Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психофизиология

Автор: кандидат психологических наук Сварник О.Е.

Пояснительная записка

Курс «Психофизиология» является базовой учебной дисциплиной, обязательной в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению/специальности «Психология». Программа разработана с учетом государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары.

Основная цель курса – формирование системы научных представлений об активности мозга и его связи с психическими явлениями.

Задачи курса:

  • рассмотреть основные понятия психофизиологии
  • определить значение психофизиологии для психологии
  • познакомить студентов с методической и методологической базой психофизиологии
  • представить основные результаты отечественных и зарубежных работ по исследованию мозга, связанных с разработкой традиционных проблем психологии
  • сформировать представление о современных тенденциях в изучении мозга  

Во время чтения лекций используются компьютерные презентации, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. В ходе изучения курса на семинарских занятиях широко используется организация дискуссий по основным вопросам курса. Проведение семинарских занятий предполагает знакомство с рекомендуемой литературой, усвоение содержания основных понятий и осмысление данных психофизиологии в рамках основных проблем психологии. Курс «Психофизиология» рекомендован для прочтения студентам после прослушивания курсов лекций по анатомии ЦНС, физиологии ЦНС и физиологии ВНД и сенсорных систем.

Содержание курса

Раздел I. Методология психофизиологии

Тема 1. Мозг и нейрон

Предмет и объекты психофизиологии. Принцип «черного ящика» в психологии. Значение психофизиологии для психологии.

Общие сведения о мозге. Отделы мозга и принципы выделения структур. Представление о переработке информации в центральной нервной системе.

Нейрон – функциональная единица. Электрическая активность нейронов, теория суммации, пейсмекерный потенциал. Функционирование ионных каналов мембраны нейрона. Химическая активность нейронов. Ретроградные сигналы в нейронах. Активность генов в нейронах. Взаимодействие между нейронами. Понятие нейрональной пластичности. Специализация нейрона. Гностические нейроны. Командные нейроны.

Дисциплины, изучающие свойства мозга и его клеток: уровни анализа. Возникновение нейронауки – науки о мозге.

Тема 2. Методы исследования в психофизиологии

Неинвазивные методы изучения активности целого мозга. Электроэнцефалография. Связанные с событиями потенциалы. Магнитоэнцефалография. Позитронно-эмиссионная томография. Ядерная магнитная резонансная интроскопия. Принцип «вычитания» изображений в комтьютерной томографии.

Методы изучения активности отдельных нейронов. Регистрация импульсной активности нейронов. Мультиэлектродная регистрация. Регистрация метаболической и генетической активности нейронов.

Стимуляция участков мозга. Локальные повреждения мозга. Генетически измененные животные.

Регистрация других физиологических параметров. Окулография. Электромиография. Регистрация электрической активности кожи.

Принципы классификации методов. Прикладная психофизиология.

Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии

Парадигмы в науке. Принцип реактивности. Положения классической рефлекторной теории. Принцип активности. Работы И.С. Бериташвили, Э. Толмена, Э. Торндайка, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Л.В. Крушинского, У. Найссера. Эклектика в науке.

Работы П.К. Анохина. Понятие результата и функции в теории функциональных систем. Операциональная архитектоника функциональной системы. Принципы системогенеза.

Тема 4. Системная психофизиология

Методологическая база системной психофизиологии. Эволюционный принцип. Исторический подход. Селекционный и инструкционный принцип в теориях научения.

Поведенческая специализация нейронов. Системная специализация. Постоянство специализации. Формирование новых специализаций нейронов.

Основные экспериментальные данные, полученные в рамках системно-эволюционного подхода. Синхронность активации структур в поведении. Развитие предвосхищающих результат связанных с событиями потенциалов при научении. Зависимость активаций нейронов от цели, достигаемой животным.

Тема 5. Психофизиологическая проблема

Представление о психике и ее наличии. Антропопсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, панпсихизм.

Варианты решения психофизиологической проблемы. Тождественность психического и физиологического. Параллельность психических и физиологических процессов. Взаимодействие психического и физиологического. Физиологическое и психологическое – аспекты целого. Понятие информационных процессов.

Решение психофизиологической проблемы в рамках системно-эволюционного подхода и системной психофизиологии.  

Раздел II. Научные проблемы психофизиологии

Тема 6. Психофизиология научения и памяти

Критерии научения. Понятие консолидации и реконсолидации в представлениях о реорганизации памяти после научения.

Механизмы, лежащие в основе научения. Синапс Хебба в коннекционистких теориях научения. Системогенез при научении и селекционный принцип.

Физиологические корреляты научения. Изменения импульсной активности нейронов при научении. Изменения генетической экспрессии и каскады молекулярных событий в нейронах при научении. Структурные изменения при научении. Неонейрогенез. Запрограммированная клеточная гибель при научении. Сопоставление процессов развития и научения.

Ориентировочно-исследовательское поведение при научении. Виды научения и распределение по структурам формируемых нейрональных специализаций. Декларативная и процедурная память.

Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений

Основной тезис психофизиологии сенсорных систем. Проблемы психофизиологии сенсорных систем. Экологическая оптика Дж. Гибсона и его критика представления о передаче информации. Представления К. Поппера и его критика «бадейной теории».

Фоторецепторные свойства нейронов. Восприятие цвета. Зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность, боль: общие принципы возникновения активности клеток. Активность нейронов первичных сенсорных областей коры головного мозга. Активность нейронов двигательных областей коры головного мозга. «Зеркальные» нейроны.

Традиции выделения структур и функций в психофизиологии. Френологические карты Ф. Галля. Локализационные карты Клейста. Структура и функция в нейропсихологии. Проблемы традиционного структурно-функционального подхода.

Современное состояние структурно-функционального подхода. Характеристики структур по специализациям нейронов. Формирование специализаций нейронов и развитие поведения в онтогенезе. Психофизиология индивидуальных различий.

Тема 8. Психофизиология сна и патологических состояний

Циркадианные ритмы. Физиологические параметры, изменяющиеся в течение суток. Роль нейронов супрахиазматического ядра гипоталамуса. Значение циркадианных ритмов.

Исследования сна. Фазы сна и их характеристики. Изменения паттернов сна с возрастом. Расстройства сна. Роль сна в консолидации памяти. Механизмы консолидации памяти в периоды сна.

Патологические состояния. Влияние алкоголя на активность нейронов. Острое введение алкоголя и хроническая алкоголизация. Принцип возникновения поведенческих изменений при наркотизации. Изменения уровней нейромедиаторов при введении амфетаминов, кокаина, героина.

Тема 9. Когнитивная психофизиология

Сознание и попытки его определить. Психофизиологические теории сознания. Теория единства эмоций и сознания. Представление о реверберации. Представление о синхронизации активности нейронов. Проблема внимания в психофизиологии. Связь сознания с эмоциями.

Связь сознания с речью.  Представление о функциональной ассиметрии мозга. Измерения активности областей мозга при восприятии и производстве речи. Расстройства восприятия и производства речи.

Понятие когнитивных карт и роль нейронов гиппокампа. Проблема внимания в психофизиологии.