Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Основы организации научно-исследовательской работы

Автор: Гунич Т.С.

Пояснительная записка

Основными задачами высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, развитие  у них творческих способностей, инициативы и потребности постоянного обновления и  расширения своих знаний.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет научно-исследовательская работа  (НИР) студентов.

Цель курса - познакомить студентов с основами НИР  в психологии, выработать навыки исследовательской работы и подготовить их к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, а так­же к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса.

В качестве дидактического материала по данной  дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

–    освоить: средства и приемы выполнения научно-исследовательских работ;

–    знать: методы и процедуры работы с многообразными массивами научной информации, с научной литературой; действующие стандарты и правила подготовки научных рукописей к опубликованию

–    выработать: навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

В качестве дидактического материала по данной  дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций.

 Для получения зачета по курсу студент должен:

–    квалифицированно отвечать на вопросы в ходе семинарских занятий, выполнить задания, формулируемые преподавателем, защитить реферат с учетом требований, предъявляемых к его оформлению.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводный раздел

Краткая характеристика научного стиля речи. Сфера применения. Задачи научной речи. Основные стилевые черты. Характерные языковые особенности. Основные жанры. Точность научной речи (предметная или фактическая, понятийная или речевая), однозначность и логичность. Микростили. Языковые особенности научного стиля речи. Специфика языковых единиц в научной речи. Лексика. Морфология. Синтаксис.

Тема 2. Чтение научной литературы

Виды чтения (просмотровое, ознакомительное/выборочное, изучающее)

Тема 3. Слушание и восприятие научной информации

Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Тема 4. Написание различных текстов научного стиля

Тексты вспомогательного характера (план, тезисы, конспект/ виды конспекта). Собственно научные тексты (реферат, курсовая, дипломная работа и т. д). Структура и содержание реферата. Структура и содержание курсовой работы. Структура и содержание выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению исследовательских работ.

Тема 5. Элементы аппарата научного психологического иссле­дования

Элементы аппарата научного исследования в психологии. Актуальность, объект, предмет исследования. Понятие научной проблемы. Гипотеза как предполагаемое решение проблемы. Требования к формулировке гипотез. Фальси­фикация и верификация гипотез. Экспериментальные и статистические гипотезы. Зада­чи исследования как исследовательские шаги на пути проверки гипотез. Методика ис­следования.  Понятие о научной новизне и практической значимости результатов иссле­дования.

Тема 6. Этапы научного исследования

Выбор те­мы исследования. Приемы выбора темы. Анализ литературы по теме исследования. Библиографический поиск литературных источников. Понятие библиографической ин­формации. Библиографическая и научная информация. Виды научной информация. Понятие о релевантной, пертинентной и прототипной информации. Структура библио­графического описания научного документа.

Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности ученого. Обработка и фиксация библиографической информации. Списки литературы по видам источников как средства фиксации результатов библиографического поиска. Просмотровое чтение. Предмет и продукт просмотрового чтения. Информационно-поисковая система как средство фиксации результатов просмотрового чтения. Изучающее чтение и написание обзора. Определе­ние границы между известным и неизвестным как цель информационно-поискового этапа НИР. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чте­ния.

Тема 7. Выступление с докладом – основы искусства речи

Формы  монологического (ответ, доклад, выступление, сообщение) и полилогического (дискуссия, беседа) общения. Три этапа выступления перед аудиторией ( докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный ). Определение значения темы  и постановка цели выступления (оценка аудитории, выбор темы выступления, уяснение цели выступления, определение вида речи). Составление плана выступления. Подбор материалов для выступления. Написание текста выступления. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Способы организации начала и концовки выступления