Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Общая психология

Авторы: член-корр РАО, доктор психологических наук, профессор Барабанщиков В.А., кандидат психологических наук Дивеев Д.А.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Общая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс «Общей психологии» является базовым для подготовки студентов, обучающихся по программе  психологических факультетов и кафедр, начиная с первого курса. Он раскрывает основания, структуру и содержание психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей закономерности организации, функционирования и развития психики и поведения человека. Курс знакомит с основными психическими явлениями, способами их изучения и интерпретации, вводит в круг ключевых проблем психологической науки. Общая психология является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.

Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для профессионального решения широкого круга задач.

Задачами изучения курса являются:

  • Формирование основных, базовых представления о психике.
  • Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.
  • Рассмотрение теоретических положений современной психологии.
  • Ознакомление с основными методами исследования психики.
  • Формирование понятийно-категориального аппарата общей психологии.
  • Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.
  • Ознакомление с феноменологией эмоциональной и мотивационной сферы человека.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

  • методологические и теоретические основы общей психологии;
  • основные категории общей психологии;
  • особенности и закономерности протекания психических процессов;
  • основные теории восприятия, внимания, памяти, мышления, мотивации и эмоций.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • определять объект, предмет, цели и задачи исследования;
  • планировать и проводить экспериментальное исследование;
  • интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.

Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве контрольно-развивающих форм обучения используются рефераты, курсовая работа по тематике курса, тестовые задания, зачет, экзамены.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Общая психология» 540 часов, из них 264 часа аудиторных занятий: лекций, – 142 часа, семинарских занятий – 122 часа и 276 часов для самостоятельной работы.

Содержание курса

Раздел I. Психология как научная дисциплина

Тема 1. Психология как наука. Предмет психологии

Психологические проблемы в современном мире. Академическая и неакадемическая (житейская) психология. Психология в системе общественного сознания. Объект психологии. Биологическая функция психики. Критерии психического. Стадии развития психики в филогенезе. Взаимосвязь свойств среды, способов поведения, строения нервной системы и форм психики. Общественно-историческая природа сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

Предмет психологии. Характеристики психических явлений. Базовые отношения психики. Психические явления как образы действительности и переживания субъекта. Регуляторная функция психики. Психофизиологическая проблема. Многомерность психических явлений и их классификации.

Тема 2. Методы и структура современной психологии

Методы психологии. Специфика теоретических методов психологического    познания. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Естественный, лабораторный и формирующий эксперимент. Генетический метод. Психологические тесты. Анализ продуктов деятельности. Физиологические методы в психологии. Биографический метод. Социологические методы в психологии. Психологические техники.

Задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Структура современной психологии. Характеристики общей и дифференциальной психологии. Особенности развития прикладных областей психологии. Строение психологического знания. Единство теории, эксперимента и практики в психологии.

Раздел II. Основные понятия и направления науки психология

Тема 3. Преднаучный этап развития психологии

Генезис психологического познания и практики. Понятие «душа» в античной и средневековой философии (Демокрит, Платон, Аристотель, Тертуллиан, Блаженный Августин, Плотин, Фома Аквинский).

Тема 4. Развитие психологии в Новое время

Понятие рефлекса и сознания в учении Р.Декарта. Рефлексия как метод исследования сознания (Дж.Локк). Ассоциация как механизм работы сознания (Д.Юм, Дж. Милль). Ранние представления об апперцепции (Г.В.Лейбниц, В.Вундт) и современные.

Тема 5. Психология как самостоятельная научная дисциплина

Предпосылки становления психологии как самостоятельной научной дисциплины. Три программы построения психологии как самостоятельной научной дисциплины (В.Вундт, И.М.Сеченов, Ф.Брентано).

Тема 6. Эмпирическая психология сознания

Эмпирическая психология. Модели сознания (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс). Ощущение как единица психики. Виды интроспекции (аналитическая, систематическая). Причины психологического кризиса.

Тема 7. Психоанализ

Психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг). Понятие бессознательного. Трехкомпонентная структура психики. Методы исследования бессознательного.

Тема 8. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (М.Вертхаймер, К.Коффка, В.Келлер). Понятие поля. Законы образования гештальтов. Развитие гештальтов (Фолькельт, Зандер, Крюгер). Динамическая психология (К.Левин).

Тема 9. Бихевиоризм

Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии (Дж.Уотсон, Э.Томен, Б.Скиннер). Отношение «стимул-реакция». Промежуточные переменные. Классическое и оперантное обуславливание.

Тема 10. Описательная психология

Описательная психология (В.Дильтей, О.Шпрангер). Целостность душевной жизни. Пониание как специфические метод психологии.

Тема 11. Французская социологическая школа

Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, П.Жане). Социокультурная детерминация психики человека. Особенности первобытного мышления. Коллективные представления.

Тема 12. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Специфика изучения личности. Понятие переживания. Экспириентальный метод в психологии.

Тема 13. Когнитивная психология

Когнитивная психология (Ж.Пиаже, У.Найссер, Д.Норман). Закономерности приема, хранения, переработки и использования информации человеком. Понятие схемы.

Тема 14. Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (В.Франкл, Р.Мэй, Л.Бинсвангер, И.Ялом). Человек и конечные данности его существования.

Тема 15. Новейшие психологические направления

Трансперсональная психология (С.Гроф). Психосинтез (Р.Ассаджоли)

Раздел III. Психологическая наука в России

Тема 16. Становление психологии в России

Особенности становления и развития психологии в России. Естественно-научная (И.М.Сеченов) и философско-религиозная (К.Д.Кавелин) традиции. Экспериментально-психологическое направление (Г.И.Челпанов). Понятие условного рефлекса и его значение в психологии (И.П.Павлов). Рефлексология (В.М.Бехтерев) и реактология (К.Н.Корнилов) как формы психологии поведения.

Тема 17. Культурно-исторический подход в психологии

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Понятие высших психических функций. Проблема опосредования.

Тема 18. Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Проблема отражения.

Тема 19. Системный подход в психологии

Системный подход в психологии (Б.Ф.Ломов). Психологическая структура общения. Проблема субъекта в психологии. Характеристика отечественной психологической науки и практики на современном этапе их развития. Перспективы российской психологии.

Раздел IV. Личность и индивидуальность в психологии

Тема 20. Понятие личности в психологии

Понятие о личности в психологии (Г.Олпорт, А.Н.Леонтьев). Структура личности (У.Джеймс, С.Л.Рубинштейн). Феномен индивидуальности.

Тема 21. Понятие о темпераменте

Психологическая характеристика темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин). Типологии темпераментов (Гиппократ, У.Шелдон, И.П.Павлов). Роль темперамента в различных видах активности.

Тема 22. Понятие о характере

Природа характера, его структура и симптомокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

Тема 23. Понятие о способностях

Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура способностей. Талант, его происхождение и структура. Природные предпосылки способностей и талантов. Формирование способностей.

Тема 24. Направленность личности

Установка как состояние готовности (Д.Н.Узнадзе). Потребности. Интересы. Идеалы.

Раздел V. Мотивационная сфера личности

Тема 25. Потребности и мотивы

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

Тема 26. Классификация потребностей и мотивов

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У.МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К.Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов).

Тема 27. Проблемы и направления изучения психологии мотивации

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э.Торндайк, Э.Толмен, К.Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г.Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж.Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси). Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

Тема 28. Мотивация и эффективность деятельности

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др.

Тема 29. Мотивация и воля

Природа воли. Волевой процесс. Воля и волевые качества личности. Психологическая структура волевого акта.

Раздел VI. Эмоциональная сфера личности

Тема 30. Общая характеристика эмоций

Понятие об эмоциях. Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт). Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека.

Эволюция эмоций. Филогенетический и онтогенетический аспекты. Функции эмоций: оценка, следообразование, предвосхищение, компенсация, коммуникация, регуляция деятельности, дезорганизация. Физиологические корреляты эмоций. Эмоции и мозг. Субъективные, экспрессивные формы выражения эмоций. Социальное значение эмоций. Культурные различия. Базовые эмоции (Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г.Шлосберг, П.Экман, К.Изард и др.).

Тема 31. Основные подходы к изучению и классификации эмоций

Описание динамики аффектов и управления ими в концепции Б.Спинозы. Описание эмоциональных состояний и их классификация в концепции В.Вундта. Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани). Условия возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джемса-Ланге и ее критика (Э.Клапаред, У.Кэннон, Ф.Бард). Биологическая теория эмоций П.К.Анохина. Информационная теория П.В.Симонова. Психогенетическая теория Р. Плутчика. Когнитивные теории эмоций (С.Шахтер, Р.Лазарус). Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра. Психоаналитические теории эмоций (классический психоанализ, школа объектных отношений). Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Тема 32. Формы эмоциональных переживаний

Эмоции и психофизическое состояние, деятельность, социальные отношения, личностное развитие человека.

Аффект. Физиологический аффект, кумулятивный аффект. Определение патологического аффекта, его динамика, влияние на психическую деятельность и поведение.

Общее представление о стрессе. Стрессогенные факторы. Эмоциональные проявления в стрессе. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Методы совладания со стрессом. Последствия сильных переживаний.
Тревога. Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние.

Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

Гнев и агрессия. Теории происхождения агрессии (этологический подход, теория влечений, фрустрационная теория, теория социального научения).

Тема 33. Классификация и свойства эмоций

Характеристики эмоций как основания для их классификации: знак, модальность, произвольность, длительность, предметность, осознанность, происхождение, уровень развития, влияние на поведение и деятельность, интенсивность. Положительные, отрицательные и амбивалентные эмоции. Стеничные и астеничные эмоции.

Характеристика десяти базовых модальностей эмоций по К.Изарду. Функциональная классификация эмоций В.К.Вилюнаса. Классификация эмоций Б.И.Додонова.
Свойства эмоций. Пристрастность. Интегральность. Пластичность. Адаптация. Суммация. Амбивалентность. Динамичность. Коммуникативность. Заразительность. Предвосхищение (антиципация). Мнестичность. Иррадиация. Генерализация.

Тема 34. Нейрофизиологические механизмы эмоций

Многообразие представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. Основные этапы изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Дж.Уотсон и Р.Рейнор и др.). Безусловнорефлекторные и условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Корковые и подкорковые механизмы эмоций.

Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Современные представления о мозговой организации эмоционального реагирования (Е.Д.Хомская).

Тема 35. Роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека

Эмоции в познавательной деятельности и творчестве. Проблема организации и дезорганизации поведения. Овладение поведением, роль символических способов регуляции эмоциональных состояний.

Чувства как отражение устойчивых отношений человека к объектам. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Эмоциональные свойства личности. Эмоциональность как черта личности. Компоненты эмоциональности. Эмоциональная конституция. Приобретенная эмоциональность. Эмоции и темперамент. Эмоции и характер. Эмоции в структуре личности. Эмоциональные мотивы в психодинамической теории З. Фрейда.

Классификация типов личности в аналитической теории К. Г. Юнга. Типы эмоциональной направленности личности (по Б.И.Додонову). Эмоциональные стили.

Раздел VII. Познавательная сфера личности

7.1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЕИ ВОСПРИЯТИЕ

Тема 36. Общее представление о сенсорно-перцептивных явлениях

Чувственная данность человеку действительности как феномен жизни. Определение ощущений и восприятий. Место ощущений и восприятий в ряду других образных явлений. Взаимосвязь ощущений и восприятий.

