Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психоаналитическая теория неврозов

Автор: Бедерова Л.И.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.

Раскрытие сути наиболее важных понятий, гипотез и концепций, открытых Фрейдом и разработанных современными психоаналитиками по данной тематике ведется в контексте концептуального осмысления постулированного Фрейдом принципа о «неразрывной связи» теории и практики с развитием психоаналитического мышления у студентов.

Курс «Психоаналитическая теория неврозов» позволяет подробно и последовательно показать развитие психоаналитических идей Фрейда и его последователей от психоанализа отдельных клинических случаев до формирования и трансформации психоаналитической теории неврозов и теории терапии неврозов.

Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
  • пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

знать

  • основные психоаналитические концепции, гипотезы, понятия в рамках курса «Психоаналитическая теория неврозов» с точки зрения теоретического, технического и содержательно- терапевтического подходов

уметь

  • применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
  • сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.

владеть

  • навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
  • навыками установления связей текущей психопатологии  с этиологическими аспектами.
  • навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия

Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.

Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания.  Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Содержание курса

Тема 1. Исторические предпосылки создания психоаналитической теории неврозов

Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры

  • Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
  • Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
  • Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.

Совместная работа с Й. Брейером

  • Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
  • Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов

Тема 2. Психиатрическое понимание неврозов

Психиатрическое понимание неврозов:

  • Феноменология. Симптомы и синдромы
  • Основные формы неврозов
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение и профилактика

Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.

Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени

Тема 3. Этапы формирования психоаналитической концепции неврозов

Совместная работа с Й.Брейером и ее результат: «Исследование истерии», 1895

  • Фундаментальный принцип: истерия как прототип всех психоневрозов. «Симптомы имеют смысл»
  • Первая гипотеза происхождения и лечения истерии
  • Принципиальное значение психического травматизма в этиологии истерии
  • Гипотеза о раздвоении содержания сознания
  • Первое утверждение о специфически сексуальном характере травмы
  • Сексуальность как фактор, мотивирующий вытеснение
  • Переход от катартического метода лечения Й.Брейера к методу свободных ассоциаций З.Фрейда
  • «Исследование истерии», 1895, «Новые замечания о психоневрозах защиты», 1896, «Этиология истерии» 1896

Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909

  • Фантазматическая жизнь в связи с психической бисексуальностью
  • Симптомы, фантазии и сновидения как символическое воплощение бессознательного желания. Инфантильная сексуальность
  • Симптом превращения как конденсация воплощенных фантазмов
  • Особенности истерических идентификаций
  • Основополагающая роль психического конфликта
  • Психоневрозы как негатив перверзии
  • Психоневрозы защиты  
  • - «Сексуальность в этиологии неврозов»,1898, «Толкование сновидений»,1900, «Фрагмент анализа одного  случая истерии (Дора)»,1905, «Три очерка по теории сексуальности»,1905, «Истерические фантазмы и их отношение к бисексуальности», 1909

Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918

  • Различия и сходство между различными неврозами
  • Условия вхождения в невроз
  • Симптомообразование
  • Различие психических механизмов при истерии, истерии страха и неврозе навязчивых состояний
  • Обоснование сходства всех психоневрозов защиты. Их отличие от нарциссических неврозов
  • Роль подавления и превращение либидо в тревогу при истерии страха
  • - Анализ фобии одного пятилетнего мальчика (Маленький Ганс),1909 «Из истории одного инфантильного невроза» (Человек-Волк),1918, «Заметки о случае обсессивного невроза» (Человек-Крыса),1909,  «Метапсихология»,1915, «Влечения и их судьбы»,1915,  «Траур и меланхолия»,1917, «Введение в психоанализ»,1916, «Лекции по введению в психоанализ», 1916-17

Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.

  • Переоценка неврозов. Вторая структурная теория
  • Проблемы женской сексуальности. Вопросы доэдиповой фазы развития.
  • - «Я и «Оно»,1923, «По ту сторону принципа удовольствия»,1920, «Неврозы и психозы», 1924,  «Подавление, симптомы, тревога»,1926, Женская сексуальность,1933,  «Новые лекции по введению в психоанализ»,1933

Тема 4. Проблемы метапсихологии

Топологический (структурный) подход

  • Первая топика. Дифференциация психического аппарата на Бессознательное-Предсознательное-Сознательное
  • Вторая структурная теория «Оно-Я- Сверх-Я». «Сверх-я» как наследник Эдипова комплекса.
  • Понятие идеала я

Экономический подход

  • Проблемы загрузки, противозагрузки
  • Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов

Динамический подход

  • Понятие конфликта
  • Теория влечений. Первая и вторая
  • Проблемы защит
  • Первая и вторая теория страха/тревоги
  • Теория аффекта
  • Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма

Тема 5. Генетический подход

  • Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
  • Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
  • Источники, цели и объект влечения

Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)

  • Оральность и инкорпорация
  • Первичные идентификации
  • Специфические оральные страхи и фантазии
  • Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
  • Шизопараноидные и депрессивные позиции
  • Ранний Эдипов комплекс

Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота

  • Источники, цели, объект влечения
  • Второй конфликт амбивалентности
  • Типичные страхи и защиты анальной фазы
  • Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
  • Встреча нарциссического и объектного либидо
  • Нарциссическое усиление чувства всемогущества

Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.

