Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Организационное развитие и инновационные процессы

Автор: кандидат психологических наук Мотовилина И.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса – формирование у студентов системных представлений о психологических закономерностях развития современной организации, особенностях реализации инновационных программ, психологических аспектах жизнедеятельности персонала в условиях реорганизации современных коммерческих организаций. Курс предполагает ознакомление с основными методами выявления и анализа проблемных моментов организации.

Задачи курса:

1.    Познакомить студентов с основными положениями, принципами исследования в сфере организационного развития и инновационных процессов.

2.    Показать наиболее значимые сферы работы и профессиональные задачи организационного психолога на различных стадиях функционирования организации.

3.    Охарактеризовать с психологической точки зрения стадии развития организации, инновационные процессы, стратегическое управление.

4.    Описать элементы проектирования структуры организации, технологии преобразования организационных структур.

5.    Рассмотреть основные функции организационной культуры, этапы и методы формирования организационной культуры.

6.    Проанализировать стадии развития группы, факторы эффективности команд, этапы и методы командообразования.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс ориентирован в первую очередь на рассмотрение актуальных задач организационной психологии, связанных с динамикой организации – это стратегическое управление, кадровое обеспечение инноваций, проектирование структуры организации, формирование организационной культуры и др.

Требования к уровню освоения материала

В результате прохождения курса студент должен:

овладеть знаниями в сфере организационного развития и инноваций,

иметь представление о стадиях развития организации и профессиональных задачах организационного психолога на различных стадиях функционирования организации,

уметь выбирать адекватные методы повышения инновационной готовности персонала,

знать типы стратегий управления организацией, методы формирования организационной культуры и элементы проектирования организационной структуры.

Особенности авторской концепции преподавания

Специфику настоящего курса составляет его практическая направленность – решение конкретных ситуаций, связанных с теоретическим материалом курса, и анализ современных технологий и методов организационного консультирования. Решение практических  задач опирается на самостоятельный анализ студентами поставленных проблем в нескольких (2-3) подгруппах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел первый. Психология организационного развития

Тема 1. Организационное развитие

1.    Понятие организации. Организация как развивающаяся система.

2.    Понятие организационного развития. Типы организационного развития: спланированное и спонтанное, структурированное и неструктурированное, директивное и совместное, индивидуализированное и внеличностное, революционное и эволюционное.

Тема 2. Cтадии развития организации

Стадии развития организации: формирование, рост, стабилизация, кризис. Основные цели, проблемы и достижения каждой стадии. Особенности требований к персоналу организации на каждой стадии.

Анализ основных направлений работы с персоналом  в зависимости от стадий развития организации: участие в построении бизес-проекта, оценка персонала, формирование образа типичного сотрудника организации, адаптация новых сотрудников, нормирование профессиональной деятельности, планирование карьеры, работа с кадровым резервом, профессиональное обучение, сокращение сотрудников.

Раздел второй. Психологические аспекты инноваций в организациях

Тема 3. Инновации в организациях

1     Основные типы организационных изменений.

2.    Стадии внедрения организационных изменений. Значимость проектирования кадровой составляющей реорганизации.

3.    Формы реагирования сотрудников на внедрение инноваций. Причины сопротивления персонала при реализации инноваций.

4.    Cтратегии и методы снижения сопротивления персонала инновациям.

5.    Феномен инновационной готовности. Основные факторы, определяющие инновационную готовность (индивидуальные особенности персонала, характеристики организации, особенности внедрения инноваций). Диагностика инновационной готовности.

6.    Влияние негативного отношения персонала к инновациям на возникновение деструктивных форм стресса. Анализ эмпирического лонгитюдного исследования динамики стресса профессионалов  в процессе организационных изменений.

7.    Адаптация персонала. Основные компоненты адаптации: психофизиологический, профессиональный, социально-психологический.

Тема 4. Стратегическое управление

1.    Стратегическое управление как основной фактор целенаправленного организационного развития.

2.    Сущность стратегического управления. Этапы становления стратегического подхода к организационному развитию. Проявления нестратегического, оперативного управления.

3.    Миссия и цели организации. Понятие миссии организации. Носители интересов, определяющие миссию. Функции и факторы формулирования миссии. Цели организации: виды целей, направления установления целей, требования к целям.

4.    Анализ макрофакторов среды (экономическая, правовая, политическая, социальная, технологическая компоненты). Анализ факторов непосредственного окружения организации (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).

5.    Выработка и выбор стратегии организации. Типы стратегий. Подходы к выработке стратегии. Стратегии концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста и стратегия сокращения.

6.    Оценка и контроль реализации стратегии.

Тема 5. Проектирование структуры организации     

1.     Стабильные и динамические характеристики организационной структуры.

2.     Основные элементы проектирования структуры организации: разделение труда и специализация, иерархия в организации, связи в организации и координация, масштаб управляемости и контроля, централизация и децентрализация. Факторы выбора  организационной структуры.

3.     Технологии преобразования организационных структур. Реинжиниринг бизнес-процессов организации. Виды бизнес-процессов организации. Основные методы и принципы реинжиниринга.

Тема 6. Формирование организационной культуры

1.    Основные функции организационной культуры. Стихийная и формируемая организационная культура.

2.    Этапы формирования эффективной организационной культуры: анализ актуального состояния организационной культуры, определение соответствия актуальных и желательных характеристик культуры, внедрение позитивных и изживание негативных ценностей и норм поведения.

3.    Методы формирования организационной культуры: формализация элементов организационной культуры, проведение корпоративных мероприятий, изменение требований к поведению линейных руководителей, обучение нормам корпоративного поведения, внедрение системы стимулирования позитивного поведения сотрудников, распространение корпоративных слухов и историй.

4.    Уровни анализа эффективности элементов организационной культуры.

5.    Инновативная организационная культура. Концепции развивающейся организации (обучающаяся организация К. Аргириса, живая организация А. де Гиуса).

Тема 7. Развитие группы

1.    Стадии развития группы (концепции Такмана, Петровского).

2.    Понятие команды. Факторы эффективность команд. Командообразование. Этапы командообразования.

3.    Методы формирования команд. Уровни проведения процессов формирования команды: индивидуальное консультирование, непосредственное формирование команды, построение межкомандных взаимодействий. Подходы к формированию команды: целеполагающий, межличностный, ролевой, проблемно-ориентированный.

4.    Рассмотрение образования команды. Стадии работы консультанта по командооборазованию (по R. Killman).