Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Педагогика

Автор: кандидат педагогических наук Зискин К.Е.

Пояснительная записка

Дисциплина ориентирует на основные виды профессиональной деятельности: преподавание, воспитание, организация внеурочной работы, работы с родителями, научно-методическая работа.  Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: проектирование и планирование учебно-воспитательного процесса, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, осуществление мониторинга учебно-воспитательного процесса, анализ результатов учебно-воспитательного процесса, опытно-экспериментальная работа, участие в управлении образовательным учреждением, ведение документации.

Цель дисциплины - обеспечить формирование у будущих учителей осознанной профессиональной позиции в вопросах воспитания и обучения, способности к решению на ее основе педагогических проблем и задач; изучить фундаментальные вопросы педагогики как научно-теоретическую базу для осуществления учебного процесса в учреждениях системы среднего общего полного образования.

Задачи дисциплины:

  • изучить основные разделы педагогики с позиций современной педагогической науки;
  • сформировать умения применять полученные знания для самостоятельной организации эффективного процесса обучения на уровне образовательного учреждения и отдельного учебного предмета; анализировать и критически оценивать состояние современной теории и практики обучения, предлагаемых инноваций, проектов, программ, научной, методической и учебной литературы;
  • обеспечить осмысление студентами значения образования в развитии общества и человека, его целей, содержания, роли учителя в национальной системе образования и обществе; понимание тенденций развития образования в России и мире, проектов и практики его реформирования  на современном этапе;
  • продолжить работу над развитием аналитического, проективного, рефлексивного мышления обучающихся, формированием их педагогической культуры.

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать:

  • понятийно-терминологический аппарат педагогики;
  • закономерности и движущие силы целостного педагогического процесса;
  • основные направления и перспективы развития образования в России и в мире;
  • подходы к решению проблемы качества образования;
  • современные идеи и концепции воспитания и обучения;
  • принципы воспитания и обучения;
  • различные подходы к формированию содержания образования;
  • документы, определяющие содержание образования;
  • методы педагогического исследования;
  • педагогические возможности различных форм, методов, средств воспитания и обучения;
  • специфику процессов воспитания и  обучения на различных ступенях образования, в образовательных учреждениях разного типа;
  • организацию мониторинга обучения, средства и виды контроля результатов обучения;
  • основные направления деятельности классного руководителя;
  • различные источники информации, необходимой учителю для решения профессиональных задач, специфику их содержания и использования;
  • основы и современные подходы к организации внутришкольного управления

Уметь:

  • ориентироваться в современных проблемах образования;
  • находить, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности обучения и профессионального саморазвития;
  • выбирать принципы обучения и воспитания соотносить их с ценностно-целевыми и научно-теоретическими основаниями педагогической концепции, в рамках которой они разработаны;
  • анализировать конкретные педагогические ситуации, опираясь на представления о теоретических основах учебно-воспитательного процесса;
  • применять знания педагогической и возрастной психологии и физиологии при решении педагогических задач;
  • обоснованно отбирать методы, формы, средства воспитания и обучения в соответствии с поставленной целью, с учетом индивидуальных особенностей учеников, возможностей учителя, внешних факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс;
  • создавать педагогические условия, способствующие повышению познавательной активности учащихся;
  • применять современные средства педагогического мониторинга;
  • оценивать правильность постановки цели и выбора задач, эффективность применяемых методов и средств воспитания и обучения;
  • диагностировать профессиональные затруднения и определять недостающие компетенции;
  • проектировать и реализовывать программу профессионально-личностного роста;
  • приобретать новые знания, используя современные информационные и коммуникационные технологии;
  • ориентироваться в источниках информации, анализировать методическую и педагогическую литературу;
  • обобщать чужой и собственный опыт;
  • анализировать педагогические факты и явления.

Владеть навыками:

  • определения целей учебно-воспитательного процесса для класса, отдельного ученика, конкретизировать их в поэтапные и оперативные;
  • постановки задач воспитания и обучения, конкретизации их применительно к ступени образования, теме, отдельному занятию;
  • разработки рабочих программ, календарно-тематических и поурочных планов, планов воспитательной работы;
  • определения содержания внеурочной работы по предмету;
  • подбора наиболее адекватных (с точки зрения поставленных целей и с учетом принципов обучения, особенностей учащихся и т.п.) форм и методов воспитания и обучения;
  • методического обеспечения процесса обучения, подготовки дидактических и проверочных материалов с учетом уровня и направленности реализуемых образовательных программ;
  • проектирования основных направлений мониторинга обучения;
  • применения современных форм и видов контроля, систематизации информации, полученной в ходе контроля, выбора методов коррекции полученных результатов;
  • консультирования учащихся по проблемам, связанным с изучением предмета и профилизацией, а также проблемам нравственного и мировоззренческого характера;
  • анализа собственных уроков и уроков коллег, воспитательной работы с учащимися;
  • интерпретации результатов диагностики обученности с целью внесения корректив в процесс изучения предмета;
  • выявления причин допущенных ошибок и обозначения путей их устранения;
  • оформления идей, методов, приемов собственной педагогической практики в виде отчетов, статей, рефератов.

Содержание курса

Общие основы педагогики

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками.

Теория и методика воспитания

Теория воспитания как самостоятельная область педагогического знания. Воспитание как культурно-историческое явление и педагогический процесс. Проблема определения сущности воспитания в педагогической науке, противоречивость оценок места и роли воспитания в жизни человека и развитии общества. Воспитание и социализация. Сущность, движущие силы, закономерности и принципы воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности. Воспитание как трансляция опыта старших поколений младшим. Воспитание как подготовка молодого поколения к жизни. Воспитание как ценностно-смысловое взаимодействие взаимодействие, как со-бытие взрослых и детей. Особенности воспитания как педагогического процесса. Роль воспитания в развитии личности. Индивид – личность – индивидуальность. Личность объект воспитательного воздействия и субъект воспитания. Воспитание, формирование, развитие. Факторы, влияющие на развитие. Воспитание и самовоспитание. Основные направления воспитания. Ценностные ориентиры воспитания. Вопрос о ценностных основаниях современного воспитания. Проблема целей воспитания в педагогической науке и практике. Культурно-исторический характер целей воспитания, факторы, влияющие на выбор целей; субъекты целеполагания. Воспитание как организация деятельности и общения. Методы воспитания и условия их выбора. Формы воспитания. Системная природа воспитательного процесса. Воспитательный процесс в системах различного масштаба. Система социального воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Теория обучения

Дидактика как самостоятельная область педагогической науки, как теория образования и обучения. Феномен образования и основные подходы к его определению. Целеполагание в образовании. Образование и государство. Образование и общество. Образование и личность. Проблема качества образования и его оценки. Содержание образования: требования к содержанию образования, факторы отбора содержания образования, Государственные образовательный стандарт, учебный план школы, учебный предмет и учебная программа, учебники и учебные пособия. Сущность, движущие силы, закономерности, функции обучения. Анализ современных дидактических концепций. Индивидуализация обучения и дифференциация образования. Принципы обучения. Мотивация обучения. Организационные формы обучения. Методы обучения. Средства обучения. Мониторинг хода и результатов обучения. Самостоятельная работа учащихся. Тенденции развития образования и обучения на современном этапе.

Управление образовательными системами

Система образования Российской Федерации. Образовательные учреждения. Типология образовательных учреждений. Понятие управления и педагогического менеджмента. Принципы управления системой образования. Школа как педагогическая система и объект управления. Основные функции педагогического управления. Методы управления. Структура органов управления школой. Общественные органы управления школой. Управленческая культура руководителя. Аттестация школы и педагогических кадров.