"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психология развития и возрастная психология

Автор: кандидат психологических наук Фомичева Н.С.

Пояснительная записка

Содержание и структура курса «Психология развития и возрастная психология» включает изложение отечественных и зарубежных теорий, многообразный эмпирический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии. Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре курса также учтена степень разработанности отдельных проблем.

Цель курса – формирование способности студента ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза, создание аналитического подхода к исследованию человека с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых условиях.

Задачи курса:

  • изучение механизмов, закономерностей и особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга, изучении природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее возрастного развития;
  • формирование системы знаний об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодов;
  • формирование у студентов системы базовых понятий;
  • формирование способностей применения знаний, полученных в ходе изучения курса в практической деятельности.

В результате изучения курса студенты должны овладеть системой знаний:

  • об основных психологических теориях развития в зарубежной и отечественной психологии;
  • о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций
  • о взаимосвязи психического развития, деятельности, общения и обучения;
  • об основных методах исследования развития психики человека;
  • о психологических новообразованиях возрастных периодов;
  • о содержании основных возрастных кризисов и психологических особенностях развития человека в разных возрастах;

должны уметь:  

  • использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности;
  • определять уровень личностного и познавательного развития одаренных детей;   
  • определять причины отклоняющегося поведения подростка;
  • определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления;
  • определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути;   
  • организовывать и проводить возрастно-психологическое консультирование.
  • Отличительной особенностью структуры курса является освещение некоторых проблем акмеологии и геронтологии, а также ориентация студентов на практику психологической деятельности.

Содержание курса

Раздел. Теоретические проблемы возрастной психологии

Тема 1.Предмет и задачи возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психологических знаний о закономерностях развития личности. Общая характеристика разделов возрастной психологии (детская психология, психология младшего школьного возраста, психология подростка, психология юности, психология зрелого и позднего возраста). Исторический анализ понятия детства. Характеристика методов возрастной психологии. Понятие возраста в психологических исследованиях.Преодоление биогенетического подхода к исследованию психики ребенка.

Тема 2.Проблемы возрастной периодизации психического развития

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, ранней юности. Взгляды Л.С. Выготского на периодизацию психического развития. Концепция Д.Б. Эльконина. Современные периодизации развития личности ребенка А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды в развитии ребенка.

Тема 3.Теории детского развития в зарубежной психологии

Психоаналитические теории З.Фрейда, Э.Эриксона. Когнитивные теории Ж.Пиаже, Дж.Брунера, Л.Колберга. Взгляды бихевиористов на психическое развитие ребенка. Гуманистические теории детского развития

Тема 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка

Понятие источников и движущих сил психического развития. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. Условия и предпосылки психического развития. Механизмы развития и бытия личности. Индивидуальное развитие личности.Характеристика биологизаторских и социализаторских направлений в возрастной психологии. Теория конвергенции В.Штерна. Л.С.Выготский о роли среды и наследственности в психическом развитии ребенка. Л.С.Выготский о законах психического развития. Учение Л.С.Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Соотношение обучения и развития. Ведущий вид деятельности как фактор и условие детского развития

Раздел II. Особенности психического развития личности в детском возрасте

Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Детство как предмет психологического исследования.

Тема 5. Младенчество

Общая характеристика новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Развитие эмоциональной сферы. «Комплекс оживления» как основное новообразование новорожденности.Собственно младенчество. Общая характеристика. Роль взрослого. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте. Манипулирование. Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Наглядно-действенное мышление. Формирование потребности в общении. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Возникновение акта хватания. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Характеристика кризиса первого года жизни. Индивидуальные различия в младенчестве.

Тема 6. Ранний возраст

Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Овладение речью в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. Особенности общения. Познание в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Предпосылки формирования личности. Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса 3 лет. Индивидуальные различия в раннем возрасте.

Тема 7. Дошкольный возраст

Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности общения.Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое порождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры и игрушки для психического развития ребенка.Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте. Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи. Детская личность. Основные психологические новообразования. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.Индивидуальные различия в дошкольном возрасте.

Тема 8. Младший школьный возраст

Общая характеристика развития ребенка в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений.Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношений к школе, учителю, учебным предметам. Развитие познавательных психических процессов младшего школьника. Особенности общения. Особенности умственного развития.Развитие личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте. Понимание себя в процессе усвоения знаний в начальной школе. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения. Особенности развития самосознания. Особенности развития личности в условиях психической депривации.Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.

Раздел III. Особенности психического развития ребенка в отрочестве

Тема 9. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Определение границ подросткового возраста. Общая характеристика развития в отрочестве. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Социальные факторы в психическом развитии подростка. Социальная ситуация развития подростка. Ведущий тип деятельности подростка. Общение в отрочестве. Психологические новообразования подростка. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Формирование профессиональных интересов подростка. Самосознание подростка. Развитие познавательной сферы подростка. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.Особенности развития личности подростка в условиях депривации.Индивидуальные развития в отрочестве.

Тема 10. Подростковый возраст в свете различных концепций

Историческое происхождение подросткового возраста. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович).

Раздел IV. Особенности психического развития личности в юности

Тема 11. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в работах отечественных и зарубежных психологов. Общая характеристика развития в юношеском возрасте. Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Ориентация на жизненные перспективы. Профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Развитие нравственности. Особенности мышления в юношеском возрасте. Особенности общения. Пути развития мировоззрения. Умственное развитие и ценностные ориентации. Самосознание в юности.

Раннее материнство и отцовство.

Разнообразие типов личности в юности.

Раздел V. Особенности психического развития личности в период взрослости и позднем возрасте

Тема  12. Психология зрелого возраста

Понятие зрелого возраста в психологии. Периоды взрослости. Психологическая характеристика развития личности в зрелом возрасте. Биологические и социальные критерии и факторы зрелого возраста. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профессиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек.

Кризис середины жизни. Акмеология и ее задачи.

Самосознание взрослых.

Разнообразие типов личности взрослого человека.

Тема 13. Психология старения

Понятие старости в психологии. Периодизация позднего возраста. Геронтология и ее задачи. Психологическая характеристика старости. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Старость как социальная и психологическая проблема. Периодизация психического развития в старости. Пожилые люди в современном обществе.

Суицидальность в пожилом возрасте. Психологическая готовность к старости. Психологические новообразования пожилого человека.

Разнообразие типов личности в пожилом и старческом возрасте.

Раздел VI. Жизненный путь человека как личности

Тема 14. Реалии существования человека между жизнью и смертью

Реалии существования человека между рождением и смертью. Реалии существования личности в ее представленности среди других и в продуктах ее творчества.

Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных целей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности.