Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Семейная системная психотерапия

Автор: кандидат психологических наук Плоткин А.А.

Пояснительная записка

Семейная системная терапия  представляет собой  одно из важнейших направлений современной психотерапии. В  психотерапевтической практике разных стран она занимает такое же важное место как психоанализ, когнитивная терапия, бихевиоральная терапия, экзистенциально-гуманистический подход и методы групповой динамики. 

В развитых странах семейная системная терапия занимает одно из лидирующих мест по числу обращений.  Она составляет важную часть социальной жизни. На идеи и методы семейной терапии опираются психологи, работающие с детьми, подросткам, супружескими парами, а также социальные работники. По богатству  новаторских теоретических  идей и своеобразию методов воздействия и помощи семейная системная терапия  может быть сопоставлена только с психоанализом. Семейная системная терапия впервые поставила в центр внимания  семью на разных этапах её существования и добилась глубокого и полного понимания этого важнейшего феномена. После революционных психоаналитических теорий, касающихся развития в раннем детстве, семейная системная терапия  обеспечила прорыв в понимании других сторон и этапов жизни семьи. 

Другой  теории, объясняющей психологию семейных отношений, сегодня просто не существует. Ведущее положение в мировой терапевтической практике, принципиальная важность объекта изучения,  широкий спектр методов воздействия делают семейную системную терапию  необходимой для профессиональной подготовки психотерапевтов и психологов-консультантов.

Цель курса – подготовка специалистов в области семейной системной терапии.

В  семейной терапии используется множество техник и подходов. Особенностью данного курса является тщательная  проработка наиболее важных из них и разбор большого числа примеров. Ввиду сложности и необычности для слушателя теоретических принципов семейной  системной терапии, проработке этих базовых принципов уделяется особое внимание.  Примеры занимают существенное место в структуре курсе  – на них  демонстрируется, как теоретические понятия  применяются для того, чтобы увидеть, что происходит в семье и оказать ей помощь. Разбор примеров  позволяет слушателям лучше усвоить теоретические идеи,  даёт возможность  познакомиться с практикой выдающихся психотерапевтов, расширяет представление о процессах, происходящих в семье, и   самом феномене семьи, и способствует   постановке профессионального мышления. 

Содержание курса

Раздел I. Основные положения и возникновение семейной системной терапии

Тема 1. Определение семейной системной терапии

Семья как система взаимодействующих элементов. Симптом в контексте функционирования семейной системы. Семейная система как объект воздействия терапевта.

Тема 2. Методологические предпосылки формирования семейной системной терапии

Функциональный метод в социологии и антропологии. Бронислав Малиновский и Маргарет Мид. Мужская и женская роль в семье в исследованиях Талкотта Парсонса.  Системный подход  - Людвиг фон Берталанффи. Кибернетика - Норберт Винер. Циркулярная  причинность. 

Тема3. Эмпирические предпосылки  формирования семейной терапии

Исследования Джулиан Леф и Кристин Вон.  Эффект «Симптом гуляет по семье» в наблюдениях психоаналитиков. Попытки психотерапевтов, психиатров, психоаналитиков работать с семьёй.

Тема 4. Историческая ситуация возникновения семейной системной терапии

Институциональные факторы. Концептуальные барьеры. Грегори Бейтсон и начало работы группы Пало Альто. Её основные участники.  Различные направления семейной системной терапии.

Тема 5. Семейная системная психотерапия и психоанализ

Теоретические различия. История взаимоотношений. Современная ситуация. Интегративный подход. Случаи, в которых семейная системная терапия – средство выбора номер один.

Раздел II. Коммуникативный подход группы Пало Альто

Тема 6. Коммуникация в семье в понимании группы Пало Альто

Содержательный и прагматический (процессуальный) аспект коммуникации. Глобальность коммуникации. Циркулярность коммуникации. Метакоммуникация.

Тема 7. Парадоксальная коммуникация

«Двойной зажим». Основные компоненты парадоксальной коммуникации. Способы выхода из парадоксальной коммуникации. 

Тема 8. Биологические, социальные и психологические теории происхождения шизофрении

Вклад группы Пало Альто в развитие теории происхождении шизофрении.

Тема 9. Дисфункциональные коммуникативные паттерны в семье

«Обесценивание», «Преследование – избегание», «Сила – слабость», «Протест – контроль», «Упрёк –молчание».

Тема 10. Представление  функционирования семейной системы в виде циркулярной диаграммы

Симптом в контексте семейной системы.  Принцип гомеостаза. Примеры.

Тема 11. Принцип нейтральности терапевта

Отказ от коалиций. Эмоциональная невовлечённость. Неосуждающая позиция.

Тема 12. Прямой и стратегический (парадоксальный) подходы в психотерапии

Прямой и стратегический (парадоксальный) подходы в психотерапии. Основные идеи двух подходов. 

