Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психоаналитическая теория интерпретации сновидений

Автор: Бедерова Л.И.

 Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ по психоаналитической интерпретации сновидений. Раскрытие сути наиболее важных понятий, гипотез и концепций, открытых Фрейдом и разработанных современными психоаналитиками по данной тематике. Обсуждение данной проблематики ведется в контексте концептуального осмысления постулированного Фрейдом принципа о «неразрывной связи» теории и практики с развитием психоаналитического мышления у студентов.

На примере работы Фрейда «Толкование сновидений» курс позволяет продемонстрировать движение и развитие психоаналитической мысли Фрейда от анализа отдельных сновидений до формирования теории психического аппарата.

Курс предназначен для студентов 3-го курса факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической интерпретации сновидения в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • сформировать у студентов положительную мотивацию к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробудить интерес к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробудить интерес к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • научить различать развитийные аспекты и ограничения психоаналитической науки
  • познакомить с основными современными методами  психоанализа эмпирических данных гипотезами и концепциями формирования и функционирования сновидений

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

знать

  • основные психоаналитические концепции, гипотезы, понятия в рамках курса «Интерпретация сновидений» с точки зрения теоретического, технического и содержательно- терапевтического подходов

уметь

  • применять полученные знания с целью диагностики, анализа, выбора тактики и стратегии для исследования различных                    личностных норганизаций
  • сопоставлять различные психоаналитические тексты, применяя описательный, объяснительный и предсказывающий анализ.

владеть

  • навыками толкования сновидений с классической фрейдовской позиции.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • методом свободных ассоциаций при анализе сновидений
  • применять современные концепции толкования сновидений, учитывая развитие теории генезиса и функционирования сновидений.

Отличительной особенностью данного курса является системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по теории толкования сновидений, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания.  Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке клинического материала и  сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Содержание курса

Раздел I. Класическая теория Фрейда "Толкование сновидений"

Тема 1. «Толкование сновидений» – книга столетия»

Исторические предпосылки революционного открытия Фрейда, знаменующего рождение психоанализа между 1896-1899 гг.

З.Фрейд:  ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание о смысле и сущности сновидения

Открытие Фрейда и традиционный конфессионально-мистический взгляд на сновидение:

  • его происхождение (как благожелательного или враждебного послания высших сил с целью предсказания будущего)
  • его толкование  (основанное на расшифровке с помощью общепринятых культурно-символических кодов)

Противопоставление взгляда Фрейда на сущность сновидения взглядам современных ему научных кругов (как на дезорганизованную активность мозга, не нуждающуюся в толковании)

Текущий профессиональный контекст -- отправная точка открытия

  • открытие и исследование психоневрозов и открытие метода свободных ассоциаций
  • опыт наблюдения галлюцинаций у психических больных и сопоставление их со сновидениями (детскими и взрослыми)

Текущий контекст личной истории Фрейда,

  • Смерть отца
  • особые отношения дружбы с учителями и коллегами

Воссоздание Фрейдом всех существенных элементов ситуации сновидца в ситуации психоанализа. Установление связи в безопасном месте

Тема 2. Значение сновидения, открытое благодаря методу свободных ассоциаций сновидца

Работа «О сновидениях» («On Dreams», 1901) – сокращенное дидактическое произведение для «любознательных, интеллигентных читателей», включающее в себя основные понятия фрейдовского открытия

Манифестное и латентное содержание сновидения

Сновидение как бессознательное исполнение желания

Работа сновидения

Механизмы работы сновидения:

  • Смещение
  • Сгущение
  • Пластическая изобразительность
  • Вторичная переработка содержания сновидения
  • Драматизация

Дневные остатки как источник сновидения

Роль цензуры как подавление инфантильных сексуальных желаний

Роль символов в сновидении, поле символизируемого

Детальный анализ сновидения «table d’hote»

Тема 3. Язык сновидений.

Соотношение между языком образов и мыслью

Формальные элементы языка образов

Архаические черты языка сновидений

Топическая регрессия: регрессия от мысли к образу и от движения к восприятию

Отношения между элементами сновидения и элементами латентного содержания:

  1. отношение части к целому
  2. аллюзии
  3. пластическая изобразительность
  4. символическое отношение

Трансформация с языка мысли на язык образов -- работа сновидения

Трансформация с языка образов на язык мысли – работа толкования

Тема 4. Рождение метапсихологии в психоанализе. Седьмая глава «Толкования сновидений»

  • Сновидение как «королевская дорога» к бессознательной активности
  • Принцип исполнения желания как фундаментальный принцип психоанализа.
  • Создание топографической модели функционирования психического аппарата.
  • Разделение психики на специфические агентства, инстанции: Бессознательное – Предсознательное -  Сознательное (Бсз-Псз-Сз)
  • Понятие цензуры, разделяющей а) Бсз и Псз и б)Псз и Сз
  • Связь цензуры с архаическим и садистическим супер-эго при патогенном функционировании.
  • Открытие первичного и вторичного ментальных процессов
  • Наличие мнесических образов предшествующего удовлетворения желания: условие удовлетворения желания в сновидениях

Тема 5. Травматические сновидения – исключение из правила

Компульсивное повторение травматического переживания вместо  исполнения желания в сновидениях как результат топической регрессии

Экономические аспекты фрейдовской теории травматических сновидений (оболочка тревоги)

Функции травматического сновидения:

