"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психодиагностика

Автор: доктор психологических наук, профессор Ануфриев А.Ф.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса "Психодиагностика" ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - к психодиагностической деятельности. Освоение курса позволит понять специфику психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины, познакомиться с принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике программами обследования.

Усвоение курса позволит психологу более эффективно осуществлять диагностическую деятельность, ориентироваться в сложных случаях диагностической практики, будет способствовать развитию и формированию у него психодиагностического мышления.

Цель курса - ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами психодиагностики, основными принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике, а также сформировать  у студентов систему основных понятий психодиагностики, адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик; раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста.

Реализация указанной цели достигается путем систематического изложения основных понятий психодиагностики, принципов разработки психодиагностических методик и использования их на практике в работе психолога.

Семинарские и практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и ознакомление студентов с наиболее известными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из четырех разделов. В первом психодиагностика рассматривается как практическая деятельность и научная дисциплина. Во втором анализируются основные понятия психодиагностики. В нем выделяются понятия, характеризующие процесс разработки психодиагностических методик и постановки психологического диагноза. В третьем разделе рассматриваются универсальные психодиагностические методики. В четвертом – программы психодиагностического обследования.    

Требования к уровню освоения дисциплины. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  • Основные понятия психодиагностики (психологический диагноз, психодиагностическая задача и ситуация  и др.);
  • Особенности, сферу применения и ограничения в использовании психодиагностических методик в практической деятельности психолога;
  • Психометрические требования к разработке психодиагностических методик;
  • Структуру психодиагностики;
  • Средства психодиагностики;

уметь:

  • оценить возможности той или иной психодиагностической методики в соответствии с целями и задачами исследования

владеть навыками:

  • составления психологического портрета и автопортрета;
  • подбора средств психодиагностики в зависимости от решаемых задач.

Психодиагностика неразрывно связана и опирается на другие отрасли психологии и смежные дисциплины. Для успешного усвоения всех разделов данного курса необходимы знания из общей и возрастной психологии, при изучении которых студенты могли ознакомиться с особенностями функционирования и развития психики в норме. Кроме этого, психодиагностика неразрывно связана с психометрикой, дифференциальной и экспериментальной психологией.  При освоении курса  студенты осваивают практические навыки применения психодиагностических средств.

Содержание курса

Раздел I. Психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина

Тема 1. История психодиагностики

Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.

Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.

Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.

Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы.

Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога.

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность

Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.

Диагностика как один из видов деятельности практического психолога. Классификация видов деятельности психолога-практика. Норма как желаемое состояние объекта психодиагностики и как логическое основание классификации видов практической деятельности. Диагностика как один из способов применения психологического знания на практике.

Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина

Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.

Варианты понимания предмета психодиагностики.

Отрицание правомерности ведения психодиагностики в качестве самостоятельной отрасли психологической науки.

Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.

Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.

Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).

Функции психодиагностики. Виды психодиагностики по специфике объекта и типу задач практической психологии. Медицинская, возрастная, профессиональная и педагогическая психодиагностика. Деятельностная и конфликтная психодиагностика.

Раздел II. Основные понятия психодиагностики Разработка психодиагностических методик

Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.

Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная,  экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик. Постановка психологического диагноза

Тема 5. Объект психодиагностики

Объект психодиагностики как сосубъект диагностического процесса. Характер взаимодействия двух субъектов в диагностическом процессе. Объект психодиагностики как система психической регуляции. Двухуровневое строение объекта психодиагностики. Феноменологический уровень и уровень причинных оснований.

Состояние объекта психодиагностики как множество фиксированных значений диагностических переменных. Виды состояний объекта психодиагностики. Понятие нормы. Адаптационное понимание нормы. Концепция культурного релятивизма. Понятие о родовой норме. Статистической норма и процедура ее построения. Норма как отсутствие отклонений. Характеристика нормы через описание признаков психического здоровья.

Тема 6. Субъект психодиагностики

Субъект психодиагностики как носитель деятельности распознавания. Два вида субъектов психодиагностики. Житейски-эмпирические и профессиональные диагносты. Писатели, художники, врачи, администраторы как житейски-эмпирически психодиагносты. Принцип компетенции как основа диагностической деятельности профессионального психолога. Подходы к определению функций профессиональных психодиагностов.

Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.

Тема 7. Психодиагностическая  задача  и  ситуация

Практическая  и  исследовательская  психодиагностическая  задача.

Структура практической диагностической задачи, своеобразие её условий. Эмпирическая и априорная составляющая условий психодиагностической задачи. Процесс решения задачи как движение по дереву возможностей.               Теоретическое и практическое значение типологии психодиагностических задач. Требования к типологии диагностических задач и этапы ее построения. Варианты классификации задач школьной и профессиональной психодиагностики. Критерии систематизации диагностических задач. Психодиагностическая ситуация как совокупность неизменяющихся на протяжении установления диагноза общих организационных условий. Различие позиций участников диагностического процесса в диагностической ситуации. Личностная значимость для обследуемого получаемых при установлении диагноза данных. Диагностическая ситуация как фактор, влияющий на продуктивность взаимодействия участников диагностического процесса. Диагностическая ситуация и результаты тестовых испытаний.