  • Проблема дифференциации полов
  • Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
  • Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
  • Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
  • Детские сексуальные теории
  • Первичная сцена. Идентификации.
  • Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
  • Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
  • Латентность. Период подавления и амнезии
  • Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
  • Объектное отношение и объектный выбор

Тема 6. Теория клиники детского возраста

  • - «Трансактная спираль» в семье
  • - Объектные отношения
  • - Идентичность и идентификации
  • - Фантазии и фантазм
  • - Детские страхи и защиты
  • Фиксация, регресс и травматизация
  • Метапсихология детского возраста (топологическая, динамическая, экономическая точки зрения)
  • Нарциссизм и образ тела
  • Агрессия и действие
  • Ментализация
  • Невротические типы психической организации
  • Детская истерия и истерия страха
  • Обсессивная психическая организация
  • Психотерапия у детей

Тема 7. Невротические структуры

  • Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
  • Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
  • Бессознательное невроза
  • Символические и инцестуальные образования
  • Современная концепция невроза -- семейный невроз
  • Типичные символические инцестуальные связи
  • Взаимная зависимость и всемогущий контроль
  • Имплицитные запреты. Компрометация языка
  • Значение символической роли отца
  • Типологическое эдиповское ядро
  • эдиповские идентификации
  • эдиповская кастрация
  • эдиповский выбор объекта
  • Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
  • Клиника
  • Проявления
  • личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
  • типы декомпенсации
  • Связь с угрозой потери объекта
  • Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты

Тема 8. Конверсионная истерия

  • Экономическая структура
  • Основные конфликты
  • Концепции либидо, страха
  • Истерические отношения
  • Истерия и вытеснение
  • Истерия и дифференциация полов
  • Истерия и женственность
  • Желание неудовлетворенного желания
  • Мазохизм истерика
  • Истерические идентификации, психическое заражение
  • Бисексуальность и гомосексуальность
  • Истерия и трансфер

Тема 9. Истерия страха

  • Клиника истерии страха
  • Случай Маленького Ганса
  • Контрфобический объект
  • Экономическая структура
  • Фобическое смещение
  • Новая теория невротического страха: продукт «я» и сигнальная функция страха
  • Угроза кастрации

Тема 10. Обсессивный невроз

Клиника обсессивного невроза:

  • симптом изоляции аффекта
  • дистанцирование от любой аффективной близости
  • навязчивый всемогущий контроль
  • обсессивный характер
  • обсессивные ритуалы

Понятие амбивалентности

Мышление как экран

Регрессия на анальный уровень

Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором

Экономическая структура

Обсессивное смещение

Страх кастрации, страх потери контроля

Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком

Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.

Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями

Случай Человека-Крысы

Тема 11. Невротическая депрессия – как знак нарциссической слабости эго

Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.

Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.

Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе

Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).

Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.

Тема 12. Нарциссическое измерение эдиповой конфигурации

  • Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
  • Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
  • Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
  • Лай как метафора нарциссического отца
  • Запрет на знание

Тема 13. Эдипальная ситуация и депрессивная позиция. М.Кляйн и ее школа

  • Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
  • Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
  • Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
  • Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
  • Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации

Тема 14. Экономический подход к истерии исходя из понятия травматизма

Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии

  • Связанные энергии и симптомы
  • Свободные энергии, повторяющиеся действия

- Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения

  • Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
  • Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария

Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта

Структурирующая роль фантазматического сценария

Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия

Болезненное переживание «недостаточности», «отсутствия» в бессознательном принимает форму благодаря фантазиям соблазнения.

Тема 15. Невроз переноса

  • - Современная концепция триады: инфантильный невроз – невроз взрослого – невроз переноса
  • Понятия переноса и контрпереноса
  • Особенность невротического типа развития: сохранение фантазматического внутреннего объекта и способность к перенесению, создание символического объекта.
  • Невроз переноса у истерических и обсессивных пациентов
  • Нарциссическое искажение невроза переноса
  • Интерпретация как введение символического «третьего»
  • Первичное интервью. Клиническая беседа
  • Диагноз и дифференциальный диагноз. Отличие невротических структур от пограничных и психотических.
  • Функция психотерапевта при работе с невротическими пациентами: создание условий для развития невроза переноса: поддержание и разрешение
  • Необходимость проработки траура по разделению с объектом для разрешения Эдипова конфликта и невроза переноса