Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Теория объектых отношений

Автор: кандидат психологических наук Комарова Л.Э.

Пояснительная записка

Основной целью  данного небольшого   курса « Теории объектных отношений в современном психоанализе» состоит в ознакомлении студентов с  радикальными изменениями в психоаналитической теории и клинической практике,  произошедшими в послевоенный период и связанными, в первую очередь,  с британской  психоаналитической традицией.

В число основных задач курса входит попытка дать студентам представление  об эвристической природе психоаналитического теоретизирования, его непосредственной связи с доминирующими в обществе   философскими и культурными представлениями. Наряду с этим,  делается попытка показать  взаимосвязь  эволюции   психоаналитического теоретизирования  с  изменениями   психоаналитической техники. С этой целью  изложение теоретического материала максимально иллюстрируется, где это возможно,  разбором  клинических случаев. Данный курс непосредственно связан со всеми другими курсами по психоанализу и призван помочь студентам ориентироваться в сложной и запутанной картине психоаналитических школ и течений.

Содержание курса

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.   Природа психоаналитического знания

Основные принципы построения естественно-научного знания,  их неприложимость к психоанализу.  Позитивистская критика психоанализа и её несостоятельность. ( К.Поппер, А.Грюнбаум).   Герменевтическая  модель гуманитарных наук. Психоанализ как наука о смыслах.   Неоднозначность клинических фактов,  характер   связи с теоретическими концептами, методы проверки гипотез в психоанализе. Отличается ли  психоаналитическое понимание от  обыденного или является лишь продолжением последнего. Критика психоанализа  Р. Уолхейма.  

Тема 2.    Модели и теории в психоанализе

Инстинкт или отношения с объектом  как  основной системообразующий фактор  человеческой психики – две   точки зрения на природу человека  в психоаналитических теориях.     Философские, социо-культурные и клинические предпосылки  неудовлетворённости метопсихологией З.Фрейда.  Возникновение модели отношений/структуры как смена парадигмы психоаналитического теоретизирования.   Постулаты, лежащие в основе  модели «инстинкта/структуры» и модели «объектных отношений/структуры»,  их принципиальная несовместимость.

Психоаналитические теории:  стратегия аккомодации объектный отношений в рамках модели инстинкта/структуры и стратегия радикального разделения.

Тема 3.  Модель «инстинкта/структуры»

З.Фрейд – классическая модель инстинкта/структуры.  Инстинкт – как основная мотивационная сила. Квази – физиологическая природа инстинкта. Психика и сома: принцип психофизического параллелилизма. Инстинкты и желания. Принцип постоянства, теория аффектов и защит. Формирование и природа объекта в контексте модели инстинкта/ структуры.

Метапсихология  как попытка естественно-научного позиционирования психоанализа. Основные постулаты модели:  независимость природы индивида от социального контекста, стремление к нулевому напряжению как основная задача психического аппарата, требование инстинкта как конечное основание любой активности, появление объекта в результате удовлетворения или фрустрации инстинкта.

Тема 4.  Модель объектных отношений / структуры

М.Клейн –  непреднамеренная революция. Видоизменение понятий инстинкта и объекта у М.Клейн Переход от психологии инстинктов к психологии смыслов. Концепция бессознательной фантазии.  Неотделимость объекта от влечения, врождённый характер объектов.  Метопсихологические последствия замены  инстинкта как основной мотивационной единицы  бессознательной фантазией.  Проекция, интроекция, проективная идентификация как бессознательные фантазии. Представление о позиции как способе организации опыта взаимодействия с объектами.  Шизо-параноидная и депрессивная позиции М.Клейн  vs  стадии развития либидо  З.Фрейда  . Вклад в развитие психоанализа  и внутренние противоречия  теории  М.Клейн. Теоретическая дискуссия между М.Клейн и А.Фрейд 1941- 45 гг. относительно соответствия идей М. Клайн  базисным принципам психоанализа.

Тема 5. Радикальные теории объектных отношений

У. Фернберн –  отказ от  теорий либидо и психосексуального развития З. Фрейда. Критика инстинкта как мотивационной единицы и психики как замкнутой единицы, стремящейся к редукции напряжения.  Поиск объекта как  первичная цель влечение.  Единство структуры и влечения, отказ от разделения  на Я, как организованную структуру действий и Оно, как резервуар энергии.    Теория развития как естественно разворачивающаяся последовательность интерперсональных отношений. Структуризация психики и психопатология.  У.Фернберн и М.Клейн – сходства и различия.   

Тема 6. Альтернативные концепции развития

Дж. Боулби – теория привязанности.  Д. Винникотт - процесс формирования самости.  Роль матери в раннем развитии младенца. Первичная материнская озабоченность. Холдинг и контейнирование,  их роль в психическом развитии. Преждевременная фрустрация и формирование ложного Я. Переходные феномены. М. Балинт – критика концепции первичного нарциссизма. Представление о первичном дефиците.  В.Бион: Роль коммуникация между матерью и младенцем,  проективная идентификация и развитие мышления.

Тема 7.  Диагноз и техника в рамках модели объектных отношений/структуры

Влияние представлений о бессознательной фантазии на видоизменение техники психоанализа. Концепция тотального переноса и коммуникативная функция контрпереноса. Патология объектных отношений.   Навязчивое повторение и  неизбежное отыгрывание. Представление о чувствительности к роли. Аналитик как репрезентация внутреннего объекта. Разыгрывание бессознательных фантазий. Что такое аналитическая позиция. Интерсубъективный подход: акцент на здесь и сейчас.  Сомнения относительно универсальности переноса,  важность внепереносных интерпретаций, невербальные терапевтические факторы.