Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психологические проблемы дизонтогенеза

Автор: Воронцова О.Ю.

Пояснительная записка

Целью курса является ознакомление студентов с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития.

Задачи курса -  ознакомление с основными отечественными и зарубежными подходами к оценке аномального развития; ознакомление с клиническими и психологическими типологиями дизонтогенеза; изучение теоретрических основ методов диагностики различных вариантов дизонтогенеза и обзор основных способов коррекции.

Прослушав данный курс студенты должны: ориентироваться в теоретических проблемах нормального и аномального развития; овладеть знаниями необходимыми для диагностики различных вариантов структуры психических нарушений при аномальном развитии у детей; уметь формулировать гипотезу патопсихологического обследования, строить план обследования с использованием набора методических средств с учетом возрастных нормативов.

Раздел I. Основные закономерности и параметры оценки дизонтогенеза                          

Тема 1. Предмет и содержание курса

Практическое значение проблемы.Место дисциплины в ряду смежных дисциплин ( психологии нормального детства, дефектологии, детской психиатрии). Основные этапы развития изучения аномалий развития.                    

Тема 2. Клинические закономерности дизонтогенеза

Этиология и патогенез дизонтогений. Генетические и соматические предпосылки психического онтогенеза.Cоотношение биологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка.Понятие преморбидной почвы (Г.Е. Сухарева). Уровни нервнопсихического реагирования в детском возрасте (В.В.Ковалев).                     

Тема 3. Психологические закономерности дизонтогенеза

Стадии психического развития и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский). Роль гетерохронии и ассинхронии в нормальном и патологическом системогенезе ВПФ. Основные симптомы ассинхронии развития ( ретардация, акселерация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс, изоляция). Типы ассинхроний развития. Классификация психического дизонтогенеза. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза.           

Тема 4. Психологические методы обследования ребенка с аномальным развитием

Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро и патопсихологическое исследования. Экспериментальное обучение, как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Схема построения теста Векслера.  Границы применения психометрических методов.Игра и рисование как диагностические методы. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования.Раздел второй. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.                                 

Тема 5. Психическое недоразвитиеКлиническая характеристика олигофрении

Этиология. Клинико-патогенетическая классификация. Особенности нейродинамики нервно-психических процессов. Клинико-психологические законы олигофрении (Г.Е. Сухарева). Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении. Степень тяжести умственного дефекта ( идиотия, имбецильность дебильность). Проблема соотношений аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.                     

Тема 6. Задержанное психическое развитие

Клиническая характеристика детей с ЗПР. Особенности аффективной сферы детей с ЗПР. Структура интеллектуального дефекта. Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении, а так же органической деменции. Роль социального фактора в формировании ЗПР. Организация помощи детям с задержкой психического развития. Профилактика вторичных невротических образований возникающих в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.                        

Тема 7.Дефицитарное психическое развитие

Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами. Динамика развития детей с сенсорными дефектами. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений. Влияние на развитие нарушений отдельных компонентов психомоторики. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. Клинико психологическая характеристика развития детей с ДЦП. Особенности  эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП. Вопросы компенсации.