Тема 37. Характеристика ощущений

Свойства ощущений. Сенсорные системы. Классификации ощущений. Понятие сенсорной чувствительности. Пороги ощущений. Основной психофизический закон (Г.Фехнер, С.Стивенс). Шкалирование ощущений. Адаптация и сенсибилизация. Интермодальные взаимодействия. Синестезия. Ощущение как процесс решения сенсорной задачи. Сенсорная организация человека (Б.Г.Ананьев). Психофизика: предмет и методы исследования.

Тема 38. Характеристика восприятий

Восприятие – чувственный образ действительности. Объект и предмет восприятия. Процесс и природа восприятия. Свойства перцептивного образа (предметность, целостность, структурность, константность, анизотропность). Адекватное и неадекватное восприятие. Оптико-геометрические иллюзии.

Восприятие как переживание действительности. Субъект восприятия. Смысловые отношения в восприятии. Эмоциональность восприятия. Чувственный опыт человека.

Место восприятия в структуре основных форм активности человека (деятельности, общении, игры, учения). Восприятие как регулятор поведения индивида в наличной ситуации. Внешние и внутренние компоненты перцептивного процесса.

Восприятие как функция сенсорной системы. Дистальная и проксимальная стимуляция. Структура и способ функционирования сенсорных систем. Перцептивные эффекты межполушарной асимметрии. Восприятие и движение. Понятие функционального органа (А.А.Ухтомский).

Тема 39. Психология восприятия как область научного знания

Многомерность и динамизм предмета исследования. Взаимосвязь восприятия с другими познавательными процессами, состояниями и свойствами личности. Методы исследования перцептивных процессов. Общая и специальная психология восприятия. Психология восприятия и практика.

7.2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Тема 40. Классические представления о восприятии

Анализ ощущений. Понятие о внутреннем опыте. Ощущение – единица анализа психики. аналитическая интроспекция. Принцип ассоциации. Восприятие как конструирование чувственного образа. Закон специфических энергий органов чувств (И.Мюллер). Бессознательные умозаключения (Г.Гельмгольц). Локальные знаки ощущений (Р.Лотце). Восприятие третьего измерения. Эмпиризм и нативизм в психологии восприятия.

Формообразование. Понятие структуры (формы) в психологии восприятия. Феномены кажущегося движения. Поле как объяснительный конструкт. Изоморфизм физического, физиологического и феноменального полей. Законы формообразования. Фигура и фон. Принцип прегнантности. Метод срисовывания (Г.Фолькельт). Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Дж.Гибсон). Фигурное последействие (В.Кёллер и Г.Уаллах).

Перцептивный навык. Понятия стимула и реакции в психологии восприятия. Образование и перенос перцептивного навыка. Условный рефлекс как механизм чувственного восприятия. “Клеточные ансамбли” (Р.Хебб) мозга. Сенсорная изоляция. Двигательная активность как условие эффективного восприятия среды. Роль обратных связей в организации перцептивного процесса. Механизмы константности восприятия.

Тема 41. Современные представления о восприятии

Перцептивная готовность и влияние прошлого опыта. Отношение к предмету как фактор восприятия. Акт категоризации (Дж.Брунер). Понятие перцептивной гипотезы. Перцептивная бдительность и защита. Установка – основа формирования чувственного образа. Первичная и фиксированная установки (Д.Н.Узнадзе). Восприятие как трансакция. “Допускаемая модель мира” (Х.Кантрил, У.Ительсон). Парадоксы восприятия предметов в “комнате Эймса”.

Восприятие и когнитивная психология. Тенденции изменения оптико-геометрических иллюзий в онтогенезе. Эффекты поля и перцептивная деятельность (Ж.Пиаже). Центрации и децентрации в восприятии. Схематизм восприятия.

Проблема инвариантности восприятия.

Восприятие как прием и переработка информации. Структура памяти и восприятие. Метод минимизации временных интервалов. Микроструктура восприятия. Процесс распознавания образов (Д.Норман). Вертикальная организация переработки информации. Перцептивный цикл (У.Найссер).

