Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Психология искусства

Автор: доктор психологических наук, профессор Нагибина Н.Л.

Пояснительная записка

Цель курса:  

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.

Задачи курса:

  • Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.
  • Знание проблем психологии искусства.
  • Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.
  • Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач,  а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе  для решения практических задач.

Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.

Содержание курса

Разделы курса:

Цель первого раздела курса - ознакомиться с   теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.

Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.

Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских  занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.

Часть I. Основные направления исследований в психологии искусства

Тема 1. Искусство как способ познания

  • Искусство и наука
  • Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии
  • Искусство и архетип
  • Искусство как способ самопознания
  • Искусство и понимание смысла

Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.

  • Творческий процесс, его составляющие и динамика
  • Творческая личность
  • Творческая способность
  • Способности и талант
  • Талант и гениальность

Тема 3. Искусство и цивилизация.

  • Кривые стиля и эпоха
  • Социальный редукционизм в искусствознании
  • Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве
  • Значение искусства в развитии общества

Тема 4. Искусство и потребитель

  • Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства
  • Искусство и реклама
  • Массовая культура
  • Культура потребителя и понимание произведений искусства

Тема 5. Искусство как форма терапии

  • Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Типологический подход и использование арт-терапии

Часть II. Специальные способности

Тема 6. Музыкальные способности

  • Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора
  • Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга
  • Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова
  • Возраст и способности
  • Особенности ВНД и способности
  • Развитие музыкальных способностей
  • Способность к цветовому представлению музыки

Тема 7. Художественные способности

  • Ведущие и вспомогательные художественные способности
  • Возраст и проявление художественных способностей
  • Индивидуальность и проявление художественных способностей
  • Развитие художественных способностей
  • Восприятие формы
  • Восприятие и использование цвета

Тема 8. Литературные способности

  • Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения
  • Структурный подход к проблеме литературных способностей
  • Индивидуальность и литературные способности
  • Развитие литературных способностей

Часть III. Системно - типологический подход в психологии искусства

Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства

  • Психология типов личности
  • Психология черт личности
  • Психология черт и типов личности: точки пересечения
  • Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве
  • Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве
  • Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства

Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества

  • Объективные закономерности в искусстве
  • Субъективные закономерности в искусстве
  • Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов
  • Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля
  • Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля
  • Случайность и закономерность в стилевых проявлениях
  • Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения

Тема 11. Психотип и творческий стиль.

А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя

Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)

Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)

Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор,   сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)

В-тип на примере творчества М.Булгакова

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)

Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)

Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)

С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)

Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)

Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)

D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого

Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)

Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)

Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)

Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха

Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)

Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)

Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)

Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).

F-тип на примере творчества С.Цвейга

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)

Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)

Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)

G-тип на примере творчества М.Горького

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)

Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)

Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)

Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева

Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)

Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)

Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)