Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Телесно-ориентированная терапия

Автор: Разумова Е.Ю.

Пояснительная записка

Цель курса: – формирование и развитие научных  психологических знаний у студентов в области телесно-ориентированной терапии и овладение приемами и техниками телесно-ориентированной терапии.   

Задачами курса «Телесно-ориентированная терапия» является: 

  • Знакомство с концепциями телесно-ориентированной психотерапии;
  • Изучение основных методов телесно-ориентированной психотерапии (ТОП);
  • Знакомство с основными понятиями ТОП; 
  • Изучение базовых проблем и их расположения в теле;
  • Знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в ТОП; 
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в ТОП; 
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в ТОП; 
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в ТОП; 
  • Формирование умения органично вплетать приемы ТОП в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы. 

Содержание курса логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование». 

Студент должен знать: основные теории телесно-ориентированной терапии; основные принципы телесно-ориентированной работы; базовые понятия ТОП; основные принципы и пути терапевтической работы в ТОП; принципы отбора техник для клиентской работы;  

Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в телесно-ориентированной терапии; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы с телом или телесной метафорой, адекватные клиентскому запросу; работать с телесными блоками и дыханием клиента. 

Содержание курса

Раздел I. Общее представление о телесно-ориентированной терапии. Основные подходы к категоризации телесной проблематики

Тема 1. Психика и тело – исторический обзор

Исторический обзор представлений о соотношении «души» и «тела». Холистическая и дихотомическая парадигмы в отношении «модели человека» в разные исторические эпохи. 

Периоды в истории развития человеческой мысли, для которых характерно видоизменение представления о взаимоотношениях души и тела в соответствии с конкретными историческими и философскими традициями данной эпох.  Эпоха Античности - идея гармонии телесного и духовного в человеке, теории Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля(384-322 гг.до н.э.). Эпоха Средневековья – «развод» между телом  и духом, низведение телесности на низший, животный уровень, идеология аскетизма, «умерщвления плоти». Эпоха Возрождения – чувственная (телесная) реальность человеческой жизни рассматривается как ее смысловая сущность. Идея единства духа и тела в работах Ф.Аквинского (1225-1274). Эпоха Просвещения – углубление раскола между душой и телом (Бэкон, Кеплер, Галилей, Декарт, Спиноза). Теория психофизического параллелизма (Лейбница). 

Открытия в области физиологии в 19 в. (Ф.Галь, Э.Вебер, Г.Гельмгольц), учения Ч.Дарвина, психоаналитическая концепция З.Фрейда (идея о врожденных влечениях и компонентах личности). Поиск понимания связи между психическими и нервными процессами в организме.

Вклад З.Фрейда, А.Адлера и К.Г.Юнга в развитие телесной терапии.

В.Райх как основоположник ориентированной на тело терапии. Теоретическое обоснование функционального единства нашего организма 

Тема 2. Основные понятия телесно-ориентированной терапии

Понятие энергии в телесно-ориентированной терапии. Оргонная («биопсихическая» или вегетативная) энергия, обеспечивающая личностное функционирование человека (по В.Райху). Понятие о биоэнергии (по А.Лоуэну). 

Законы течения и перераспределения энергии в теле человека. 

Понятие заземления в телесно-ориентированной терапии, как степень соответствия существующих в каждый момент времени мышечных напряжений выполняемой в тот же момент работе. Заземление как хорошее «укоренение» по А.Лоуэну. 

Представление о мышечном зажиме, как постоянном, фоновом напряжении одной конкретной мышцы. 

Представление о мышечных блоках – комбинации зажимов, которые  приводят к затрудненному протеканию энергии на каком-то определенном участке тела. Понятие о характерном «мышечном» панцире – сугубо индивидуальной комбинации блоков на различных мышечных сегментах. 

Тема 3. Характерологический анализ В.Райха

Вклад В.Райха в психоаналитическую теорию З.Фрейда. Природа и функции характера. Связь различных форм характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. Три основных эмоциональных состояния, блокируемые хроническими мышечными зажимами: тревога, гнев и сексуальное возбуждение. Природа невроза.

Структура личности по В.Райху: «поверхностный уровень» (притворно-социальный), «промежуточный уровень» (антисоциальный), «глубинный уровень» (ядро личности). 