Варианты типологий психодиагностических ситуаций. Ситуация клиента и экспертизы. Отношение психолога с пользователем как критерий классификации диагностических задач. Типология ситуаций по наличию социального контроля за поведением обследуемого (В.Р.Дружинин). Ситуация консультирования, отбора, принудительного обследования, аттестации.

Тема 8. Средства  психодиагностики

Эмпирические методы практической психодиагностики как средство измерения и оценки состояния элементов объекта  практической деятельности психолога. Специфика методов практической психодиагностики и их классификация. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психодиагностики. Психолого-педагогический консилиум. Роль клинического метода в психодиагностической практике. Тесты как инструмент, специально созданный для определения психологических особенностей человека. Комплексный подход при использовании методов практической психодиагностики. Сочетание строго- и малоформализованных методов при проведении обследования.

Средства описания объекта психодиагностики.

Классификации диагностических переменных (запросов, отклонений в параметрах деятельности, психического состояния), психодиагностические таблицы, схемы психологической детерминации, структурные модели психики.

Средства описания психодиагностического процесса. Схемы этапов психодиагностического процесса, диагностические алгоритмы, программы обследования.

Методы построения психодиагностического заключения. Значение интуиции при установлении диагноза. Аналогия, гипотеза, дифференциальный и достоверный диагноз, диагноз по результатам воздействия как логические методы практической психодиагностики.

Тема 9. Психодиагностический  процесс, диагноз

Психодиагностический процесс как опосредованное методиками взаимодействие диагноста с обследуемым и как выбор ограниченного количества из множества гипотез о состоянии объекта психодиагностики.

Психологический диагноз как соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза. Адекватность, своевременность и коммуникативная ценность диагноза. Психодиагностическое заключение и сообщение. Понятие психодиагностической ошибки.

Раздел III. Универсальные психодиагностические методики

Тема 10. Диагностика интеллекта

Подходы к определению интеллекта. Интеллект как общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Описание интеллекта через его "обыденные" характеристики. Определение интеллекта через процедуру его измерения в рамках измерительного подхода Модели интеллекта. Значение генерального фактора в модели К.Спирмена. Интеллект как результат взаимодействия нескольких факторов в модели Л.Терстоуна. Свободный и связанный интеллект в модели Р.Кеттела. Кубическая модель интеллекта Д.Гилфорда. Методики диагностики интеллекта. Определение особенностей развития общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д.Векслера. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Свободный от влияния культуры тест Р.Кеттела. Прогрессивные матрицы Равена как средство выявления уровня развития невербального интеллекта. Диагностика социального интеллекта с помощью методики Гилфорда-Салливена.

Тема 11. Психодиагностика личности

Теории личности как средство диагностического описания объекта практической деятельности. Два подхода к описанию личности. Личность как совокупность психических черт (качеств). Описание личности путем выделения основных типов.

Методы диагностики личности. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз. Методика ценностных ориентаций М.Рокича. Опросник Т.Элерса для определения мотивации к успеху и избеганию неудач. Диагностика мотивации аффиляции.

Изучение акцентуаций характера опросником К. Леонгарда и патохарактерологическим диагностическим опросником А. Личко. Методики для изучения темперамента Г.Айзенка и В.Русалова.

Шестнадцатифакторная методика Р.Кеттела как средство диагностики конституциональных черт личности. Миннесотский многоаспектынй личностный опросник (MMPI) и его применение для обследования контингента психологической нормы.

Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности. Понятие о реактивной и личностной тревожности. Шкала самооценки Ч.Спилбергера. Способы преодоления тревожности. Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК).

Тема 12. Проективные техники

Проективные методы как средство изучения глубинных структур личности. Классификация проективных методов. Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея. Графические проекционные тесты. Способы их анализа и интерпретации. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Методика цветовых выборов Люшера.

Раздел  IV . Программы психодиагностического обследования

Тема 13. Составление психологического автопортрета

Цели составления психологического автопортрета выявление индивидуальных особенностей личности, самопознание {углубление личностной рефлексии), улучшение своего психологического самочувствия, выработка наиболее оптимальных стратегий жизни, корректировка своего поведения. Представление о структуре личности как теоретическая основа составления психологического  портрета. Уровни психологического портрета.

Тестовые задания для составления психологического автопортрета. Обобщение полученных данных и построение психодиагностического заключения.

Тема 14. Определение психологической готовности к школе.

Значение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе.

Параметры психологической готовности. Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе. Определение уровня развития мышления и речи. Задания для оценки умственного и речевого развития ребенка: понимание грамматической конструкции, выполнение словесных поручений, изменение существительных по числу, рассказ по картинкам. Выявление образных представлений. Задания для проверки уровня образных представлений: собирание разрезных картинок, рисунок человека. Выявление уровня развития мелких

движений. Задание езда по дорожке. Определение уровня развития крупных движений. Построение психодиагностического заключения и формулирование рекомендаций.