Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Практика и техника психоанализа

Автор: Асанова О.С.

Пояснительная записка

Курс «Практика и техника психоанализа» ставит своей задачей ознакомить студентов с принципами построения психоаналитического процесса, правилами создания психоаналитической ситуации и техническими приемам и, используемыми психоаналитиком в работе с пациентом. Курс дает возможность освоить и сопоставить технические концепции и их теоретические обоснования в подходах различных авторов  и создать теоретические предпосылки для выработки индивидуального терапевтического стиля. В ходе обучения особое внимание уделяется пониманию связи ключевых вопросов метапсихологии с выработкой адекватной стратегии аналитика и вариативности поведения аналитика с учетом уровня нарушенности пациента и характерологических особенностей его психопатологии.

При изучении курса предполагаются лекционные и семинарские занятия. На теоретических семинарах будут обсуждаться вопросы начального этапа психоанализа,  оценка и критерии отбора пациентов для терапии; сходства и различия между психотерапией и психоанализом; установление соответствующих терапевтических рамок, включая вопросы физического сеттинга, оплаты, ролей аналитика и пациента и другие аспекты терапевтических границ.  Также в семинарах будут обсуждаться вопросы установления терапевтических отношений, развития переноса и контрпереноса  в психоаналитической ситуации.  Особое внимание будет уделено вопросам представления и дискуссии клинического материала в группе, с акцентом на  вопросах, связанных с  воспроизведением материала сессий (использование аудиозаписей, протоколирование и др.).

На теоретических семинарах студентами будут готовиться доклады и письменные рефераты по изучаемому материалу, разбираться более глубоко ряд статей, а также разбираться иллюстративные виньетки клинического материала, касающиеся ранней фазы психоаналитической работы, оценки пациентов для психоанализа и начала психоаналитического лечения.

В ходе обучения одной из зачетных работ будет проведение и написание психоаналитического интервью. На клинических семинарах студенты поочередно будут представлять для группового обсуждения две сессии  из ранней фазы психоаналитической работы или подготовленное психоаналитическое интервью.

Содержание курса

Раздел I. Основные принципы психоаналитической терапии

Тема 1. Основы психоаналитической терапии

История развития психоаналитической терапии. Изменения в технических процедурах. Изменения в теории терапевтического процесса.  Метапсихологическое понимание психики (динамический, экономический, структурный, топографический, генетический и адаптивный подходы). Классическая модель психоаналитического процесса с точки зрения метапсихологии. Концепции сопротивления и переноса с точки зрения метапсихологических подходов. Роль теории либидо и теории драйвов в понимании текущей динамики пациента. Классическая теория психосексуального развития, стадии психосексуального развития, движение либидо. Фиксации.

Тема 2. Психоанализ и психоаналитическая терапия, сходства и различия

Основы динамических процессов психики, разработанные З.Фрейдом. Показания и противопоказания психоаналитической терапии. Психоаналитический процесс: основные понятия. Компоненты классической психоаналитической техники. Основные принципы классической психоаналитической техники.

Тема 3. Пять базовых техник психотерапии

Суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии.

Тема 4. Структурные изменения  как  основная  цель психоанализа и  психоаналитической терапии

Анализ процессов формирования симптомов. Понятия «дефицит» и «конфликт», их роль в   построении   терапевтического   процесса.   Нормальные   и   патологические   компромиссные образования.   Механизмы  защиты,  сопротивления.   Психоаналитическая диагностика.  Понятие интроективных и анаклитических расстройств личности. Различные психоаналитические стратегии работы с пациентами.

Тема 5. Механизмы защит

Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Основные виды защит. Защитные механизмы: проблема классификации, характеристика основных видов. Защитные механизмы первичного и вторичного порядка. Вклад М. Клайн в изучение защит.   Сопротивление   и   защита.   Их  взаимоотношения   в  терапии.   Защитная   функция сопротивления.

Тема 6. Сеттинг

Понятие  сеттинга,   взаимозависимость  терапевтической   задачи   и  сеттинга. Терапевтический   аспект   сеттинга,   создание   «аналитического   третьего»   как   «переходного пространства». Использование кушетки, частота и продолжительность сессий, вопросы оплаты.

Тема 7. Способы    получения    и    обработки    информации

Свободные    ассоциации — фундаментальное  правило  психоанализа.  Ассимиляция  материала  пациентом,  проработка  и интерпретация.   Психоаналитический   диалог   и   правило   контрвопроса.   Формы   вопросов   в психоаналитической   практике:   фактические,   Эгоориентированные,   объектноориентированные. Эгосинтонное и Эгодистонное присоединение. Молчание. Запреты на вмешательство в форме инструкций, советов, рекомендаций. Основные формы аналитических интервенций: кларификация, конфронтация, интерпретация. Реконструкция. Проработка.

