что такое системное НЛП.
  28. Место современных психотехнологий в системе наук о человеке. НЛП к контексте трансперсональной психологии.
  29. Базовые принципы НЛП. Моделирование как основа НЛП.
  30. НЛП третьего поколения: основные понятия и методы.
  31. Модель Нейро-логических уровней и ее использование.
  32. Уровни обучения и изменений. Мета-навыки мастерства в коммуникациии личностной самоорганизации.
  33. Позиции восприятия. Формат Мета- зеркала.
  34. Установление контакта, уровни подстройки.
  35. Модель S.C.O.R.E.и ее использование.
  36. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  37. Понятие идентичности и методы работы с ней. Формат генеративных изменений.
  38. Матрица идентичности и ее использование.
  39. Архетипы изменений. «Путешествие героя» в трансперсональной психологии и НЛП.
  40. Теория самоорганизации в НЛП и методы работы с состояниями.
  41. Эриксоновский гипноз, приемы наведения транса.
  42. Работа с терапевтической метафорой.
  43. История создания и развития процессуально-ориентированной психотерапии (ПОП).
  44. Истоки и корни ПОП. Этапы развития ПОП.
  45. Особенности процессуально-ориентированной психологии.
  46. Теория «Сновидящего тела», примеры и методы работы.
  47. Теория трех уровней сознания, примеры и методы работы.
  48. Теория каналов, краев и краевой фигуры, примеры и особенности работы.
  49. Понятие первичного и вторичного процессов.
  50. Современная квантовая физика и процессуальная психология – теория нелокальности пространства, работа с тонами, обертонами. Теория пилот-волн и их связь с процессуальной парадигмой.
  51. Особенности процессуального подхода в работе с телесными симптомами.
  52. Послания телесных симптомов и их взаимосвязь со сновидениями.
  53. Взаимосвязь детских снов и хронических заболеваний.
  54. Раскрытие сценариев жизни и смерти через понимание детских снов и телесных симптомов. Взаимосвязь сообщества и телесных симптомов.
  55. Метанавыки в процессуальном подходе.
  56. Теория работы с непроявленным.
  57. Теория процессуального подхода в работе с взаимоотношениями и в разрешение конфликтов. Теория «краевого» поведения во взаимоотношениях.
  58. Раскрытие концепции А. Минделла «высокого и низкого сна отношений».
  59. Теория кластеров отношений.
  60. Теория и практика «двойных сигналов» в отношениях.
  61. Взаимосвязь телесных симптомов и хронических заболеваний с взаимоотношениями.
  62. Теория поля и лидерства. Связь личной истории и силы лидерства.
  63. Особенности процессуальной парадигмы при работе с внутренней и публичной критикой, публичными выступлениями.
  64. Лидерство в групповом и мировом процессах. Осознания путей для доступа к глубинному (сущностному) состоянию лидерства.
  65. Телесные симптомы - доступ к сущностному уровню. Единая земля взаимоотношений.
  66. Интегральные трансформационные практики и трансперсональная психология.
  67. Уровни сознания и система психо-энергетических центров.
  68. Дыхательные интегративные и медитативные практики.
  69. Расширенная картография сознания в интегральных трансформационных практиках, целительный потенциал измененных состояний сознания.
  70. Интегральные трансформационные практики и юнгианская психология. Архетипы.
  71. Символодрама и направленная визуализация в интегральных трансформационных практиках, работа с телом, работа с чувствами.
  72. Особенности физиологии и психофизиологии практикующего интегральные трансформационные практики. Работа с разными категориями клиентами.
  73. Психофизиология измененных состояний сознания. Холистическая анатомия.
  74. Особенности физиологии и психофизиологии практикующего.
  75. Интегральные трансформационные практики и работа с психосоматическими проблемами.
  76. Пренатальная психология и интегральные трансформационные практики для детей.
  77. Интегральные трансформационные практики и работа с аддикцией. Особенности работы с клиентами, зависимыми от алкоголя и наркотиков.
  78. Развитие творческих способностей с помощью интегральных трансформационных практик. Мандалатерапия. Работа со звуком.
  79. Преобразующие вокальные традиции. Интегральные трансформационные практики и танец.
  80. Методика психофизической саморегуляции
  81. Интегральные трансформационные практики и асаны. Введение в Хатха Йогу.
  82. Построение основных асан. Спонтанные асаны.
  83. Водные интегральные трансформационные практики/
  84. Изначальная психотерапия: основные принципы и понятия
  85. Изначальная психотерапия: «все хорошо»
  86. Изначальная психотерапия: «Путешествие героя»
  87. Изначальная психотерапия: «общение и связь»
  88. Изначальная психотерапия: «алхимия и тантра»
  89. Изначальная психотерапия: «медитация»
  90. Изначальная психотерапия: «шаманизм и язычество»