Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Психология экстремальных и критических ситуаций

Автор: кандидат психологических наук, профессор Иванов Ф.Е.

Пояснительная записка

Программа курса «Психология экстремальных и критических ситуаций» рассчитана на подготовку студентов очного и заочного отделения по специальности 020400 «Психология» и студентов очного и заочного отделения по степени (квалификации) — бакалавр психологии направления 521000 "Психология"

Цель курса -  формирование системы представлений о структуре экстремальных  и критических ситуаций, о психологических механизмах, обеспечивающих безопасность поведения субъекта в жизнедеятельностном пространстве, методах психологической экспертизы и профилактических мероприятиях.

Задачи курса:

  • формирование научных представлений о предмете и объекте экстремальных и критических ситуаций;
  • построение типологии экстремальных и критических ситуаций;
  • определение взаимосвязи экстремальной психологии с другими ветвями психологии;
  • различение субъективных и объективных факторов опасности;
  • обоснование необходимости организации системы активной профилактики экстремальных и критических ситуаций;
  • информирование о способах оказания психологической помощи жертвам экстремальных ситуаций;
  • освоение методов психологической экспертизы происшествий и инцидентов в социотехнической системе, позволяющих выявить роль человеческого фактора.

Программа курса

Раздел I  Определение предмета, объекта, основных понятий экстремальной психологии, рассмотрение оснований классификации экстремальных и критических ситуаций

Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

Обсуждение проблемы безопасности: когда можно говорить о безопасности, что составляет её основу. Основные понятия экстремальной психологии: предмет, объект, ситуация. 

Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций

Раздел II  Типологии критических ситуаций и парадигмы их преодоления

Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии

Субъект как носитель активности. Определение, функции, формы активности. Четыре характеристики человека, выделенные Б.Г. Ананьевым (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность). Субъект в психологических пространствах: жизнедеятельностном, индивидуальном, личностном, профессиональном, социальном и нормативном.

Тема 4. Типология критических ситуаций

Режимы функционирования сознания. Характеристика стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Концептуальные поля критических ситуаций. Переживание как преодоление критической ситуации. Закономерности соотношения ситуации и процессов переживания как их преодоления (ранг ситуаций, роли переживаний). Типология жизненных миров.

Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта

Характеристика энергетической, пространственной, временной, генетической и информационно-когнитивной парадигм как основа разработки психотехнологий преодоления критических ситуаций. Переходные психические процессы.

Раздел III  Психологическая экспертиза экстремальных и критических ситуаций

Тема 6 Анализ принципов и методов психологической экспертизы

Системный подход и правовые аспекты психологической экспертизы. Уровни психологического анализа деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях. Полилог как универсальный метод рефлексивного анализа при реконструкции экстремальных и критических ситуаций. Эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические.

Раздел IV Организация активной профилактики происшествий и инцидентов в социотехнической системе. Роль человеческого фактора в безопасном функционировании социотехнической системы

Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности

Модели человеческого фактора. Характеристики безопасного функционирования ЭСТС. Психофизиологические, медицинские и психодиагностические средства анлиза и оценки состояния субъекта профессиональной деятельности в ЭСТС.

Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов

Культура безопасности как основа профилактики. Психологическая готовность и способность человека к преодолению экстремальной и критической ситуации.

Рефлексивная культура как основа психологии безопасности. Специальные методы современной активной профилактики.