Раздел II. Методика и техника психоанализа

Тема 8. Предварительное психоаналитическое интервью

Исторический обзор проблемы. Задачи, цели, структура предварительного интервью и критерии отбора пациентов к анализу. Модифицированные схемы по О. Кернбергу, по Н. Мак-Вильямс. Содержание интервью. Анализ данных интервью: оценка показанности, доступности и  «анализабельности» потенциального  пациента   (клиническая,   психологическая,   социальная);   оценка  перспектив  и прогнозирование терапевтического процесса (психодинамическая оценка и оценка собственной возможности работы с пациентом). Значение интервью для диагностики и выбора верной терапевтической стратегии.

Тема 9. Понятие психоаналитического контракта и сеттинга

Задачи и содержание контракта. Тема оплаты:   размер,   порядок  внесения,   проблемы   повышения   и   понижения   гонорара.   Позиция пациента, место и время рабочих встреч, их частота и продолжительность. Тема сроков терапии, критериев ее успешности. Телефонные контакты и отношения за рамками терапевтического процесса. Проблема вмешательства «третьей стороны». Проблема нарушений контракта.

Тема 10. Понятие  терапевтического   альянса

Атмосфера   доверия   и   безопасности.   Обучение пациента: тема  продолжительности  и сути, терапии,  основное правило анализа,  прививание навыков  работы  с  сопротивлением  и  переносом,  со  сновидениями.  Особенности  работы  с сопротивлением и переносом на начальной стадии терапии. Критерии сформированности альянса. Переход к средней части терапии.

Раздел III. Основы техники работы с переносом

Тема 11. Понятие переноса

Исторический обзор концепции. Понятие переноса в современном психоанализе.

Перенос в аналитической ситуации и основные принципы работы с ним. Зависимость динамики переноса от техники.

Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. 3. Фрейд: концепция вынужденного повторения. Мотивы формирования переноса. Регрессивная сущность переносных реакций. Навязчивое воспроизведение как поиск удовлетворения.    

Отличительные черты реакций переноса. Неуместность, интенсивность, амбивалентность, повторяемость, непостоянство, стойкость реакций. Перенос и объектные отношения (функции Эго, регрессия, сопротивление). Позитивный, эротический, негативный и агрессивный перенос. Реакции переноса с точки зрения объектных отношений, стадий инфантильной психосексуальности, психического аппарата.

Тема 12. Сопротивления переноса и формы переноса

Понятие сопротивлений переноса (поиск удовлетворения, отыгрывание вовне, в аналитическом окружении и вне анализа, генерализованные реакции переноса). Защитные и удовлетворяющие реакции переноса. Отыгрывание в терапевтической ситуации и за ее пределами. Генерализованные реакции. Основные принципы работы с сопротивлением переноса.

Невроз переноса. Понятие и терапевтическое значение. Функции и формы невроза переноса. Психоз переноса.

Специфика реакций переноса у разных пациентов. Проявления переноса в зависимости от типа организации характера личности (психопатические, нарциссические, шизоидные, депрессивные, мазохистические, истерические пациенты)

Раздел IV. Сопротивление в психоанализе и психоаналитической терапии

Тема 13. Понятие, классификация и техника работы с сопротивлениями

Сопротивление в психоанализе и психоаналитической психотерапии. Определение сопротивления. Классификация сопротивления 3. Фрейда. «Торможение,   симптом,   страх»   (1926).   Сопротивление  Оно.   Сопротивление  Я   (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление Сверх-Я.

Наиболее распространенные клинические проявления сопротивления. Классификации сопротивлений с точки зрения: точек фиксации, типов защиты, диагностической категории. Практическая классификация. Распознавание, конфронтация, прояснение сопротивления. Интерпретация сопротивления, его мотива и формы. Специальные проблемы. Правила техники, касающейся сопротивлений.

Раздел V. Контрперенос в психоанализе и психоаналитической терапии

Тема 14. Понятие и формы контрпереноса. Контрперенос в психоанализе и психоаналитической психотерапии

Определение понятия. Понимание феномена в историческом контексте.

Значение контрпереноса в психоаналитической терапии. Контейнирование. Классификации контрпереноса (конкордантный и копмплиментарный, с точки зрения «поля» контрпереноса, с точки зрения продолжительности во времени, позитивный и негативный). Полезный и препятствующий контрперенос.

