Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Психоаналитическая психопатология

Автор: кандидат медицинских наук, профессор Асанова Н.К.

Пояснительная записка

Данный курс рассматривается как часть программы психоаналитической подготовки специалистов, в составе которой он находится в тесной связи с курсами “Психоаналитические концепции развития”, “Практика и техника психоанализа” и “Детский психоанализ”.

Основной целью курса является углубленное изучение  теоретических и клинических аспектов основных психоаналитических концепций психопатологических расстройств у взрослых, а также особенностей  психоаналитической терапии при этих состояниях.

Задачами курса «Детский психоанализ» являются:

  • ознакомить слушателей с наиболее важными понятиями, гипотезами и психоаналитическими концепциями, положенными в основу современного понимания психоаналитической психопатологии, для формирования у них положительной мотивации на использование полученных знаний в исследовательской работе и клинической практике;
  • дать представление о различных теоретических школах и направлениях классического и современного психоанализа, объясняющих механизмы возникновения психических расстройств и становления психопатологии, в их применении к клиническому процессу;
  • познакомить студентов со структурными факторами, определяющими уровень глубины психопатологических расстройств и их тип, и принципами построения психодинамического диагноза, подкрепляя теоретические знания наиболее показательными случаями из клинической практики;
  • ознакомить студентов с различными формами и методами психоаналитической стратегии при различных формах психической патологии, а также с методами обсуждения и представления клинического материала не только с точки зрения понимания психодинамических  механизмов, лежащих в основе психогенеза расстройств, но и в клиническом и терапевтическом планах.

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят правильно поставить задачу использования различных методов изучения и наблюдения  за психопатологией пациента, проанализировать полученные результаты, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, а также выбрать наиболее подходящие формы и методы психоаналитического подхода в клинической работе с пациентами с учетом уровня и глубины психопатологических расстройств.

Студенты получат навыки проведения первичного интервью с пациентом и построения структурного диагноза. Они также владеют опытом внешнего супервизорства по материалам практической работы с пациентами с Разными формами психических расстройств.

Изучаемые механизмы возникновения психических расстройств необходимы для углубленного понимания психопатологии взрослых, истоков ее возникновения, становления и особенностей трансформации, для освоения практических методов в работе с пациентами с тяжелыми психопатологическими расстройствами, а также для постановки научных исследований и выполнения студентами курсовых и дипломных работ.

В результате изучения курса «Психоаналитическая психопатология» студенты будут знать:

  • сферы использования и применения рассматриваемых в данном психоаналитическом курсе понятий, гипотез и концепций в психоаналитической работе не только со взрослыми, но также с детьми, подростками и их семьями;
  • общую схему психоаналитического изучения пациента с разными уровнями психопатологических расстройств и особенности построения структурной диагностической оценки;
  • основные практические формы и методы психоаналитической работы с пациентами с учетом глубины и типа психопатологических расстройств, критерии отбора пациентов для терапии;
  • основные инструменты психоаналитической оценки психопатологических расстройств у взрослых на начальных этапах психоаналитического лечения, техники и методы психоаналитического интервьюирования;
  • основные особенности предикторов психоаналитического процесса в зависимости от глубины психопатологических расстройств у пациентами,  с учетом прогностических критериев для терапии;

уметь:

  • определить общую стратегию структурной диагностической оценки пациента с психическими расстройствами и составить клинически-ориентированное заключение проведенного первичного интервью;
  • составить детализированное семиологическое описание симптоматики, наблюдаемой у пациента при проведении интервью;
  • оценить прогностическую значимость клинических данных и сделанных выводов, отражающих психическое функционирование пациента, для аналитической терапии;
  • осуществить адекватный выбор тех или иных психоаналитических методов работы с пациентом с учетом глубины и типа психопатологических расстройств.

Содержание курса

Тема 1.  Основные психоаналитические теории  генезиса и формирования    психопатологических расстройств

Историческое развитие психопатологических теорий З.Фрейда. Изучения истерии. Концепция актуального невроза. Психиатр как пассивный наблюдатель. Опасность, генерализующаяся из интуитивных инсайтов. Ретроспективный анализ.

