"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Практикум по детской патопсихологии

Автор: кандидат психологических наук, профессор Казьмина О.Ю

Пояснительная записка

Цель практикума:

обучение студентов патопсихологическим методам  диагностики детей с отклонениями в развитии.

Задачи практикума:

закрепление усвоения студентами теоретических основ психологии аномального развития ребенка;  

обучение навыкам работы с историей болезни, протоколирования и ведения записей непосредственно после обследования;

обучение применению стандартного набора патопсихологических методик к исследованию детей с нарушениями развития;

обучение разработке стратегии патопсихологического обследования ребенка и отбора соответствующих методик;

обучение выявлению патологической симптоматики, выделению первичных и вторичных симптомов, определению сохранных функций и их соотношения с симптомами;

обучение навыкам самостоятельного проведения патопсихологического обследования ребенка с последующим написанием заключения; 

обучение разработке дифференцированных рекомендаций дляработы с ребенком в зависимости от специфики расстройств.

Место практикума в профессиональной подготовке выпускника .  

Проведение практикума по  детской патопсихологии является необходимым в профессиональной подготовке студентов, специализирующихся по клинической психологии, поскольку сформированность навыков организации и проведения патопсихологического исследования и знание принципов практической работы с психически больными делает выпускника профессионально компетентным в решении целого ряда практических задач и теоретических проблем клинической психологии.

Практикум необходимо проводить после того, как студенты прослушают все основные курсы общепсихологических дисциплин; курсы «Патопсихология», «Нейропсихология» , «Психиатрия» и «Психологические проблемы дизонтогенеза»; пройдут практикум по патопсихологии.Занятия практикума проводятся в малых группах (4—6 человек)на базе психиатрического стационара.Требования к уровню освоения содержания практикума

В результате прохождения практикума студенты должны:

иметь представление о содержании, методах и процедуре психологической диагностики детей с аномальном развитием .

ориентироваться в способах организации процедуры и стратегиях обследования детей c различными вариантами дизонтогенеза.

уметь решать проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития на разных возрастных этапах.

уметь ставить патопсихологический диагноз;

овладеть основными методами диагностики интеллектуальных и      эмоциональных нарушений у детей;

уметь разработать основные рекомендации по психокоррекционной работе с детьми.

Cтруктура занятия:

1.Введение  в виде краткого теоретического обзора по рассматриваемому варианту дизонтогенеза – проводится в форме беседы со студентами.              

2.Ознакомление с историей болезни и выявление возможных этиологических факторов нарушений психического развития. Формирование стратегии экспериментально-психологического обследования.           

3.Собственно обследование ребенка с одновременым протоколированием результатов.                

4.Групповое обсуждение  результатов с целью выявление и систематизации патологической симптоматики и определение фонда сохранных функций и компенсаторных возможностей ребенка. Итогом обсуждения является патопсихологическая квалификация выделенных расстройств с указанием механизма нарушения развития.     

5.Обсуждение социальных последствий , формы адаптации и обучения ребека с нарушенным развитием.         

6.В форме домашнего задания перед студентами ставится задача составить патопсихологическое заключение по результатам обследования, разработать практические рекомендации по работе с ребенком. Заключения подробно разбираются преподавателем на следующем занятии.

Содержание практикума

Раздел 1

Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами дизонтогенеза.                                                                   

Тема 1

.Патопсихологическое обследование детей с недоразвитием.Диагностика интеллекта и эмоциональных особенностей детей с осложненным и неосложненным недоразвитием. Особенности обследования детей с атипичными формами олигофрении.

Тема 2.

Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами задержки психического развития.Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей с ММД, психолого-педагогической запущенностью, хроническими соматическими заболеваниями.

Тема 3

Патопсихологическое обследование детей с дефицитарным развитием Диагностика особенностей психического развития детей с сенсорными дефектами.

Тема  4.

Патопсихологическое обследование детей с искаженным развитием Дифференциальная диагностика ранней детской шизофрении, синдрома РДА и пара-аутистических расстройств.

Тема 5.

Патопсихологическое обследование детей с дисгармоническим развитием Дифференциальная диагностика дисгармонического и искаженного развития детей с нарушениями влечений.