Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психология эмоций

Автор: кандидат психологических наук Белашова Х.В.

Пояснительная записка

Психология эмоций, являясь одним из важнейших разделов общей психологии, психологии личности, психофизиологии, клинической психологии, психологии труда и социальной психологии, несомненно, является одной из актуальных и проблемных отраслей в психологии. Значительный интерес к ней проявляется, как со стороны теоретиков, так и практикующих психологов. Особенно этот интерес возрастает в аспекте проблемы гармоничного развития личности современного человека, который находится в условиях психотравмирующих воздействий, как со стороны экологического неблагополучия, так и социальных потрясений.

Несмотря на то, что длительное время эмоции и чувства в психологии исследовались ретроспективным методом, на основе наблюдения, был собран, обобщен и проанализирован разнообразный эмпирический материал, разработаны теории эмоций. Итогом такой работы послужило выделению базовых эмоций, их характеристик, роль и значение в выживании биологического вида и индивида. Также были установлены предикторы для возникновения эмоций, их физиологические и психологические механизмы. Тем не менее, интерес к прикладным вопросам психологии эмоций растет из года в год, тем самым способствуя наращиванию современного методологического научного аппарата в понимании эмоций.

Основная цель курса - с позиций современной психологии эмоций рассмотреть наиболее специфические особенности эмоциональной сферы человека, сравнить разнообразные подходы в исследовании эмоций, продемонстрировать значительный вклад эмоций в жизнедеятельность человека.

В курсе «Психология эмоций» излагаются как классические и общепринятые представления научных исследований отечественных и зарубежных ученых, так и их противоположные точки зрения, обсуждаются объективная сложность нерешенных и дискуссионных проблем.

В задачи курса входят ознакомление студентов и помощь в овладении ими конкретными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из двух разделов. Первый раздел начинается с введения в психологию эмоций и обозначения ее основных проблем: значение эмоций в ряду аффективных проявлений субъекта, их феноменология, функции, способы выражения; обсуждаются основные аспекты в изучении эмоций, анализируются теории зарубежных и отечественных авторов; во втором разделе рассматриваются вклад эмоций в психическую активность и поведение человека; проявления эмоциональных феноменов, состояний и процессов на психофизиологическом и социальном уровне, эмоциональные характеристики личности; развитие эмоциональной сферы в онтогенезе; патология эмоций.

Программа рассчитана для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» и направлению 521000 «Психология».

Содержание курса

Раздел I. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний

Общие представления об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные аспекты изучения эмоций. Эмоциональные феномены и их психологическая характеристика. История развития взглядов на эмоциональную сферу психической жизнедеятельности человека. Методологическая проблема эмоций в современной психологии.   

Тема 1. Введение в психологию эмоций

Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза). Основные аспекты изучения эмоций: эмоции как явления, эмоции как психотелесные состояния, эмоции как процесс.

ТЕМА 2. Эмоции и их функции

Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций: филогенетический и онтогенетический аспекты. Классификация функций эмоций.

ТЕМА 3. Психифизиологические основы эмоций

Физиологические основы эмоций: подкорковые центры и вегетативная нервная система, процессы высшей нервной деятельности (ВНД) в коре головного мозга. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Экспериментальные исследования в области психофизиологии эмоций: узколокализационистские концепции мозговой организации эмоций (Х. Дельгадо, В.М. Смирнов), исследования базальных эмоций (В.Д. Небылицин), исследования эмоциональных состояний, вызванные раздражением различных структур головного мозга (П.В. Симонов), теория «круг Папеца», лимбическая концепция эмоций (Г. Шепард), нейрофизиологические исследования новой коры Клювера-Бюси, «лобный синдром» (А.Р. Лурия).   

ТЕМА 4. Внешнее выражение эмоций

Взгляды Ч.Дарвина на возникновение и развитие выразительных движений. Основные способы выражения эмоций: вербальный, невербальный и их исследования. Межкультурные различия в выражении эмоций.

ТЕМА 5. Основные направления в изучении и классификации эмоций

Эмоциональные явления как факт сознания (трехмерная концепция чувств В.Вундта). Эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда). Эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая  концепция эмоций). Эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П. К. Анохина). Эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера, познавательная теория эмоций Р.Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Раздел II. Роль эмоциональных состояний в психической активности и в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций

ТЕМА 6. Эмоциональные состояния

Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций. Чувственный (эмоциональный) тон ощущений. Чувства и их классификации. Настроения и их особенности. Аффект и его характеристики. Стресс, стадии его развития. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

ТЕМА 7. Роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека

Эмоции в познавательной деятельности и творчестве. Проблема организации и дезорганизации поведения. Овладение поведением, роль символических способов регуляции эмоциональных состояний. Эмоциональный интеллект. Мотивация и эмоции. Оптимум мотивации (закон Йеркса – Додсона). Эмоциогенные ситуации и мотивация. Избыточная мотивация. Чувства как отражение устойчивых отношений человека к объектам. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Эмоциональные свойства личности. Психологические типы (К.Г.Юнг).

ТЕМА 8. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе

Возрастные изменения эмоциональной сферы: основные образования, тенденция развития. Учет индивидуальных особенностей ребенка в ходе развития эмоций и чувств: характеристики темперамента, специфика межполушарной асимметрии головного мозга  и качества привязанности. Специфика различных возрастных периодов. Уровневая модель системы эмоциональной регуляции В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. Развитие эмоциональной регуляции в детском возрасте. Эмоциональные расстройства раннего возраста: этиология, классификация, диагностика, коррекция.

ТЕМА 9. Патология эмоций: аффеткивные синдромы и расстройства

Этиология эмоциональных нарушений. Аффективные синдромы: тревожный (анксиозный), депрессия, мания, дисфория. Аффективные расстройства: эйфория, апатия, эмоциональная тупость, эмоциональная неадекватность, эмоциональная амбивалентность.