Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Социальная экология

Автор: профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, Панов В.И.

Пояснительная записка

Учебная программа «Социальная экология» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 020400 «Психология» и по направлению 5210002 психология» (квалификация Бакалавр психологии).

На современном этапе развития общества преподавание социальной экологии в вузах гуманитарного и естественнонаучного профиля становится необходимым компонентом подготовки высококвалифицированного специалиста и предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Воспитание экологически грамотной личности, ее социализация в плане эколого-ориентированных проблем (имея ввиду, что человек это тоже часть природы) неизбежно входит составной частью профессиональной подготовки современного психолога и включает формирование экологического сознания и экологической культуры. Поэтому специалист данного профиля должен иметь учебные знания о том, что такое экология и экологические дисциплины, иметь представление об экологических системах, в том числе экосистемах глобального и крупно-регионального масштаба, понимать необходимость сохранения окружающей среды как среды жизнедеятельности человека и развития его психики, представлять роль человеческого сообщества в решении и предупреждении экологических проблем, иметь представление о социальной экологии как области исследований, объектом которой являются природные, биологические,  социальные и психологические  взаимодействия в системе «Человек (общество) – окружающая среда (природная, социальная)».

При определении социальной экологии в качестве учебного предмета для студентов-психологов необходимо учитывать различные смысловые значения понятий «социальный/ая», «экология» и «человек».

В соответствии с определением социологии – как экология общества, его социальных систем, общностей и т.п. социальных институтов, а также в перспективе человечества в целом как единой социальной общности, которая эволюционирует во взаимодействии с планетой в целом. При таком подходе  указанные общности должны быть включены нашими рассуждениями в более широкие образования (метасистемы), которые будут выступать для них (социальных общностей) в роли окружающей среды и с которыми они должны будут образовывать своеобразные “экосистемы”, развивающиеся в социальном (или более широком) пространстве-времени, например, система «Человек – Планета» или «Человек – Вселенная».

Тогда в курс социальной экологии необходимо ввести:

1. Разъяснение того, что понятие «экология» имеет несколько десятков определений. Поэтому, чтобы избежать излишнего разночтения, необходимо  показать, что в научном плане это понятие в настоящее время имеет, по крайней мере, три основных значения: как раздел биологической науки, как междисциплинарный подход к изучению экосистем разного рода, как экологическое мировоззрение.

Мировоззренченское обращение к экологии, в свою очередь,  подсказывает  необходимость  форимрования у студентов представления о следующих аспектах социальной экологии:

  • перспектива и ограниченность биологизаторского подхода, согласно которому общество и его системы развиваются по тем же законам, что и биологические системы (принцип биоцентризма),
  • осознание того, что человек, бездумно эксплуатируя,  разрушая и загрязняя окружающую природную среду тем самым разрушает свою среду обитания – природу надо сохранить хотя бы для того, чтобы и наши дети могли ею любоваться (принцип рационального прагматизмаи антропоцентризма),
  • разрушительное действие современных социальных институтов и СМИ на психику и здоровье человека (принцип защиты жизни и здоровья человека, его культуры, сознания, духовности), 
  • осознание того, что человек и планета образуют единую экосистему, развитие которой происходит в соответствии с принципом коэволюции (принцип экоцентризама), 
  • осознание того, что человек является частью Природы  и потому своей деятельностью реализует общеприродные, универсальные принципы развития различных форм природного бытия, в том числе планеты и самого себя. Поэтому человек выступает субъектом развития не только своей человеческой природы, но и Природы в целом, включая Планету и Вселенную. Этим определяется и масштаб ответственности человека как homo sapiens – от ответственности за свою жизнь и близких ему людей и других живых существ  до ответственности за состояние и развитие Планеты и Вселенной (принцип космизма).  