7 сегментов мышечного панциря, охватывающего тело: глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной, тазовый. 

Отличия «анализа характера» от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру – «вегетотерапию». Вегетативные потоки,  вегетативная терапия, вегетативный резонанс. 

Суть психотерапевтической идеи В.Райха. Методы телесной терапии по Райху. 

Тема 4. Классификация базовых личностных проблем в телесно-ориентированной психотерапии

Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии (по В.Ю.Баскакову). Наиболее типичные психологические проблемы и соотнесение их с определенными частями человеческого тела. Проблема сверхконтроля (голова); проблема контактов (плечи, грудь, руки); сексуальные проблемы (таз); проблема опор (ноги). 

Цели психотерапевтической работы с каждой их базовых проблем. 

Анализ предлагаемого подхода. 

Тема 5. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна

Развитие биоэнергетики. Биоэнергетика как путь познания своей личности через тело и его энергетические процессы. Отличие биоэнергетической терапии А.Лоуэна от «вегетотерапии» В.Райха. Природа невроза по А.Лоуэну. Ключевые понятие в теории А.Лоуэна: утрата грации, заземление или укоренение, биоэнергия, душевная и эренгетическая гармония, изометрическое напряжение и мышечные вибрации. 

Теория психотерапии А.Лоуэна. 5 главных характерологических структуры: шизоидная, оральная, нарцистическая, мазохистская, ригидная. Телесная организация при разных типах характера. Связь типов характера с базовыми правами личности. Иерархия личности (энергетические потоки, движение, чувства, мысли, я). Связь дыхания с мышечными блоками.

Техники работы с телом  в биоэнергетической терапии.

Тема 6. Метод Ф.Александера. Метод М.Фельденкрайза «осознавание через движение»

Фредерик Матиас Александер (1869-1955), австралийский актер – создатель собственного метода глубокого понимания самого себя в процессе повседневной деятельности, коррекции осанки и привычных поз. Изменение физических привычек и коррекция психических установок. Два фундаментальных принципа метода – принцип торможения и принцип директивы. Способ избавления от «зажима». Специфика и этапы выполнения упражнений по методу Ф.Александера (определение и устранение избыточной мышечной напряженности, которая бессознательно сохраняется в организме; нахождение различных более легких и эффективных способов движения, снижающих износ и разрушение структур тела и внутренних органов). Обучающая роль терапевта. Факторы, влияющие на возникновение в теле напряжения. 

Метод М.Фельденкрайза «осознавание через движение», предназначенный для восстановления естественной грации и свободы движения, которой обладают все маленькие дети. Понятие образа себя и образа действия. Четыре компонента «образа себя» - движение, ощущение, чувствование и мышление. Стадии деятельности человека (естественная, индивидуальная, изучаемого метода). 

Анализ методов Ф.Александера и М.Фельденкрайза.

Тема 7. Биосинтез Д.Боаделлы

Биосинтез как интегративный метод телесной психотерапии. Представление о моторных полях (в норме как спектр естественных двигательных возможностей человека, и в патологии, как фиксированные жизненные установки, уменьшающие двигательные возможности человека). Биосинтез – как способ личностного роста и целостного развития человека, позволяющий исцелить, и связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и построить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверчивого и полного контакта с жизнью его тела и души. 

Связь теории биосинтеза с эмбриологией. Представление о трех зародышевых листках: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Представление биосинтеза о заземлении, панцире и энергетических потоках.

Тема 8. Метод чувственного осознавания. Метод структурной интеграции (рольфинг)

Метод чувственного осознавания (Э.Гиндлер, Ш.Селвер) «терапия, концентрированная на движении и расслаблении». Непосредственное восприятие и умение ориентироваться на собственный опыт. Изучение коммуникации и роль прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Значение прикосновения в жизни человека. 

Метод структурной интеграции, созданный Идой Рольф, как комплексный подход, направленный на осознавание тела. Работа над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. Роль физических и психических факторов в нарушении функционирования организма. Глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций (соединительных тканей, связывающих кости, мышцы и внутренние органы воедино).  5 телесных сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз, ноги. Признаки разбалансированности сегментов. Базовые сеансы рольфинга. 