Экологическая оптика. Неклассическая психофизика Дж.Гибсона. Принцип непосредственности чувственного восприятия. Экологическая валидность объектов восприятия. Понятие инварианта. Восприятие как сбор информации из окружающей среды. “Предоставления среды”.

Восприятие и личность. Личностные конструкты (Дж.Келли). Перцептивные стили. Перцептивная мотивация. Проекция и проективные техники. Эмоциональный тон восприятия. Самовосприятие. Перцептивные способности.

Перцептивная деятельность. Единство восприятия и деятельности. Психологическое строение деятельности. Восприятие как деятельность. Моторные компоненты восприятия. Гипотеза уподобления (А.Н.Леонтьев). Метод оптических искажений.

Тема 42. Социокультурные факторы восприятия

Особенности восприятия людей на разных этапах исторического развития. Развитие восприятия ребенка в ходе социализации. Подобие стадий онтогенеза восприятия этапам социогенеза.

Социальное восприятие. Восприятие в группе. Специфика восприятия социальных событий. Восприятие человека человеком. Идентификация и рефлексия. Механизмы межличностного восприятия. Динамика восприятия в процессе общения. Восприятие как общение.

Тема 43. Восприятие как событие

Принцип системности в психологии восприятия. Восприятие как событие (В.А.Барабанщиков). Понятие о перцептивной системе. Перцептивный комплекс. Форма и содержание чувственного образа. Уровни организации перцептивного процесса. Перцептогенез.

7.3. ВНИМАНИЕ

Тема 44. Общие представления о внимании

Природа внимания. Внимание как познавательный процесс. Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Классификации внимания. Виды внимания (Н.Н.Ланге, Н.Ф.Добрынин, Э.Титченер).

Тема 45. Основные свойства внимания

Объем внимания. Зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, установки). Селективность (избирательность внимания). Эксперименты К.Черри. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Помехоустойчивость. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания

Тема 46. Виды внимания

Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы и детерминанты непроизвольного внимания.

Процессы предвнимания (У.Найссер) и их роль в организации поведения.
Произвольное и непроизвольное внимание, факторы их обусловливающие. Особенности, условия возникновения и поддержка произвольного внимания. Опосредованный характер произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания. Психологические механизмы произвольного внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Пути формирования внимания.
Послепроизвольное внимание, условия его возникновения. (Н.Ф.Добрынин).

Тема 47. Классические подходы к изучению внимания

Сознание и внимание в концепциях В.Вундта, Э.Титченера и У.Джеймса. Апперцепция (В.Вундт). Теория внимания Т.Рибо. Моторная теория внимания Н.Н.Ланге.

Тема 48. Селективные модели внимания

Процессы предвнимания У.Найссер. Модели внимания как ранней селекции (Д.Бродбент, Э.Трейсман). Модели внимания как поздней селекции (Д.Норман, Д. и Дж.Дойч). Модели гибкой и множественной селекции (У.Джонстон, С.Хайнц).

Тема 49. Ресурсные модели внимания

Теория единых ресурсов внимания (Д.Канеман). Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль настройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентировочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы).
Теории множественных ресурсов внимания (Д.Навон, Д.Гофер, К.Уикенс).

Тема 50. Внимание и деятельность

Внимание в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин). Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов (А.Н.Леонтьев). Физиологические подходы к вниманию (А.А.Ухтомский, Е.Н.Соколов).
Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концепция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования - Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин). Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.).

Тема 51. Развитие внимания

Классические подходы к развитию внимания. Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания (Т.Рибо, Н.Ф.Добрынин, М.Чиксентмихайи). Произвольное внимание как высшая психическая функция (Л.С.Выготский). Обучение и внимание. Внимание в проблемной ситуации.

7.4. ПАМЯТЬ

Тема 52. Общие представления о памяти

Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Тема 53. Виды памяти и их особенности

Основные классификации видов памяти: по времени сохранения информации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств.