Тема 13. Прямой подход - методы прояснения коммуникации.

Переход к  я-позиции.  Позитивное преопределение. Отмена игнорирования.

Тема 14. Работа Миланской школы Мары Сельвини Палаццоли

Пример практической реализации идей группы Пало Альто в рамках стратегического подхода. Структурирование времени, циркулярный вопрос и позитивная коннотация - рабочие инструменты школы Палаццоли.

Раздел III. Теория семейных систем Мюррея Боуэна

Тема 15. Центральная тема теории Мюррея Боуэна: дилемма индивидуальность – совместность

Двуединая задача: «Быть самим собой – остаться вместе с другими». 

Тема 16. Сэлф-дифференцированность (дифференцированность я)

Самое важное понятие теории Мюррея Боуэна. Внешний и внутренний аспекты сэлф-дифференцированности. Шкала сэлф –дифференцированности. Отношения с людьми при низком уровне дифференцированности.

Тема 17.  Понятия теории Мюррея Боуэна, описывающие функционирование семейной системы

Триангуляция, эмоциональный процесс в ядерной семье, механизм семейной проекции, процесс межпоколенной передачи уровня дифференцированности, характер ухода из родительской семьи.

Тема 18. Зрелость –  достаточный уровень сэлф-дифференцированности

Развитие ребёнка в онтогенезе – это повышение уровня дифференцированности. Задача семейной системы – помочь ребёнку, постепенно взрослея, достичь нормального уровня дифференцированности, и покинуть родительскую семью. Процессы, под влиянием  которых дети могут не  достичь в семье необходимого уровня сэлф-дифференцированности.

Тема  19. Недостаточный уровень сэлф-дифференцированности - источник дисфункций

Проблемы, возникающие у  людей с низкой дифференцированностью  в отношениях с родителями, с супругами. Их отношения с ребёнком.

Тема  20. Стресс у родителей как источник низкой дифференцированности у детей. Механизм этого семейного процесса

Тема  21. Характеристики нормальных семейных процессов по М. Боуэну

Сопоставление нормальных и дисфункциональных характеристик семейных пооцессов.

Тема  22. Генограмма

Графическое изображения семейных процессов в нескольких поколениях одной семьи для лучшего понимания связи поколений.

Тема  23. Цель терапии – повышение уровня дифференцированности

Этапы  терапии по М. Боуэну и интервенции, применяемые на каждом этапе. Попытки семейной системы триангулировать – эмоционально вовлечь терапевта.

Тема  24. Незавершённые дела в родительской семье, заимствование эмоций и уровня тревожности. Использование этих понятий  в психотерапии по М. Боуэну

Раздел IV. Структурная теория Сальвадора Минухина

25. Личность и жизненный путь Сальвадора Минухина

Поиски решения проблемы трудных подростков и молодёжной преступности. Знакомство с  работами группы  Пало Альто.  Минухин выводит семейную системную терапию на широкую общественную арену.

Тема 26.  Теоретический вклад Минухина в понимание семейных систем

Структура, подсистемы, границы, иерархия. Детская, родительская, супружеская  подсистемы.  Проблема границ супружеской подсистемы. Коалиции. 

Тема 27. Нормальное и патологическое развитие семейной системы по Минухину

Дисфункции границ. Типовые варианты патологического развития и их последствия.

Тема 28.  Цель и этапы терапии по Минухину

Задача каждого этапа. Проблема диагностики . Провокативные приёмы,  драматизация, «разбалансирование», «авторитарный стиль», предписывание коммуникаций. Перестройка границ   на сеансе  в режиме «здесь и сейчас».

Тема 29.  Разбор терапевтических сеансов С. Минухина

Раздел  V. Экспериентальный подход  (Вирджиния Сатир и Карл Витакер)

Тема 30.  Проблема происхождения дисфункций у экспериенталистов. Неконгруэнтность, глубинное «Я»,  Я-концепция    

Тема 31. Неподлинность семейной жизни.  Неподлинность опыта. Патологические  коммуникации в семье

Тема 32. Задача терапии у экспериенталистов.  Аутентичный опыт совместной жизни

Тема 33. Проблема техники и теории у Вирджинии Сатир.  Аутентичность работы терапевта

Тема 34. Примеры работы В. Сатир с семьёй. Аутентичность и  индуцирование подлинного опыта

Тема 35. Личность, жизненный путь и взгляды В. Сатир. Её понимание места психотерапии в жизни общества

Раздел VI. Общие характеристики семейной системы

Тема 36. Структурные и динамические характеристики семьи и различные варианты их патологии

Симбиотическая зависимость. Микродинамические процессы  в семье. Идеология семьи. Семейные мифы. Макродинамические процессы в семье. 

Тема 37. Этапы развития семьи по Эвелин Дюваль

Задачи, встающие перед семейной системой на каждом этапе.