"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Социально-психологический тренинг

Автор: заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, кандидат психологических наук, Н.С. Фомичева

Пояснительная записка

Данный курс представляет собой часть программы профессиональной переподготовки по программе «Психологическое консультирование». Цель курса – углубленное изучение процесса социально-психологического тренинга, организации работы группы и тренинговых технологий.

Тематика курса включает в себя изучение внутригрупповых процессов, законов тренинга, специфики имиджа ведущего тренинга, технологий проведения социально-психологического тренинга, методов формирования позитивного эмоционального фона в группе. Важной частью курса является изучение интервенционного репертуара ведущего и отработка конкретных приемов и техник.

В курсе большое внимание уделяется правилам составления эффективной тренинговой программы, а также влиянию личности тренера на результат работы.

Курс рассчитан на 45 ак. часов аудиторной нагрузки, 39 ак.часов самостоятельной работы (2 семестр). Контрольное рубежное мероприятие – зачет. Каждый обучающийся самостоятельно разрабатывает программу социально-психологического тренинга и проводит в учебной группе ряд упражнений.

Содержание курса

Рраздел I. Психология тренинга

Тема 1. Социально-психологический тренинг как метод практической психологии

Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других западных психологических школах. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы.

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг».

Общее представление о социально-психологическом тренинге. Основные парадигмы тренинга: дрессуры, репетиторства, наставничества, развития субъектности. Изменения как эффект обучения и развития.

Классификация тренингов. Отличия социально-психологического тренинга от бизнес-тренинга.

Тема 2. Психологические особенности тренинговой группы. Групповая динамика

Цели и задачи тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Групповая сплоченность. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп.

Этапы развития группы. Две линии группового развития. Идеальная модель развития группы. Стадии развития групп со спонтанной динамикой. Стадии развития групп с управляемой динамикой. Кризисы роста в развитии тренинговой группы.

Тема 3. Классификация и основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп. Поведенческий подход. Гештальтподход. Групп-аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. НЛП-группы.

Тема 4. Ведущий тренинговой группы

Основные роли ведущего тренинговой группы. Стили руководства группой. Четырехмерная функциональная модель ведения групп. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом. Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы.

Имидж тренера.

Ответственность тренера за влияние. Ошибки тренера. «Потолок» профессионализма. Предотвращение «выгорания».

Тема 5. Эффективная тренинговая программа: правила и особенности составления

Целеполагание как основа тренинговой программы. Экстернальные и интернальные цели. Критерии составления тренинговой программы. Мотивационная готовность участия в группе. Сценарии тренинговых занятий.

Тренинг на рынке образовательных услуг. Продажа тренинга: позиционирование товара; подготовка рекламно-мотивационной программы; поиск клиентов.

Раздел II.Тренинговые игры, упражнения, психотехники

Тема 6. Разогревающие игры и психотехники

Атрибуты и значение игры в социально-психологическом тренинге. Классификация игр. Этапы работы с играми. Мотивирующая сила игр. Преимущества и ограничения игр.

Значение разогрева в тренинге. Разминка-разогрев. Представление участников. Принцип расстановки посадочных мест для тренинга.

Игры и психотехники. Знакомство. Комплимент. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Встреча взглядами. Коллективный счет. Выбор траектории.

Тема 7. Обратная связь в тренинге. Игры и психотехники ориентированные на обратную связь

Феномен обратной связи и его значение в групповой работе. Навыки обратной связи. Виды обратной связи.

Игры и психотехники. Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркала. Рекламный ролик. Самосуд. Стул откровений.

Тема 8. Социальная перцепция в тренинге. Игры и психотехники социально-перцептивной направленности

Феномен социальной перцепции и его значение в групповой работе.

Игры и психотехники. Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белые маги – черные маги. Шахматы.

Тема 9. Коммуникативные игры в тренинге

Коммуникация как психологический феномен. Тренинг коммуникативных умений.

Игры и психотехники. Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива.

Тема 10. Интервенционный репертуар ведущего. Работа с затруднениями

Короткие неструктурированные интервенции. Техники структурированных интервенций.

Барьеры и блокады в групповой работе. Процедуры, стимулирующие работу группы и восстанавливающие рабочую атмосферу. Исследование проекций. Ликвидация соперничества.