Начало психиатрических симптомов – психогенное или соматогенное? Теория влечений Фрейда и представление о фиксации и регрессии. Роль фиксации и регрессии в формировании психопатологии. Инфантильный эротизм. Бессознательные либидинозные конфликты. Генетические влияния. Взаимоотношение между инфантильными конфликтами и личностными чертами взрослых. Оральный, анальный и генитальный типы характера. Реакции переноса в терапевтической ситуации.

Вклад Эго-психологии в понимание генезиса и формирования психопатологических расстройств. Понятие защитного механизма психики.

Дальнейшее развитие психоаналитической психопатологии. Теория объектных отношений и процесс сепарации индивидуации. Психология «Я» и понятия самоидентичности и интегрированности «Я». Патология процесса дифференциации и интеграции «Я».

Интеграция основных психоаналитических концепций развития  для понимания психопатологии взрослых и их применение в клинической практике.    

Тема 2. Психоаналитическая классификация  и уровни психопатологических расстройств

Исторический подход к классификации психических расстройств  в  психоанализе. Современная психоаналитическая классификация психических расстройств, их диагностика и оценка.

Уровни организации личности. Исторический взгляд на проблему разграничения нормы и патологии в психоанализе. Крепелин: невроз и психоз; Эго-психология: симптоматический невроз  — невроз характера и психоз; теория объектных отношений:  пограничная психопатология.

Современные представления о трех уровнях психопатологии  личности: невротическом, пограничном и психотическом.

Психодинамические характеристики невротической, пограничной и психотической структуры личности. Особенности защитных механизмов и тестирования реальности. Степень интегрированности и силы Я.  Типичные модели интернализированных объектных отношений

Тема 3. Особенности переноса и контрпереносных реакций и выбор тактики   психоаналитической терапии в соответствии с уровнем психопатологических расстройств

Развитие концепции переноса и контрпереноса в психоаналитической психотерапии: исторический обзор. Контрперенос и проективная идентификация. Факторы, влияющие на реакции контрпереноса. Контрпереносные реакции, происходящие от родителей и семьи.

Особенности переноса и контрпереноса у невротических, пограничных и психотических пациентов. Сексуальный контрперенос и его типология.

Выбор тактики психотерапии с учетом уровня психопатологических расстройств. Невротический уровень расстройств — традиционная психодинамическая психотерапия и психоанализ. Пограничный уровень расстройств — экспрессивная психотерапия. Принципы работы с психотическими пациентами — поддерживающая психотерапия.

Избрание терапевтических элементов в соответствии с диагностической категорией психопатологических расстройств.

Тема 4. Типологические особенности психопатологических расстройств и доминирующий стиль психологической защиты

Соотношение уровня и типа психопатологических расстройств личности.  Общая характеристика первичных (архаических, примитивных) защитных меаханизмов. Примитивная изоляция. Отрицание. Всемогущий контроль. Примитивная идеализация (и обесценивание). Проекция, интроекция и проективная идентификация. Расщепление Эго. Диссоциация. Описание их работы; их адаптивные и дезадаптивные действия.

Общая характеристика вторичных (зрелых, высшего порядка) защитных механизмов. Репрессия (вытеснение).  Регрессия. Изоляция. Интеллектуализация. Рационализация. Морализация. Копартментализация (раздельное мышление). Аннулирование. Поворот против себя. Смещение. Реактивное образование. Реверсия. Идентификация. Отреагирование (отыгрывание). Сексуализация (эротизация, инстинктуализация). Сублимация. Описание их работы; адаптивные и неадаптивные защиты.  

Тема 5. Психоневрозы как прегенитальные фиксации

Историческое развитие концепции психоневрозов.  Истерический невроз. Случай Доры.  Обсессивный невроз. Случай Человека-Крысы. Случай Человека-Волка. Фобические состояния. Тревожная истерия, фобии и навязчивости. Случай маленького Ганса.

Современная психоаналитическая классификация неврозов.

Психоаналитическая концепция тревожных расстройств. Исторический взгляд. Определение. Перспективы развития. Проявления и симптомы тревоги. Этиология и психогенез. Оценка и лечение.

