Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психология мышления

Автор: доктор психологических наук, профессор  И.А. Васильев

Пояснительная записка

Настоящая программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов Института психоанализа. В программу включен раздел «Психология мышления». Это один из самых сложных разделов психологии.  Еженедельно проводится одно занятие (4 часа). Чтение лекций чередуется с проведением семинарских занятий.

Часть материала выносится на самостоятельную проработку, результаты которой оцениваются индивидуально в форме контрольных работ. Вопросы к контрольным работам приведены в соответствующих тематических разделах программы. Вопросы к экзамену по курсу и к государственному экзамену представлены в приложении. Они могут быть использованы непосредственно при подготовке к семинарским занятиям. В рамках данного курса студенты выполняют также ряд практических заданий.

К итоговому экзамену, проводимому в период экзаменационной сессии, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой перечисленные выше промежуточные отчетности. Успешная сдача экзамена предполагает, как минимум, знание литературы, выносимой на обсуждение на семинарских занятиях, а также самостоятельное изучение литературы при подготовке к контрольным работам. Кроме того, необходимо знать содержание лекций.

Необходимо подчеркнуть, что содержание и объем данного курса предъявляют высокие требования, как к студентам, так и к преподавателям. Для студентов обязательно посещение лекций и семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним. Только при этом условии они смогут, активно и по существу, обсуждать вопросы данной программы и свои собственные вопросы как с преподавателем, так и друг с другом.

Раздел психология мышления является синтетическим, объединяющим знания по всем познавательным процессам. Поэтому, изучая этот раздел, студенты могут объединять в систему ранее полученные знания и формировать целостное представление о познавательной сфере человека.

Таким образом, эффективное изучение и преподавание психологии мышления требует от каждого из нас максимального использования нашего собственного мышления.

Содержание курса

Тема 1. Предмет и методы психологии мышления.

Мышление как объект научного изучения. Философская разработка проблемы мышления. Теория познания (гносеология), логика. Изучение мышления в кибернетике, в физиологии высшей нервной деятельности и в других науках. Мышление как предмет психологической науки. Мыслительный процесс в системе познавательных процессов.

Мышление и основные категории психологии: деятельность, сознание, личность и общение. Методы исследования мышления в психологии. Общие, общенаучные и частные методы. Методы наблюдения, беседы и эксперимента. Изучение продуктов мыслительной деятельности. Классический вундтовский эксперимент. Метод систематической интроспекции. Метод «рассуждения вслух». Клинический метод Ж. Пиаже. каузально-генетический метод Л.С. Выготского. Метод тестов.

Тема 2. Виды мышления: критерии классификации.

Вопрос, проблема, задача как исходные пункты мышления. Объективная и субъективная структура мыслительной задачи. Теоретическое, рассуждающее, словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление. Решение практических задач детьми раннего возраста. Исследования С.Л. Новоселовой и Н.Н. Поддьякова. Образное или наглядно-образное мышление. Исследования Н.Н. Поддьякова и И.С. Якиманской.

Теоретическое и практическое мышление. Интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Три признака их различения. Реалистическое и аутистическое мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Непроизвольные и произвольные мыслительные процессы.

Тема 3. Основные направления психологии мышления.

Ассоциативная психология мышления. Вюрцбургская школа. Определение мышления. Структура задачи. Понятие детерминирующей тенденции. Экспериментальное доказательство существования неосознаваемой детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца. Этапы мыслительного процесса. Структура проблемного комплекса. Понятие антиципации. Интеллектуальные операции, их состав. Методы решения задач. Гештальтпсихология мышления. Новый предмет и метод исследования мышления. Основные положения В. Келера и М. Вертгеймера. Экспериментальные исследования К. Дункера. Анализ процесса мышления. Проблема механизмов мыслительного процесса. Понятие функционального значения. Эвристические методы решения. Мышление и навык в бихевиоризме и необихевиоризме. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. Мышление как процесс переработки информации.

Тема 4. Изучение мышления как познавательного процесса и формы познавательной деятельности.

Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи в гештальтпсихологии. Роль прошлого опыта, феномен «функциональной фиксированности» (опыты К. Дункера, Н. Майера, Л. Секея). Изучение условий возникновения «инсайта» с применением метода подсказки (опыты Ю.Б. Гиппенрейтер, Я.А. Пономарева). Представление о процессе творческого мышления в теории Я.А. Пономарева. Роль прямого и побочного продукта в процессе поиска решения задачи. Проблема неосознаваемых форм мышления. Интуиция. Установка (опыты Лачинсов). Исследование процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна. Концепция П.Я. Гальперина о мышлении как ориентировочно-исследовательской деятельности. Умственное действие, его виды и характеристики. Формирование умственных действий. Описание стадий (этапов) мыслительного процесса (схемы Г. Уолесса, К. Дункера, О. Зельца, в школе С.Л. Рубинштейна).

Тема 5. Индивидуально-личностная обусловленность мышления.

Общая характеристика субъекта мыслительной деятельности. Личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности. Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления. Интеллектуальная активность личности. Роль защитных механизмов личности в регуляции мыслительной деятельности.

Индивидуальные особенности и типы мышления. Когнитивные стили личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности. Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей». Индивидуальная структура интеллекта и творческие способности. Эмпирические описания творческой личности.

Тема 6. Фило- и социогенез мышления.

Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследования интеллекта животных. Развитие мышления в антропогенезе. Историческое развитие мышления человека. Трудовая деятельность как условие развития мышления человека. Психологическая характеристика «первобытного» архаического мышления. Специфика «античного» и «средневекового» мышления. О некоторых особенностях мышления в тоталитарном обществе и проблема изменения мышления в новых социальных условиях. Кросскультурные исследования мышления. Общая характеристика культурно-исторического подхода к пониманию развития человеческого мышления.

Тема 7. Онтогенез мышления и проблема развития речевого (понятийного) мышления.

Онтогенетический подход к выделению стадий развития мышления и представления мира ребенком. Стадии развития интеллекта (концепция Ж. Пиаже). Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций и проблема речевого мышления (по Л.С. Выготскому). Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение слова как единство общения и обобщения. Соотношение внешней (фазической) и внутренней (семантической) стороны речи. Значение и смысл слова. Развитие речевого мышления.

Основные этапы развития значений, функциональные эквиваленты понятий: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия (по Л.С. Выготскому). Развитие научных и житейских понятий. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о структуре, функциях и путях развития эгоцентрической речи. Проблема диалогичности мышления человека. Совместная мыслительная деятельность. Мышление человека в условиях диалога с компьютером. Современные исследования понятийного мышления. Управление и самоуправление мыслительной деятельностью. Прямые и косвенные методы воздействия на мышление. Методы стимуляции и активизации. формирующие методы. Использование компьютера для повышения эффективности мыслительной деятельности.