Кратковременная и долговременная память. Трансформация информации в памяти. Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и моторной памяти. Эйдетическая память.

Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использования.
Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко. Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная память. Нарушения памяти.

Тема 54. Основные факты и закономерности психологии памяти

Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти (З.Фрейд, А.Бергсон, К.Левин). Методика прерванных действий (эффект Зейгарника).

Тема 55. Память как процесс приема, хранения и переработки информации

Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (У.Найссер, К.Линсдей, Д.Норман, Р.Аткинсон, Р.Клацки). Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Дж.Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память, долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивание и опроса на продуктивность припоминания.
Использование средств как специфический принцип организации памяти человека (П.Жане, Ф.Барттлет, Л.С.Выготский). Память и речь.

Тема 56. Процедурная память

Научение. Виды научения (привыкание, импринтинг, имитация, облигаторное, факультативное, викарное, реактивное, оперантное, когнитивное). Роль повторения и подкрепления. Кривые научения (в зависимости от видов памяти). Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А.Бернштейн). Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени.

Тема 57. Память и деятельность

Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты Г.Эббингауза). Зависимость запоминания от эмоционального фона (3.Фрейд). Генетическая теория памяти П.П.Блонского.

Тема 58. Память и представление

Концепция Ф. Бартлетта. Особенности представлений. Классификация представлений. Прототипические представления. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и т.д.). Понятие воображения. Контаминации схем действия и образов. Ментальная репрезентация. Схемы, скрипты, фреймы. Процедурное и декларативное знание. Образное и вербальное кодирование. Модальный и амодальный код. Модели двойного и унитарного кодирования (А.Пайвио, 3.Пилишин). Последовательная и параллельная переработка информации.

Тема 59. Прикладные аспекты изучения памяти

Мнемическая задача. Влияние материала на запоминание (объем, однородность, привычность, осмысленность и т.д.). Мнемические действия. Забывание, теории забывания. Ретро- и проактивная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциативные теории памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.
Мнемотехника. Пути улучшения памяти. Тренировка памяти. Роль различных видов памяти в практической деятельности. Коррекция нарушений памяти.

7.5. МЫШЛЕНИЕ

Тема 60. Предмет психологии мышлении

Междисциплинарный характер понятия мышления: его представленность в философии, логике, биологии, кибернетике, культурологии. Опасность построения редукционистского определения мышления. Предпосылки возникновения мышления в филогенезе и антропогенезе. Отличительные черты интеллектуального поведения животных. Мышление как форма психического отражения действительности.

Тема 61. Основные теории мышления в истории зарубежной психологии

Теории мышления в ассоциативной психологии. Простые чувственные идеи как элементы мышления и ассоциация как закон притяжения и воспроизведения идей. Представление о репродуктивном характере мышления. Виды ассоциаций. Понятие конструктивной ассоциации (А.Бэн). Роль апперцепции в регуляции ассоциативного потока (В.Вундт). Организующая роль внимания (Г.Эббингауз). Основные направления критики ассоцианистской теории мышления. Линии ее влияния на современные исследования мышления.

Вюрцбургская школа мышления. Метод интроспекции в изучении мышления. Мысль как особое состояние сознания в виде «переживания отношений», лишенное чувственно-наглядного содержания и словесно-речевого оформления (К.Бюлер). Развитие представлений об «элементах мышления» (О.Кюльпе и др.). Факторы целенаправленности мышления. Понятие «задача» (Уатт). Понятие «детерминирующая тенденция» (Н.Ах). Взгляд на проблемы, поставленные в Вюрцбургской школе, с позиций современных представлений о природе мышления.
Теория интеллектуальных операций О. Зельца. Значение переработки материала задачи с помощью мыслительных операций. Виды.мыслительных операций: дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства. Мышление как единство репродуктивных и продуктивных моментов. Понятие антиципации.

Теории мышления в бихевиоризме. Проблема мышления в классическом бихевиоризме Уотсона. Навык как единица мышления. Проблема мышлени