Представление об основных понятиях, отражающих междисциплинарный характер социальной экологии:

  • понятие о системе “человек – социальная среда (социальные институты, учреждения, общности людей)” и ее разновидностях,
  • понятие о субъекте индивидуальном и групповом, а также о динамике (актуальном генезе) субъектности как индивида, так и социальных общностей (семья, команда, этнос) вплоть до человечества в целом,
  • понятие о социогенезе, онтогенезе и актуалгенезе человеческого сознания (на примере экологического сознания) и других проялвений психики человека,  
  • понятие об этногенезе,
  • понятие о ноосфере и о системе «Человек (человечество) – Планета» как ее субъекте.

2.  При разъяснении смыслового и проблемного поля социальной экологии также следует учитывать различные смысловые значения понятия «человек»:  

  • триединость человека: как существа биологического (субъект биологической жизни и витальных ценностей), как существа социального (субъект социального развития, социальных общностей, социо-культурных ценностей) и как существа духовного (субъект духовных ценностей). Но полагаю, что необходимо говорить и о четвертой сущности человека – психической, т.к. человек является  субъектом  не только биологических и социальных процессов и механизмов, но и психических тоже,
  • человек как субъект различных социальных общностей: семьи, этноса, конфессии, государства, человечества в целом,
  • человек как существо не только планетарное, но и космическое.

3. Отсюда следует, что в контексте  социальной экологии социальные системы, институты, группы и общности людей и т.п.  социальные образования выступают в качестве социально-средовых условий для витального, социального, духовного и психического развития человека (индивида, группы, общности, человечества в целом). И потому, в отличие от общепринятых трактовок социальной экологии, как учебного курса, в данном курсе социальная экология рассматривается в контексте взаимодействий в системе «Человек – окружающая среда». Но эти взаимодействия в значительной мере осуществляются и опосредуются психологическими возможностями и средствами человека.  

Следовательно, помимо общепринятых в контексте концепции устойчивого развития тем эко-биологической и эко-социальной напралвенности,  в курсе социальной экологии для студентов-психологов необходимо рассмотреть такие темы эко-психологической направленности, как:

  • понятие о системе «человек – окружающая среда (природная, социальная)» как исходной предпосылки для определения психики в качестве объекта и предмета экопсихологических исследований,
  • понятие окружающей среды как совокупности условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения человеком своих потребностей: природной (пространственной, естественной и антропогенной) и социальной среды (пространственной, семейной, образовательной, производственной, информационной, духовной и в целом социо-культурной и т.п.),
  • понятие об экстремальности социально-средовых условий с помощью введения понятий об экстремальной ситуации и о критических психических состояниях, включая психологию толпы,
  • понятие об экологическом сознании как специфичной форме индивидуального и общественного сознания, определяющего характер и культуру  взаимодействия человека с окружающей социальной средой и планетой в целом;
  • психологическую экологию как раздел экологии человека, изучающий влияние на психику человека химико-физических факторов окружающей среды;
  • экологический подход  в психологии, как смена традиционных парадигм изучения психики на экологическую, чо привело к введению в психологию понятия о среде обитания;
  • психологию окружающей среды, включающей в себя инвайронментальную психологию  (англоязычный вариант психологии окружающей среды), психологию средовых влияний (т.е. пространственной, образовательной, информационной, профессиональной  и других видов среды), экстремальную психологию и психологию охраны окружающей среды;
  • психологию экологического сознания как психологической основы формирования экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития;
  • психолого-педагогические  основы экологизации образования как необходимого условия  для реализации концепции устойчивого развития:
  • методологическую функцию типов  взаимодействия в системе «Человек – окружающая среда (природная, социальная)» как исходного основания, отличающего социальную экологию и экологическую психологию от традиционных дисциплин экологии, социологии и психологии.