Фобические состояния, их классификация. Определение и клиническое описание фобических расстройств, характерные механизмы защиты, этиология, психогенез и оценка.

Обсессивно-компульсивный невроз (невроз навязчивости) у взрослых: понятие, критерии диагностики, динамика и лечение. Психоаналитические теории обсессивно-компульсивного невроза. Клиническое описание. Этиология и психогенез.  Характерные механизмы защиты при обсессивно-компульсивном неврозе. Дифференциальный диагноз.  Оценка психопатологических расстройств и психоаналитическая терапия.   

Особенности психоаналитической техники, переноса и контрпереносных реакций в терапии невротических пациентов.  

Тема 6. Психоаналитическая типология организации характеров и клиническое описание некоторых  характерологических типов Общие понятия о характере и патологии характера.

Основные типы организации характера: психопатические (антисоциальные), нарциссические, шизоидные, паранойяльные, депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истеричные, диссоциативные личности. Оценка типа характера, их клиническое описание и дифференциальный диагноз.

Психодинамические характеристики, определяющие тип личности. Генетические   особенности влечений и аффектов. Доминирующие механизмы защиты и адаптационные процессы. Центральные интрапсихические конфликты и интериоризированные модели объектных отношений.

Страх потери объекта как доминанта при формировании некоторых типов характера: шизоидные, депрессивные, истероидные личности и личности с навязчивостями.

Особенности переноса и контрпереноса и некоторые трудности аналитической психотерапии при различных типах характера.

Тема 7. Нарциссические расстройства и нарциссическая личностная организация

Историческое развитие взглядов на возникновение нарциссических расстройств. Классическое понимание нарциссических расстройств. Фрейдовское “введение в нарциссизм”. Паранойя (случай Шребера) и нарциссизм. Первичный нарциссизм. Вторичный нарциссизм.

Нарциссизм в современном понимании. Теория самости Х.Когута. Теория нарциссической системы регуляции (Х.Хензелер). Травматический нарциссизм. Дефицитарный нарциссизм. Нарциссические объектные отношения. Нарциссические фантазии. Агрессивные аспекты нарциссизма и идеализированный перенос. Критика теории нарциссизма.

Клиническая картина нарциссических расстройств. Нарциссический тип характера (О.Кернберг). Явные и скрытые проявления агрессии в клинике нарциссизма.

Особенности клинической работы с нарциссическими пациентами. Подходы М.Кляйн, Х.Когута, О.Кернберга в отношении техники работы с нарциссическими пациентами. Вклад М.Кляйн в понимание процессов проективной идентификации. Проективная идентификация как метод лечения нарциссической психопатологии.

Перенос и контрперенос в клинике нарциссических расстройств. Формы переноса (Х.Когут): зеркальный перенос; идеализирующий перенос; близнецовый перенос. Техника работы с идеализированным переносом у нарциссических личностей

Деструктивный нарциссизм и деструктивная нарциссическая ярость (Г.Розенфельд). Негативная терапевтическая реакция как проявление деструктивного нарциссизма.  Психопатология деструктивного нарциссизма и его проработка в аналитической ситуации.

Тема 8. Психоаналитическая теория депрессии

Историческое развитие психоаналитических концепций депрессии. Введение понятия маниакально-депрессивного заболевания. Крепелин и Мейер. Блейлер и влияние его теории. Начальный этап психоаналитической теории депрессии (З. Фрейд; К. Абрахам). Дальнейшее развитие теории депрессии в психоанализе (С.Радо; Г.Геро; М.Кляйн; Э.Бибринг; Э.Якобсон; А.Фрейд; Х.Хартман; Р.Шпиц; Дж.Боулби). Современное развитие депрессии в психоанализе (Дж. Сандлер; Х.Когут; Х.Хензелер; Г.Полмайер; П.Парин).

Терминология депрессии. Этиология и механизмы депрессии. Роль наследственности. Психосоциальные предиспозиционные факторы. Роль базовой тревоги в развитии депрессии. Переживание утраты любимого объекта. Биохимические механизмы депрессий.

