Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Практикум по патопсихологии

Автор:кандидат психологических наук, профессор Казьмина О.Ю.

Пояснительная записка

Цель практикума-ознакомление студентов с основными формами практической работы патопсихолога в психиатрическом стационаре; обучение студентов основам патопсихологической пропедевтики и принципам практической психодиагностической работы с психически больными; формирование у студентов навыков организации и проведения патопсихологического исследования.     

Содержание практикума

Раздел I. Патопсихологическая пропедевтика

Деонтологические правила работы патопсихолога Юридические и этические нормативы, регламентирующие деятельность психолога в психиатрической клинике. Основные правила взаимодействия с психически больными. Отношения с больными и их родственниками, с врачами и другими специалистами. Изучение истории болезни Ознакомление со структурой истории болезни. Понятие о психическом статусе больного, о субъективном и объективном анамнезе. Психологический смысл сопоставления данных субъективного и объективного анамнезов. Основные этапы развития личности по данным анамнеза, социальный и профессиональный статус больного; семейное положение и особенности семейных отношений. Заключения невропатолога и других специалистов, данные аппаратурных методов исследования и их значение для общей оценки состояния больного. Психологический анализ истории болезни как метод психологического исследования.

Общая характеристика патопсихологического исследования

Принципы построения патопсихологического исследования. Принципы «функциональной пробы» и моделирования в эксперименте обычной психической деятельности пациента; системный качественный анализ нарушений психики; использование методов количественной оценки данных; необходимость применения комплекса диагностических методов при обследовании каждого больного; обязательность повторного обследования пациента; выбор стратегии и тактики обследования в зависимости от задач и индивидуальных особенностей больного.

Цели проведения патопсихологического исследования. Обследование больных с целью описания структуры дефекта. Патопсихологическое исследование с целью получения данных для дифференциальной диагностики. Обследование больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной; экспертизы, направленной на снятие психиатрического диагноза). Патопсихологическое исследование динамики психической деятельности в процессе терапии и психотерапии.

Патопсихологическая беседа. Основные задачи клинической беседы. Выбор тактики беседы в соответствии с поставленной задачей, состоянием больного, тяжестью психического дефекта. Основные принципы установления контакта с больным. Специфика диалога с больным на каждом из этапов патопсихологического исследования. Составление протокола исследования.

Патопсихологическое заключение.Требования к патопсихологическому диагнозу. Рекомендации к составлению патопсихологического заключения.

Раздел II. Основные методы и методики патопсихологии

Методики исследования нарушений памяти

Заучивание 10 слов. Требования к инструкции. Рекомендации к ведению эксперимента. Оценка диагностических показателей методики. Построение графика продуктивности воспроизведения. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика пиктограмм. Показания к применению. Требования к инструкции и ведению эксперимента. Протокол исследования. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика опосредствованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву). Показания к применению. Выбор серии слов и картинок по трудности. Оценка основных показателей. Дополнительные возможности методики. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Заучивание рассказов. Требования к сложности текста. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Другие методики исследования нарушений памяти. Проба на ассоциативную память; методика «запоминание с интерференцией»; запоминание рисунков, чисел, фраз, слогов; тест зрительной и слуховой памяти Р.Мейли, тест зрительной ретенции Бентона и т.д. Их диагностические возможности.

Методики исследования нарушений мышления

Методика классификации. Различные варианты методики: классификация предметов и их изображений, классификация фигур, классификация понятий. Диагностические возможности методики. Этапы выполнения методики. Вариации инструкций на каждом этапе. Типы ошибок больных, их психологическая квалификация.

Методика исключения. Варианты методики: исключение предметов и исключение понятий. Особенности инструкции и тестового материала. Возможные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

Бланковые методики (выделение существенных признаков, установление простых и сложных аналогий). Особенности работы с методиками данного типа: необходимость учета образовательного уровня больного, тщательного предъявления инструкций, совместных с экспериментатором решений на первых этапах выполнения задания, учета возможности внушения больному правильного или ложного решения. Характеристика типичных ошибок больного,

Определение и сравнение понятий. Особенности инструкции и диагностические возможности методик. Оценка результатов: типичошибки, их квалификация. Формирование искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова). Основная направленность методики. Дополнительные возможности ее использования. Основные тактики ведения эксперимента в зависимости от поставленной задачи. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Основные показания к применению. Необходимость обсуждения с больным его решений. Типичные ошибки больных, их оценка.

Понимание рассказов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий. Показания к применению. Психологическая квалификация возможных ошибок больных.

Исследование ассоциаций (свободные ассоциации, ответные ассоциации, ассоциации по противоположности). Диагностические возможности ассоциативного эксперимента. Типы возможных ошибок больных, их квалификация и диагностическое значение.

Методики исследования сенсомоторной сферы и внимания

Корректурная проба. Счет по Крепелину. Методика отсчитывания. Различные варианты методик; их основная направленность и дополнительные диагностические возможности. Построение графиков работоспособности и допущенных ошибок. Оценка результатов: по темпу работы, способности к переключению, количеству ошибок, их распределению.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте и Шульте—Горбова. Показания к применению. Характеристика тестового материала. Особенности предъявления инструкций; необходимость показа на примере. Составление графиков работоспособности и фиксация количества ошибок. Качественная оценка результатов.

Складывание куба Линка. Основная направленность и дополнительные диагностические возможности методики. Типичные ошибки, их диагностическая оценка.

Методы и методики исследования эмоционально-личностных особенностей 

Приемы опосредствованного изучения личности. Учет возникающего у больного в ходе эксперимента отношения к исследованию в целом и к отдельным заданиям, к собственным ошибкам и оценкам экспериментатора. Роль экспериментатора в актуализации или нивелировании этого отношения. Варьирование тактики ведения эксперимента как важный прием изучения личности.

Биографический метод как специальный метод патопсихологического исследования. Специфика психологического анализа истории болезни.

Экспериментальные методики исследования личности. Исследование уровня притязаний. Исследование пресыщения. Исследование самооценки. Различные модификации этих методик и возможности их применения в психиатрической клинике. Основные критерии, используемые для оценки результатов и их интерпретации. Диагностическая ценность методик.

Раздел III. Патопсихологическое обследование психически больных    

Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения»

Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Исследование мышления, памяти, эмоционально-личностных особенностей. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.

Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия»

Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Особенности тактики проведения обследования. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.   

Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз»

Обследование больного в состоянии ги помани и и в состоянии депрессии. Планирование обследования, выбор тактики проведения и определение набора методик в зависимости от состояния больного. Обязательность повторных обследований. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.