Исходя из вышеизложенного, социальная экология  в предлагаемом курсе представляется в контексте анализа социальных и психологических взаимодействий в системе «человек (человеческое общество) – окружающая природная среда», дается краткое изложение основных проблем, которые определяют актуальность социальной экологии как учебного предмета современного вузовского образования. Причем, учитывая психологический профиль НОЧУ ВО «Института психоанализа», тематический акцент постпепенно смещается с социальных на психологические аспекты взаимодействия в системе «человек – окружающая среда  (природная, социальная)» и на такие направления, как психологическая экология, экологический подход в психологии, психология окружающей среды, психология экологического сознания и психология глобальных изменений. При этом даются представление о концепции  устойчивого развития и ноосфере,  излагаются базовые, ключевые положения: понятия об экосистеме и окружающей среде, проблемы ее сохранения, проблемы глобального экологического кризиса и социальные и психологические возможности его преодоления, содержание экологического сознания и экологического образования, принципы и методы формирования экологического сознания,  культуры и  этики. Показывается возможность различных методологических основания и парадигм в решении  экологических проблем  на уровне экологического сознания.

В итоге можно сказать, что  основной целью курса социальной экологии  является экологизация мировоззрения студентов-психологов с позиций совокупности  взаимоотношений между человеком, обществом и природой, уделяя особое внимание тому, что человек как субъект психики является субъектом экологического взаимодействия в системе «Человек (общество) – окружающая среда (природная, социальная)» и, следовательно, субъектом устойчивого развития системы «Человек – Планета».

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социальная экология». Место социальной экологии в системе других наук 

Социальная экология  (С.Э.) - недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное содержание С.Э. охватывается такими разделами научного знания, как экология человека, социологическая экология, глобальная экология, социология и психология экологического сознания и культуры  и др. Наличная разноречивость в понимании сущности С.Э. обусловлена широтой охвата проблем, изучаемых ею. Главное содержание С.Э. сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. Следовательно, законы данного процесса должны быть в известном смысле более общими, чем законы развития каждой из подсистем в отдельности. В С.Э. четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Проблемы С.Э. в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города). Характеристика основных сфер взаимодействия человека, общества и природы: антропосфера, социосфера, техносфера, ноосфера. 

Тема 2. Экология человека (антропоэкология) как наука об антропоэкосистемах

Человек как сложно организованный феномен и предмет изучения многочисленных наук. Человек как «био-психо-социо-этно-кулътуро-природо-космическое» существо. Понятие об экологии человека. Определение экологии человека. Экология человека: предмет, границы, функции, цели, задачи. Взгляды на взаимоотношения человека и природы в прошлые эпохи. Научные предпосылки возникновения экологии человека. Начальный этап формирования и развитие современной экологии человека. Экология человека на современном этапе. Место экологии человека в системе наук. Прикладное значение антропоэкологических исследований.

Понятие об антропоэкосистеме. Различные уровни антропоэкологических исследований и их специфика. Антропоэкосистема и ее структура. Информационное поле антропоэкосистемы, ее территориальные границы и время существования. Основные законы и правила экологии человека. Основы формирования антропоэкологической аксиоматики. 

Тема 3. Проблема влияния экологически неблагоприятной среды на жизнедеятельность человека, понятие о безопасности человека

Структура и типы социоэкосистемы. Город как очевидная социально-экологическая система: генезис и проблемы искусственной жизнедеятельности. Аграрная социально-экологическая система: проблемы реализации непосредственных связей между обществом и природой, удовлетворения рекреационных и культурно-эстетических потребностей человека. 

Понятие о психологических аспектах взаимоотношений в системах «индивид-среда», «человек-природа». Социально-экологические и эколого-психологические аспекты экстремальных ситуаций (на примере природных и техногенных катастроф, террористических актов и в обыденной жизни человека). Психологическая помощь пострадавшим в результате террористического акта. Понятие о среде и средовых влияниях. Окружающая среда как комплекс условий, влияний и возможностей для развития личности человека. Различные виды сред. Психология и педагогика средовых влияний (природная среда, образовательная среда, информационная среда). Понятие о безопасности, классификация и характеристика типов безопасности.

