Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Основы клинико-психологической экспертизы

Автор: кандидат психологических наук Ошевский Д.С.

Пояснительная записка

Изучаемая дисциплина является обязательной для получения квалификации клинический психолог. Основой для ее освоения являются следующие изучаемые ранее курсы: общая психология (в частности такие разделы как психология восприятия, мышления личности и эмоций), клиническая психология (в первую очередь принципы использования и интерпретации данных, полученных с помощью методов патопсихологического исследования), психодиагностика, психология развития и возрастная психология, юридическая психология.

Цель дисциплины – ознакомить студентов с основами работы клинического психолога  при проведении  судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). В результате обучения студент должен получить представления об особенностях деятельности клинического психолога при проведении СПЭ и КСППЭ. Кроме того, слушатели курса должны ознакомиться с принципами и техниками использования различных методик для решения разнообразных психодиагностических и коррекционных задач, в том числе непосредственно решаемых психологами при СПЭ и КСППЭ.

Курс состоит из двух разделов.  Первый  раздел посвящен общим проблемам клинической психологии в судебной практике, методологическим   принципам, организационно-правовым основам, этическим проблемам СПЭ и КСППЭ. Во втором разделе дается материал, касается предметных видов СПЭ и КССПЭ, таких как: «отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оказавшим существенное влияние на способность к произвольной регуляции собственного поведения» (ч.3. ст. 20 УК РФ), аффекта, индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, потерпевших и свидетелей. 

Знания, умения и навыки, которые должен получить студент в результате обучения:

Знания:

  • Сформировать представление о деятельности клинического психолога при производстве СПЭ и КСППЭ.
  • Ознакомиться с основными принципами  клинико-психологической диагностики в рамках проведения СПЭ и КСППЭ.

Умения:

  • Ориентироваться в основных видах и формах психологической экспертной деятельности.

Навыки:

  • Сформировать элементарные навыки проведения экспериментально-психологического исследования при проведении СПЭ и КСППЭ, интерпретации данных и написания экспертного заключения.  

Содержание курса.

Раздел I. Общие проблемы клинической психологии в судебной практике

Тема 1.  Роль и место клинического психолога при производстве СПЭ и КСППЭ.   Методологические   принципы СПЭ и КСППЭ. Организационно-правовые основы и этические проблемы  СПЭ и КСППЭ.

Роль и место клинической психологии в системе психологических наук. Теоретические дисциплины   и  прикладные  отрасли  психологии. Структура клинической и юридической психологии.  Судебно-психологическая, судебно-психиатрическая  и комплексная судебная  психолого-психиатрическая экспертиза  как  основная   формы профессиональной  деятельности  судебного  психолога.  Объект и предмет деятельности судебного эксперта-психолога. Специальные познания эксперта-психолога:  содержание, объем. Пределы компетенции судебного эксперта-психолога.  Компетентность судебного эксперта-психолога.  Правовые основания назначения СПЭ и КСППЭ.  Порядок  назначения судебной экспертизы. Виды СПЭ и КСППЭ. Права и обязанности эксперта-психолога. Этапы производства экспертизы.  Структура заключения эксперта.  Оценка заключения судом. 

Тема 2.  Формы диагностической работы клинического психолога при проведении СПЭ и КСППЭ (психологический анализ медицинской и судебной документации, клиническая беседа, экспериментально-психологического исследования). Подготовка экспертного заключения.

Виды  классификации СПЭ и КСППЭ, имеющих значение для практики судопроизводства. Уголовные и гражданские экспертизы. Экспертизы по месту и условиям проведения  Виды экспертиз по процессуальному положению подэкспертных. Последовательность психологического обследования при проведении СПЭ и КСППЭ.  Методики экспериментально-психологического исследования. Специфика диагностики при проведении экспертизы в уголовном и гражданском процессе.  Установочное поведение подэкспертных. Цели и задачи психологического исследования при проведении СПЭ и КСППЭ. Подготовка экспертного заключения.

Раздел II. Предметные виды СПЭ и КССПЭ.

Тема 1.  Основные закономерности психического развития несовершеннолетних (зарубежные и отечественные концепции) в контексте судебной практики.  Периодизации психического развития подростков и формирование способности к произвольной регуляции. Проблема «психологического возраста» в экспертной практике. Экспертиза «отставания несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оказавшим существенное влияние на способность к произвольной регуляции собственного поведения» (ч.3. ст. 20 УК РФ).

Отечественные и зарубежные взгляды на проблему психического развития  подростка в контексте формирования произвольной регуляции деятельности при решении юридически значимых задач.  Периодизации психического развития подростков и формирование способности к произвольной регуляции. Анимальное психическое развитие подростков. Юридическое значение  экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. КСППЭ способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать фактический  характер и  общественную  опасность своих действий либо руководить ими. Зависимость судебного решения от экспертного установления  наличия  психического расстройства у обвиняемого подростка и его возможности в полной мере осознавать и регулировать свое  поведение в юридически значимый период. Понятие «возрастной невменяемости». Проблема «психологического возраста». Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения экспертизы. Экспертные критерии определения  возможности  несовершеннолетних  осуществлять полноценную регуляцию своих противоправных действий.  Конкретные примеры судебной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

Тема 2.  СПЭ и КСППЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемых. Особенности СПЭ и КСППЭ у обвиняемых особых эмоциональных состояний в момент совершения инкриминируемых деяний.

Понятие темперамента, характера, личности в общей и клинической психологии. Структура личности.  Понятие акцентуации личности. Личность и психологические механизмы (мотивация) поведения.  Понятие индивидуально-психологических особенностей. Правовые основания  и юридическое значение СПЭ и КСППЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.  Учет личностного  фактора  в  судебном  разбирательстве.  Индивидуализация уголовной ответственности и наказания. Вопросы судебно-следственных органов и особенности  проведения  СПЭ и КСППЭ обвиняемых. Экспертное определение существенного влияния личности обвиняемого на его криминальное поведение как ограничения способности обвиняемого к осознанной регуляции общественно опасных действий.  Конкретные примеры СПЭ личности обвиняемых.

Тема 3. Судебно-психологическая экспертиза аффекта у обвиняемых.

Теории эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Эмоции и аффекты. Юридическое значение  СПЭ и КСППЭ аффекта у обвиняемого.  Понятие аффекта в уголовном кодексе. Аффект как экспертное понятие. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения  экспертизы.  Экспертные критерии определения аффекта.  Виды аффектов. Специфика диагностики аффекта у несовершеннолетних обвиняемых. Конкретные примеры экспертизы аффекта.

Тема 4.  СПЭ и КСППЭ  свидетелей и потерпевших.

Правовые основания и юридическое значение СПЭ и КСППЭ  свидетелей и потерпевших.  Психологические факторы,  исключающие и ограничивающие  возможность человека быть свидетелем по уголовному делу. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения СПЭ и КСППЭ.  Исследование высших психических функций и  личностных  особенностей  при экспертизе свидетелей.  Критерии экспертной оценки способности свидетелей правильно воспринимать важные для  уголовного  дела обстоятельства  и давать о них правильные показания.  Проблема «достоверности» свидетельских показаний.  Роль возрастного фактора  при проведении СПЭ и КСППЭ несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.