Различия эмпатии и контрпереноса.

«Индикаторы контрпереносных реакций», общие признаки при контрпереносе (по Меннингеру). Источники контрпереноса. Формы контрпереносных нарушений. Техника работы с контрпереносом.

Проявления контрпереноса в зависимости от типа личности пациента.

Тема 15. Проективная идентификация как особая форма переносных-контрпереносных отношений. Понятие проективной идентификации. Проективная идентификация как вынесение вовне в ситуации «здесь и теперь» ранних интернализованных объектных отношений пациента. Формы проективной идентификации.

Раздел VI. Особенности психоаналитической техники при некоторых формах психической патологии

Тема 16. Концепция нарциссизма в психоаналитической теории и техника работы с нарциссическим пациентом

Историческое развитие взглядов на возникновение нарциссических расстройств. Классическое понимание нарциссических расстройств. Фрейдовское “введение в нарциссизм”. Различия   между нарциссизмом    и    аутоэротизмом. Понятия первичного и вторичного нарциссизма;   я-либидо   и   объект-либидо. Типы выбора объекта.   

Нарциссизм в современном понимании. Теория самости Х.Когута. Понятие    объектного    и нарциссического   либидо.  Понятие  самости.   Формирование и структура   самости.  Определение Селф-объекта и формирование нарциссического переноса.

Формирование личности с нарциссическим расстройством. Клиническая картина нарциссических расстройств. Нарциссический тип характера (О.Кернберг). Явные и скрытые проявления агрессии в клинике нарциссизма.

Деструктивный нарциссизм и деструктивная нарциссическая ярость (Г.Розенфельд). Негативная терапевтическая реакция как проявление деструктивного нарциссизма.  Психопатология деструктивного нарциссизма и его проработка в аналитической ситуации.  

Особенности клинической работы с нарциссическими пациентами. Подходы М. Кляйн, Х. Когута, О. Кернберга в отношении техники работы с нарциссическими пациентами. Вклад М. Кляйн в понимание процессов проективной идентификации. Проективная идентификация как метод лечения нарциссической психопатологии.

Типы   нарциссических   расстройств   (зависимый,    параноидальный,    манипулятивный, фаллический). Роль депрессивного аффекта в структуре нарциссической личности. Стыд и вина в структуре нарциссической личности.

Особенности терапевтического процесса в клинике нарциссических расстройств.  Проблемы формирования рабочего альянса. Терапевтическая роль сеттинга.  Перенос и контрперенос в работе с нарциссическими пациентами. Формы переноса (Х.Когут): зеркальный перенос; идеализирующий перенос; близнецовый перенос. Техника работы с идеализированным переносом у нарциссических личностей.

Тема 17. Психоанализ в терапии депрессий

Историческое развитие психоаналитических концепций депрессии. Понимание психодинамики депрессии с позиций теории психосексуального развития: фиксация на оральной стадии. Подавление агрессии. Инвертированный гнев. Самообесценивание как психологическая защита от агрессии. Нарциссизм депрессивного больного. Амбивалентность чувств к потерянному объекту любви.

Современное развитие депрессии в психоанализе (Дж. Сандлер; Х.Когут; Х. Хензелер; Г. Полмайер; А. Грин, П. Рекамье, К. Боллас, Т. Огден). Объектные отношения при депрессии. Проблемы на стадии сепарации-индивидуации. (М. Малер). Чувство вины и самообесценивания в связи с сепарацией.  Эго-психологический подход. Влияние депрессивной матери на формирование жесткого Суперэго ребенка.

Характерные механизмы защиты и обсессивная структура характера у депрессивных пациентов. Влечения, аффекты и темперамент при депрессии. Роль агрессия в возникновении депрессивных состояний. Оральные механизмы в  депрессивных состояниях. Интроективные механизмы у депрессивных пациентов.

Специфика психоаналитической терапии депрессивного пациента. Развитие психоаналитических подходов в работе с маниакально-депрессивными пациентами. Этапы проработки утраты («работа печали»,  по З.Фрейду). Техника проработки агрессии, саморазрушительных тенденций, депрессивного самоосуждения, враждебной интроекции покинувшего объекта и освобождения ненависти в лечении депрессивных пациентов.

Особенности развития переноса и контрпереноса при работе с депрессивными расстройствами.  Техника работы, направленная на стабилизацию объектных отношений, анализ конфликтов переноса, искажений Эго и дефектов Супер-Эго, у депрессивных пациентов.