Тема 4. Эволюция взаимодействия человека и природы

Проблема происхождения человека в современных исследованиях. человек в окружающей среде на ранних стадиях исторического развития. Первый экологический кризис в истории человечества. Условия жизни и взаимодействие с окружающей средой ранних земледельцев. человек в условиях развития аграрной культуры. Человечество в условиях феодализма. Человечество в эпоху индустриализации. Экологические проблемы первой половины ХХ века. человек и среда второй половины ХХ и начала XI вв. Современный глобальный экологический кризис. Глобальное инвайронментальное изменение: проблема перехода от "пределов развития" к "устойчивости". 

Тема 5. Эколого-философский анализ роли человека в современном экологическом кризисе. Понятие о ноосфере 

Эколого-философские аспекты возникновения жизни и сознания. Истоки возникновения добра и зла в эволюции человечества. Человечество на пути к глобальному экологическому кризису. Человечество в условиях современного глобального экологического кризиса и пути выхода из него. Антропологичность глобальных экологических проблем современности. Путь в ноосферу или «устойчивое развитие». Устойчивое развитие человечества и современная образовательная революция. Проблема образования для устойчивого развития человеческой цивилизации. Понятие об экологическом императиве развития современной человеческой цивилизации и коэволюции человека с природой и обществом на пути к ноосфере.

Человек и ноосфера. Теория ноосферы Э. Ле-руа и Тейяра де Шардена. Концептуальные подходы к идее ноосферогенеза В.И. Вернадского и Л.Н. Гумилева. 

Русский антропокосмизм как онтология целостного восприятия мира. Методологические принципы и социально-этические установки русских космистов. 

Тема 6. Экологическая культура и экологизация мышления

Компоненты   экологической   культуры:   экологическое   образование,  экологическое  мышление, экологически  оправданное  поведение,  экологизация всех сфер общества.  

Экологическое      образование    как   условие    устойчивого    развития  цивилизации.      Экологический     гуманизм.     Общественное     экологическое  движение.    "Зеленые"    партии.   Экологическая     идеология.   Экологическая  культура в единстве человека и природы. Искусство и экологические проблемы.  Религия и экологизация мировоззрения.       Экологизация мышления (от частного к глобальному, прогностичность,  диалектичность,     гуманизм,      системность,     конкретность).    Глобальное  экологическое   мышление   (целостность   мира,   единство   системы   «Человек – Природа»,   учет   экологических   последствий,   нетерпимость   к   насилию   над природой,    альтернативность     решения    экологических     проблем,    умение  извлекать уроки из прошлого, приоритеты общечеловеческих ценностей). 

Экологические      проблемы     как    следствие    глобального     кризиса  личности.    Нравственный императив    –  условие   выживания    цивилизации.  Эколого-этические    принципы     взаимоотношений     человечества   и  биосферы  (сохранение биосферы, коэволюция, сохранение биологического разнообразия,  стабилизация  роста численности  населения  планеты,  ориентация на  будущие  поколения). 

Экологизация наук – путь к решению экологических проблем. 

Тема 7. Понятие об объекте, предмете и методах экологической психологии

Проблемное поле эколого-психологических исследований и его связь с экологической психологией. Общность объекта и различие предмета в различных направлениях экологической психологии. Понятие об объекте и субъекте в экопсихологии. Гносеологические, онтологические и трансцендентальные («природные») основания определения предмета экопсихологии. Системные отношения «индивид-среда», «человек-среда» и «человек-природа» как исходные основания для построения предмета экопсихологической теории, эксперимента и практики. Научно-исследовательские и практические методы в экологической психологии.

Тема 8. Психологическая экология

Предмет, методологические особенности, основные категории психологической экологии. Задачи и роль психолого-экологических исследований. Особенности взаимодействия в системе «индивид-среда» с психолого-экологической точки зрения. Представление об экологически неблагоприятной среде. Влияние психогенных факторов внешней среды на психическое состояние и развитие психики человека. Экологический стресс: физиологические, психофизиологические и психологические последствия.

