Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Зоопсихология и сравнительная психология

Автор: доктор биологических наук, профессор Моисеева Л.А.

Пояснительная записка

Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения.

Курс предусматривает 30 академических часа лекционных занятий, 18 академических часов семинарских занятий на группу.

Курс “Зоопсихология и сравнительная психология” предваряет основные психологические курсы, читаемые в Институте Психоанализа..

Цель курса состоит в формировании у студентов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе. Курс раскрывает принципы формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе.  При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.

В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:

  • изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;
  • изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;
  • проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления

Содержание 

Раздел I. «Психика как системное свойство»

Тема 1. Этология и зоопсихология

Атомистический и холистический подходы в изучении психики. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Отражение в живой и неживой природе. Отражение как общее свойство материального мира. Механическое и функциональное отражение.. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Стресс и энтропия. Окислительно-восстановительные процессы в поддержании гомеостаза. Стресс как физиологическая реакция организма (Ганс Селье). Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Отражение как условие организации активности и строения растений. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.

Тема 2. Уровни психического отражения (А.Н.Леонтьев)

Сенсорный уровень организации психики. Природа и формы инстинктивного поведения. Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр).

Перцептивный уровень организации психики.  Навыки и формы обучения у животных. Исследования И.П.Павлова. Проблема механизмов научения животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.

Уровень интеллектуального психического отражения. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера. Ограниченность интеллекта животных, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека. Проблема инстинктов у человека.

Принципиальное отличие психики человека от психики животных. «Слово» как орудие психического отражения человека. Первые воспоминания.

Раздел II. «Место человека в эволюции биосферы»

Тема 3. Сравнительный анализ эволюционных теорий

Направление исследования психики живых организмов. Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, синтетическая  теории эволюции. (СТЭ). Значение фенотипического полиморфизма животных (особи и популяции) в эволюционной теории. Экологическая ниша и структура популяции, как функциональная основа социального пространства.  Культурно исторические принципы биологической эволюции человека, несостоятельность евгеники. Значение психики в эволюции человека.

Тема 4. Общественные формы поведения человека и животных

Ритуалы в жизнедеятельности человека и животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Коллективные “сверхорганизмы” пчел, ос и муравьев. Демонстративные формы вторично половых признаков у животных. Биосферные циклы в организации жизнедеятельности популяции и примитивных сообществах. Проблема интеллекта животных. Самоузнавание и способность к оценке знаний и намерений у обезьн. Мифологическое (первобытное) мышление человека , персонификация природных сил, понятие тотема, табу.

Тема 5. Эволюция социальных отношений как основа формирования человека и общества

Отличие организации жизни в примитивном племени от форм коллективной жизни животных. Семейно-родовые отношения. Традиции и ритуалы как социальный аналог инстинкта. Приоритет общества над личностью. Родовые принципы организации семьи Отношения в обществе как основа психического развития ребенка. Родовая память и история. Антропогенез в социальной и психической сфере . Распределение деятельности как основа психических изменений. 

Раздел III. «Человек, как субъект совместной деятельности»

Тема 6. Биологическое и психическое развитие

Экологическая ниша и социально-культурное пространство как зона ближайшего развития субъекта Жизненные среды..   Блокировка биологического инстинкта у человека. Природа сознания. Коммуникация, общение. Язык и речь. Отличие функций речи от функций сигналов животных.  Развитие психики человека: возрастная периодизация в развитии психики человека;  ранний онтогенез.

Тема 7. Биосоциальное развитие человека будущего. Роль науки и искусства

Генетическая структура человека как вида. Человек как объект и субъект познания. Особенности анатомические, физиологические,  интеллектуальные и моральные. Влияние цивилизации (науки, искусства и т.д.). Клонирование: пародия или бессмертие. Будущее человека: инструментализм или коммуникативность.