  • Попытка овладеть травматическим переживанием задним числом
  • Залечивание нарциссической раны
  • Восстановление нарушенной психической оболочки
  • Ретроактивный контроль ситуации травмы
  • Восстановление принципа удовольствия в функционировании психического аппарата

Понятие микротравмы

Понятие «кумулятивной травмы»

Другие сновидения, квазипротиворечащие базовому объяснительному принципу Фрейда. Сновидения страха, наказания, типичные сновидения

Тема 6. Дополнения и изменения Фрейда к теории толкования сновидений после 1900 года

  • Структурная теория («Ид-Эго-Супер-эго» в работе «Я и Оно»)
  • Изменение теории аффектов. Вторая теория страха/тревоги
  • Первая теория тревоги: результат «запруженности» либидо
  • Взаимосвязь между вытеснением и страхом
  • Вторая теория тревоги: сигнальная функция эго
  • Понятия конфликта и компромиссного образования
  • Вторая теория влечений (в работе «По ту сторону принципа удовольствия»)

Раздел II. Современная теория сновиденей

Тема 1. Классический спор о сновидении: является ли оно сегодня прямым путем к цели

  • Теория сновидений с точки зрения Ч. Бреннера
  • Отличительные особенности работы сновидения, обусловленные регрессией эго
  • Работа сновидения с точки зрения структурной теории -- результат взаимодействия ид-эго-суперэго
  • Принцип множественного функционирования, тенденция к формированию компромисса, характерные как для нормы и патологии, так и для сна и бодрствования

Тема 2.  Теория сновидений с точки зрения Р.Р. Гринсона

  • Исключительное положение сновидения в психоаналитической практике
  • Дополнение Гринсона к фрейдовскому понятию сновидения как «стража сна»: сон необходим для обеспечения потребности в сновидения
  • Особый доступ сновидения к взаимодействию между бессознательной психической активностью и сознательными явлениями, между первичным и вторичным процессами
  • Более открытый доступ к динамическим, генетическим значениям
  • Значение восстановления инфантильной травмирующей ситуации
  • Интерпретация сновидения – новый процесс в развитии человеческого сознания. Устранение разрыва между сознанием и бессознательным.

Тема 3. «Правильное» и «неправильное» использование сновидения в психической жизни и психоаналитической ситуации

  • Гипотеза хорошего сновидения (М.Кан): аналогия с хорошим психоаналитическим часом (Э. Крис)
  • Способность иметь хорошее сновидение как условие психического здоровья
  • Условия, предопределяющие возможность создания хорошего сновидения
  • Критерии развития эго, необходимые для возможности создания хорошего сновидения
  • Различение между процессом сновидения и пространством сновидения
  • Гипотеза использования сновидения (М.Кан): аналогия с использованием объекта (Д. Винникот)
  • Концепция пространства сновидения: аналогия с переходным пространством Д. Винникота

Тема 4. О символизации. Дополнения и развитие понимания символических процессов, сделанные последователями Фрейда

  • Гипотеза Э. Джонса: символизация включает психическую работу, связанную с подавлением. «Символизируется только подавленное – только подавленное требует символизации»
  • Развитие процессов символизации в понимании М. Кляйн: символизация осуществляется подавлением и  замещением интереса к материнскому телу на объекты внешнего мира
  • Психическая динамика формирования символов с точки зрения Х. Сегал
  • Понятие «символического уравнивания» или конкретного мышления
  • Отличие «символического уравнивания» от понятия символа
  • Условие адекватной символизации: процесс сожаления. «Адекватно символизировано может быть только то, о чем можно адекватно сожалеть»
  • Использование концепции Р.Биона. Модель психического функционирования. Альфа- и бета-функции. Преобразование бета-элементов в альфа-элементы, которые могут использоваться для символизации.
  • Предсказывающие сновидения и «отбрасывающие» сновидения. Их отличия. Сновидения как способ эвакуации нежелательных частей себя и объектов
  • Процесс символизации как способ определения нарушений в функционировании эго
  • Символизирующая функция объекта

Тема 5. Сновидение как объект

  • Понятие использования сновидения в психоаналитической ситуации у Фрейда и у Ж. Понталиса
  • Сновидение как либидинозно инвестированный объект ностальгии
  • Сновидение – перемещенное материнское тело
  • Гипотеза Ж. Понталиса: каждое сновидение связано с материнским телом настолько, насколько оно является объектом анализа.
  • Установление границ между аналитиком и сновидцем при помощи объекта сновидения
  • Сновидение как эдипальный объект
  • Способы использования сновидения в зависимости от патологии субъекта
  • Понятие экрана сновидения – поверхность для проекции, поверхность для защиты
  • Способность воспроизвести (воспринять и пересказать) сновидение

Тема 6. Адаптивная функция эго и ее проявление в сновидении

  • Вклады психоаналитиков – эго-психологов в рассмотрение функций эго в сновидении: с точки зрения а) классического структурного конфликта и б) сохранения личностной идентичности.   
  • Значение манифестного содержания сновидения у авторов эго-психологии. Интегрирующая функция
  • Сновидение и организующая функция эго для реинтеграции потенциально травматического переживания
  • «Регресиии на службе эго» (Э. Крис)
  • Функция сновидения -- поддержка структуры индивидуального представления о мире
  • Интерпретация (по Р.Столороу и Д.Этвуду) как восстановление символов и метафор сновидения до их образующего личностного контекста