Тема 9. Психология окружающей среды

Различные подходы к определению окружающей среды. Инвайронментальная психология. Психология средовых влияний. Психология пространственной среды. Психология образовательной среды. Психология информационной среды. Психология охраны окружающей среды. Экстремальная психология как психология экстремальных ситуаций. Теория и практика критических психических состояний в контексте системы «человек ? окружающая среда». Окружающая среда как объект психологической диагностики, экспертизы и проектирования. Психологические аспекты подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию.

Тема 10. Экологический подход в психологии

Истоки и причины возникновения экологического подхода в психологии (К. Левин, Дж. Гибсон). Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона. Экологическое описание окружающего мира и его пространственных свойств как объекта восприятия и как среды обитания. Основные представления об экологической оптике. Роль в зрительном восприятии собственного тела наблюдателя и его локомоций. Понятие о среде обитания как системе возможностей. Зрительное восприятие как объект исследования с позиции экологического  подхода. Методологические последствия экологического подхода Дж. Гибсона для психологической теории и эксперимента: экологический подход как парадигма психологической науки; требования экологической валидности к психологическим методикам; понятие о среде обитания как об исходном для определения понятия «образовательная среда».

Тема 11. Психология глобальных изменений  и экологические риски

Психология глобальных изменений как направление экологической психологии, ориентированное на изучение особенностей восприятия и осмысления, а также психологических методов оценки изменений окружающей среды в глобальных (общепланетарных) масштабах и методов формирования отношения людей к подобного рода изменениям.

Экологический и технологический риск. Потенциальный и актуальный экологический риск. Объективная и субъективная оценка риска. Сопоставление  рисков.  Устойчивость  природных экосистем  и  оценка экологического  риска.  Социально-экономические функции ландшафта и экологический риск. Анализ,  оценка и управление риском.    Комплексный подход к оценке риска. Естественно-научный,  инженерный,   экономический и социальный аспекты риска. Антропоэкологический   подход  при   оценке   экологического   риска   (медико- демографические и социальные характеристики населения).   Экологический  риск  и экологический  вред.  Объекты экологического  вреда:  1)  окружающая  природная  среда  –  антропогенный вред;  2)  здоровье человека   –   физиологический   вред;   3)   будущее   поколение   человечества   – генетический   вред.   Формы   экологического   вреда:   порча   (нерациональное  использование   природных   объектов),   загрязнение   (любой   способ   и   любая  степень),   истощение (потеря   функций), повреждение (качественное и количественное), уничтожение (полное). 

Тема 12. Психология экологического сознания

Проблема формирования экологического сознания в процессе взаимодействия человека с окружающим природным миром. Структура экологического сознания человека. Экологическая психология и экологическое образование. Психологические механизмы восприятия человеком природных объектов и взаимодействия с ними: воздействие релизеров природных объектов на человека; «ответы» природных объектов на активность человека; идентификация и субъектификация. Определение и структура экологического сознания. Отношение к природе как предмет психологического исследования. Субъектификация и субъективация природного объекта. Понятия о субъективном отношении к природным объектам и его параметрах. Архаический, антропоцентрический, экоцентрический и природоцентрический типы экологического сознания и их диагностика. Социогенез и онтогенез экологического сознания. Гносеологический и онтологический подходы к проблеме экологического сознания. Принципы и методы формирования экологического сознания. Основы диагностики экологического сознания. Диагностика субъективного отношения человека к природе. 

Тема 13. Психолого-педагогические основы экологического образования и формирования экологической культуры

Формирование экологического сознания личности как основная цель экологического образования и образования в интересах устойчивого развития. Проблема формирования экологичной и гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия человека с окружающим природным миром. Принципы формирования экологической культуры. Создание эколого-образовательной среды.