Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Пограничные состояния

Автор: Минасян И.Р.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубление знаний о психической структуре личности, диагностике пограничных личностных расстройств в клинической практике, их дифференциация от других психических структур; а также особенности психоаналитической терапии пограничных пациентов.

Курс предназначен для студентов 3-го курса факультета психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации.

В задачи учебного курса входят: изучение особенностей пограничной личности, отличие пограничной личностной структуры от других структур; особенности функционирования пограничной личности, ее отличительные черты, симптомокомплекс, защитные механизмы.   

 Знакомство с данным учебным курсом и освоение его материала позволит студентам:

  • знать закономерности  функционирования пограничной личности, диагностические критерии и особенности в терапевтической ситуации.
  • уметь применить эти знания с целью диагностики и выбора психотерапевтической тактики и стратегии в отличие от двух других личностных структур.
  • владеть теоретическими знаниями и основными диагностическими схемами, а также вариантами различных модификаций терапевтических методик с целью определения подходящего способа лечения пограничного пациента.

Отличительной особенностью данного курса является системное изложение имеющихся исследований по диагностике, терапии и особенностях терапевтических подходов к лечению пограничных состояний, как классических авторов, так и современных, а также постоянное подкрепление теоретического материала клиническими примерами.  

Авторская концепция преподавания основывается на систематической проработке материала, касающегося проблематики пограничных личностных расстройств, исследованиях и наблюдениях из собственного клинического опыта и опыта коллег, как зарубежных, так и российских. Поскольку тема является относительно новой и малоизученной, теоретический и клинический материал очень современен,  дискутабелен и увлекателен.

Содержание курса

Тема 1. Пограничные состояния и их формы :

  • «Пограничная личность», «пограничный случай»,
  • «пограничный пациент», «пограничное состояние».

Разъяснения в терминологии, разница в понимании «пограничности» в психиатрии и психологи; психоаналитическое понимание вопроса.

Краткий исторический обзор необходимости выделения «пограничных состояний» в отдельный кластер, вклад различных авторов и школ.

Нозологическое положение «пограничных состояний»

  • генетическая точна зрения;
  • экономическая точка зрения;
  • структурная точка зрения;
  • место «пограничных состояний» в современной психоаналитической   теории и практике;
  • различные взгляды на «место «пограничной личности» в психических структурах.

Формы пограничных состояний:

  • невроз характера
  • депрессии
  • перверсии
  • психосоматика

Тема 2. Особенности «пограничной личности»

Основные критерии определения «пограничной личности»

  • по О. Кернбергу (структурная теория)
  • по Бержере (теория влечений)
  • М. Кляйн (шизопараноидная и депрессивные позиции)

Важнейший вклад классического психоанализа в понимание патологии,называемой  «пограничной»

  • З. Фрейд «нарциссический невроз»
  • К. Абрахам «анальный характер»
  • Ш. Ференци «теория о смешении языков»
  • А. Фрейд «защитные механизмы»

Важнейший вклад других авторов в понимание особенностей «пограничных пациентов»

  • Д. Винникот «Ложное self»
  • В. Бион «проективная идентификация»
  • М. Малер « теория сепарации- индивидуации»
  • М. Кляйн «зависть и благодарность»
  • М. Балинт «базовый дефект»
  • Х. Дойч «личность как если бы»
  • П. Марти, М. Демюзан «опертуарное (оперативное) мышление»
  • Д. Анзье «Я-кожа»
  • А. Грин «комплекс мертвой матери»
  • А. Грин «работа негатива»
  • С. Лебовиси «межпоколенческая передача»
  • П.- К. Ракамье «инцестуозность»

Симптоматика, наблюдаемая у пограничных пациентов

  • «нарциссическая линия» пограничной патологии
  • депрессии
  • психосоматический фасад
  • невротический фасад

 Тема 3. Диагностика «пограничной личности»

Диагностика по Кернбергу (Структурная теория)

Диагностика по Бержере (Теория влечений)

Тема 4. Терапия пограничных пациентов

Особенности психоаналитической работы с пограничными пациентами

  • начальные стадии, интервью
  • выбор психотерапевтического подхода в зависимости от структурного уровня пациента
  • техническая стратегия работы
  • особенности работы с интерпретацией

Теоретический обзор различных подходов к лечению пограничных пациентов

Тема 5. Особенности переноса и контрпереноса в работе с пограничными пациентами

Разновидности переноса в терапии пограничных  пациентов

Контрперенос в терапии пограничных пациентов, его различные виды.

Перенос и контрперенос как основные инструменты  в работе с пограничными пациентами.

Тема 6. Особенности применения примитивных защит пограничными пациентами

Клинические методы работы с защитами в терапии пограничных состояний, особенности работы с защитами.

Тема 7. Основные трудности, возникающие в психотерапии пограничных пациентов ( на примере клинических иллюстраций)