Тема 9. Первичная терапия А.Янова. Танатотерапия В.Ю.Баскакова

Первичная терапия Артура Янова. Понятие о «первичной боли»,  причинах ее возникновения, броне психического и физического напряжения. Невроз, как проявление «первичной боли». Роль ранних травматических переживаний в формировании невротического расстройства. Комплекс терапевтических приемов (вербальная конфронтация и дыхательные упражнения), подталкивающих клиента к воспроизведению в памяти ранних событий жизни.  Способы снижения напряжения и этапы терапии. 

Танатотерапия как метод, дающий человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти. Идея о «телесной гомеопатии», основанная на принципе малых доз и величин. 

Раздел II. Специфика работы с клиентом в телесно-оринетированной психотерапии

Тема 1. Этические и организационные аспекты клиентской работы

Этические нормы, специфичные для телесно-ориентированной психотерапии. Этические правила европейской ассоциации телесных психотерапевтов (принцип контракта, конфиденциальности, присутствия, оценивания, честности, уважения, силы, сексуальности, конгруэнтности, мониторинга).  Этика психотерапии. 

Специфичные требования к помещению  и внешнему виду терапевта в ТОП. 

Тема 2. Диагностические возможности работы с клиентом в ТОП

Понятие о телесном считывании. «Да» и «нет» реакции человека. Анализ макродвижений. Статические и динамические макродвижения. Общие принципы анализа любого движения клиента. Диагностика положений головы, плеч и туловища, жестикуляции и положения рук, движений и положения области таза, походки. 

Анализ особенностей дыхания (поверхностное, частое дыхания, специфика вдоха и выдоха, ситуативно возникающие изменения дыхания). Две психологические функции дыхания – брать и отдавать.  

Анализ особенностей голоса (сдавленный, хриплый, надсадный, тихий голос, голос не соответствующий возрасту, «измененный» смех, покашливание в отдельные моменты разговора). Работа с мимическими проявлениями.

Тема 3. Тактические и технические аспекты клиентской работы

Тактические аспекты клиентской работы (эмоциональное выгорание, соотношение силы терапевта и силы клиента, работа с привычными паттернами клиента). 

Технические аспекты клиентской работы. Типы действий психотерапевта в ходе сессии. «Иньские» и «яньские» воздействия на тело клиента. Понятие контакта в ТОП. Способы осуществления физического контакта (контакт «земля», контакт «воздух», контакт «вода», контакт «огонь», контакт «дерево»).  Способы работы с сильными чувствами.

Тема 4. Работа с телом на языке тела

Работа с целенаправленным воздействием на мышечные блоки и зажимы. Средства психотерапевтической работы в вегетотерапии В.Райха (глубокий, доверительный и принимающий контакт с клиентом; накопление энергии в теле посредством глубокого дыхания). Работа с глазным сегментом (упражнение «Игра глазами»), работа с челюстным сегментом (упражнение «животные игры», «разговор на тарабарском языке»), работа с горловым сегментом (упражнение «звучание»), работа с грудным сегментом (упражнение «двигаем стену»), работа с диафрагмальным сегментом (упражнение «кузнечные меха»), работа с брюшным сегментом (упражнение щекотка»), работа с тазовым сегментом (упражнение «трудолюбивый таз»). 

Биоэнергетика А.Лоуэна. Упражнение «Арка», «Поклон», «Ноги вверх». 

Работа с проблемными паттернами дыхания. Упражнение «Эмбрион», «Расширение пространства», «Проба голоса», «Распевка». 

Работа, ориентированная на получение нового телесного опыта М.Фельденкрайза. Упражнение «поворот головы», «покатушки», «исследуем движение». 

Работа с базовыми личностными проблемами. Работа со сврехконтролем. Упражнение «Игра с рукой» Работа с проблемой контактов.  Упражнение «Бережный контакт». Работа с проблемой сексуальности. Упражнение «туда-сюда». Работа с проблемой опор. Упражнение «опорные пробы». 

Тема 5. Работа с телом на языке сознания

Работа с осознанием личностных паттернов на их телесных моделях.  Диагностические и демонстрационно - диагностические упражнения. Упражнения «Потолкушки».  Ресурсные и трансформационные психотехники. Упражнения «зоопарк», «росток», «скульптура».

Работа с границами в ТОП.