Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психология предпринимательства

Автор: кандидат психологических наук, Филинкова Е.Б.

Пояснительная записка

«Психология предпринимательства» является специальной дисциплиной, изучаемой в рамках подготовки студентов, обучающихся по  специальности «Социальная психология». Психология предпринимательства рассматривается нами как раздел экономической психологии, которая является базовой дисциплиной для данного спецкурса.

Психология предпринимательства как  междисциплинарная область знания тесно связана с экономикой, социологий, культурологией, отдельные разделы которых включены в данный спецкурс. Психологической дисциплиной, выступающей интегратором различных отраслей знания в курсе «Психологии предпринимательства», является социальная психология.

Целью курса является формирование у студентов представлений о психологических особенностях личности и деятельности предпринимателя.  Курс имеет практическую направленность, что означает не только ознакомление студентов с теоретическими знаниями в области психологии предпринимательства, но и практическое знакомство  как с особенностями деятельности, так и с особенностями личности предпринимателя.

Для реализации практических задач предполагается проведение деловой игры по предпринимательству и проведение стандартизированного интервью с предпринимателем с последующим анализом полученных данных. 

Результатом изучения курса должно стать понимание слушателями сложности, многогранности предпринимательской деятельности и связанных с этим  особенностей психологии успешного предпринимателя.

Курс «Психология предпринимательства» рассчитан на 40 аудиторных часов (из них –28 лекционных) и 100 часов самостоятельных занятий. В конце курса проводится экзамен.

Содержание курса

Тема 1. Понятие предпринимательства 

Цели и задачи курса «Психология предпринимательства». Место курса в системе социально-психологических и экономических знаний.  Понимание предпринимательства как вида экономической деятельности. История развития взглядов на предпринимательскую функцию. Критерии выделения предпринимательства в самостоятельный вид экономической активности: риск, инновационность, психологические особенности субъекта, ответственность по всем видам риска, владение  и распоряжение собственностью, автономность деятельности. Предприниматель и менеджер. Предприниматель и изобретатель.

Тема 2. Социальные характеристики российских предпринимателей 

Социокультурные и религиозно-нравственные предпосылки предпринимательства. Краткая история развития предпринимательства в России (ХVII-XXвв.). Происхождение современных российских предпринимателей. Социально-демографические особенности российского предпринимательства. Тенденции в развитии предпринимательства в России в настоящее время. Отличия российского и западного предпринимательства. 

Тема 3. Мотивация выбора предпринимательства 

Мотивационные особенности предпринимателей как субъектов экономической деятельности. Динамика мотивации российских предпринимателей в 90-х гг. ХХ века. «Истинные» и «вынужденные» предприниматели.  

Принятие решения о выборе предпринимательского пути. Психологические барьеры выбора предпринимательства: «личной инициативы», «ложной установки», автономности, достижения. Факторы, способствующие и препятствующие предпринимательскому выбору.

Тема 4. Психологические особенности предпринимательской  деятельности 

Психологически значимые особенности содержания предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Мотивационные регуляторы. Автономность деятельности как основной принцип функционирования и его психологическое наполнение. Специфика предпринимательства как вида экономической деятельности и его сравнение с наемным трудом. Восприятие предпринимательства общественным сознанием.

Тема 5. Психология личности предпринимателя 

Исследования психологических особенностей предпринимателей: мотивации достижения, локуса контроля, принятия решений, склонности к риску, ценностных ориентаций. Стрессоустойчивость и помехоустойчивость предпринимателей. Типологические особенности личности предпринимателя.

Социально-психологические исследования предпринимательства: отношение к риску и конкуренции, взаимодействие и отношения с партнерами по бизнесу, сотрудниками, клиентами, чиновниками. Социальные установки к труду. Отношение к экономическим результатам деятельности. Удовлетворенность предпринимательской деятельностью и факторы ее формирования. 

Тема 6. Психологические модели предпринимательства 

Психоаналитический подход – «реактивная модель предпринимательства»  К.де Фриза. Когнитивный подход – трехфакторная модель  предпринимательского поведения К.-Э. Вернерида.  Социодинамический подход – концепция предпринимательского события А.Шапиро и Л.Сокола.