Феноменология и диагностические аспекты депрессий. Диагностическая классификация.  Оценка депрессивной симптоматики и дифференциальный диагноз. Взаимосвязь депрессии, шизоидных состояний и шизофрении. Депрессивные эквиваленты.

Характерные механизмы защиты и обсессивная структура характера у депрессивных пациентов. Влечения, аффекты и темперамент при депрессии. Роль агрессия в возникновении депрессивных состояний. Объектные отношения при депрессии. Оральные механизмы в  депрессивных состояниях. Интроективные механизмы у депрессивных пациентов.

Клинические особенности психоаналитической работы с депрессивными состояниями. Развитие психоаналитических подходов в работе с маниакально-депрессивными пациентами. Этапы переработки утраты («работа печали»,  З.Фрейд). Техника проработки саморазрушительных тенденций, депрессивного самоосуждения, враждебной интроекции покинувшего объекта и освобождения ненависти в лечении депрессивных пациентов.

Особенности развития переноса и контрпереноса при работе с депрессивными расстройствами.  Техника работы, направленная на стабилизацию объектных отношений, анализ конфликтов переноса, искажений Эго и дефектов Супер-Эго, у депрессивных пациентов.

Тема 9. Психоаналитическая концепция пограничных состояний

Историческое развитие концепции пограничных расстройств. Определение понятия. Этиология  пограничных нарушений. Современные концепции о роли неблагоприятных семейных условий в формировании пограничной личности.

Клиническое описание и динамика пограничных расстройств. Соотношение психотических и невротических элементов в структуре пограничной личности. Диагностические критерии пограничной личности (Морр, Фейрберн, М.Кляйн, В.Бион, Ф.Тастин, Т. Огден). Диагностические элементы О.Кернберга в выделении и структурировании пограничных нарушений. Дифференциальный диагноз.

Патологические типы характера пограничной личности: истерический и инфантильный, нарциссический, депрессивно-мазохистический типы. Уровни пограничных нарушений.  Телесный образ «Я» и граница телесности в пограничных состояниях.

Характерные механизмы защиты пограничной личности. Примитивные защитные механизмы как одна из особенностей пограничных состояний. Диффузная личность и действие механизма расщепления. Горизонтальное расщепление. Вертикальное расщепление. Примитивная идеализация, всемогущество и девальвация, отрицание. Ранние формы проекции, проективная идентификация.

Клинические особенности психоаналитической работы с пограничными расстройствами. Развитие и разнообразие психоаналитических подходов в работе с пограничными пациентами. Особенности диагностического этапа. Техника работы с пограничными состояниями, основанная на  модели объектных отношений.  

Особенности развития переноса и контрпереноса при работе с пограничными расстройствами. Варианты идеализирующего переноса.

 Клинические особенности работы с примитивными защитными механизмами. Фазы контейнирования в аналитической терапии пограничных состояний (А.Альварес). Техника работы с проективной идентификацией.

Тема 10. Психоаналитическая психопатология   шизофрении и других психозов

Психоаналитические гипотезы о природе  психотических расстройств. Исторический взгляд, Подход Фрейда к проблеме шизофрении и паранойи. Диагностика, оценка.

Психоаналитический подход в изучении шизофрении. Определение. Исторический взгляд. Этиология и патогенез. Общее представление о формах шизофрении, фазах развития заболевания, клиническая картина. Описание шизоидных факторов личности. Дифференциальный диагноз, психологическая оценка.

Психоаналитические гипотезы о природе поведения при шизофрении. Характерные механизмы защиты шизоидной личности и больных шизофрений. Центральные интрапсихические конфликты, образ собственного «Я»  и интериоризированные модели объектных отношений.

Некоторые критерии оценки терапевтического потенциала больных шизофренией. Психоаналитическая терапия психотических расстройств. Особенности  психоаналитической терапии аффективных расстройств.

Поддерживающая аналитическая терапия при шизофрении. Особенности переноса  и контрпереноса при терапии шизофрении. Динамическая структурализация при шизофрении. Эволюция материнского переноса в психотерапии больных шизофренией.

Клиент-центрированный подход при шизофрении. Индивидуальная, диадная и семейная психотерапия при шизофрении.