Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Методы психологической диагностики и тестирования

Автор: заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, кандидат психологических наук, Н.С. Фомичева

Пояснительная записка

Современная психодиагностика широко используется при оказании консультативной и психотерапевтической помощи, при профподборе и профориентации кадров, прогнозировании социального поведения, оптимизации обучения и воспитания, проведении научных исследований и т.д. Дисциплина «Методы психологической диагностики и тестирования» знакомит студентов с системой основных понятий психодиагностики, с историей формирования диагностической теории и практики, с основными группами методов психодиагностики и классификацией диагностических методик.

Цель курса: обучить студента ориентироваться в системе основных понятий и методах психодиагностики и грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • изучение методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, мотивы, способности, межличностные отношения, сознание и самосознание;
  • получение объективного представления о принципах и методах разработки психодиагностических средств с учетом различных парадигмальных подходов отечественных и зарубежных авторов;
  • изучение основ дифференциальной психометрики, а также нормативных требований к методикам, их разработчикам и пользователям;
  • изучение психодиагностических средств, возможностях их использования в практике психологической работы;
  • формирование четких представлений о профессиональной этике проведения психодиагностического исследования;
  • формирование устойчивых практических навыков организации и проведения диагностических обследований, интерпретации полученных статистических данных и решения психодиагностических задач.

Преподавание курса основано на сочетании разнообразных форм занятий – лекционных, семинарских и практических, при этом, основное внимание уделяется использованию различных методик в ходе практических занятий.

Содержание курса

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие представления о психодиагностике. Значение термина «психологическая диагностика». Место психодиагностики в системе психологического знания. Содержание и предмет психодиагностики. Психодиагностические признаки и психодиагностические факторы. Различие психодиагностического обследования и диагностического исследования. Области применения психодиагностики и ее основные задачи.

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Истоки психодиагностики как науки. Психологическая тестология, как направление практической психодиагностики. Развитие психодиагностики в 20 веке. Изменения предмета, объекта и задач в истории психодиагностики. Из истории применения тестов. Развитие тестов интеллекта. Развитие тестов специальных способностей и достижений. Развитие методов психодиагностики личности. Тестирование в образовании. Из истории проективного метода. Из истории контент – анализа как психодиагностической процедуры. История становления психодиагностики в России.

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Общие представления о методах психодиагностики. Основные диагностические подходы. Основания и критерии классификации психодиагностических методов. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики. Особенности, достоинства и недостатки стандартизированных методов. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Психофизиологические методики. Опрос: анкетирование, интервью. Малоформализованные методы психодиагностики и их особенности. Беседа. Наблюдение. Виды наблюдения и их характеристика. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Интроспекция. Эмпатическое слушание.

ТЕМА 3. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие о психодиагностическом процессе. Ситуации, связанные с применением психодиагностики. Типология психодиагностических задач. Этапы психодиагностического процесса. Объект психодиагностики и его структура. Состояние объекта психодиагностики. Психологический диагноз. Типы психологического диагноза. Объект диагноза. Психологический прогноз. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Специфика психодиагностики в психологической службе образования.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Критерии объективности психодиагностических методик. Понятия норм и стандарта. Тестовые нормы. Статистическая природа тестовых шкал. Взаимосвязь пунктов теста и видов распределения тестовых баллов. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Проблема стандартизации показателей. Общие понятия о психометрии и области ее применения. Психометрические требования к психодиагностической методике: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Виды валидности. Приемы обеспечения достоверности теста. Факторы, определяющие надежности теста. Основные требования по созданию надежных тестов. Репрезентативность. Проблема конструирования тестов.

ТЕМА 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Этика психодиагностического обследования. Профессионально-этические принципы психодиагностики. Требования к пользователям психодиагностических методик.

РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Объект и методы диагностики способностей. Методы измерения моторики и сенсорных способностей. Методы измерения механических или технических способностей. Понятие социально-психологического норматива. Умственное развитие и интеллект как показатели общих способностей. Основные тестологические концепции интеллектуальной сферы Дж. Гилфорда, К. Спирмена, Э. Торндайка, Л. Терстоуна. Методики диагностики интеллекта в западной и отечественной психологии. Невербальные тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты. Изучение и диагностика креативности в нашей стране и за рубежом.

ТЕМА 7. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Влияние отечественной дифференциальной психофизиологии на диагностику природных особенностей человека. Диагностика свойств нервной системы. Диагностика свойств темперамента. Объекты и методы диагностики общих и специальных способностей. Методические проблемы определения содержания и оценки способностей. Значение работ А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна в развитии отечественной психодиагностики способностей. Классификация способностей. Методы диагностики специальных способностей. Значение психодиагностики способностей для решения проблем образования. Диагностика профессиональной пригодности. Психодиагностика уровня достижений в учебной деятельности. Критериально – ориентированное тестирование.

ТЕМА 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ

Определение понятия «черта личности». Иерархическое многомерное определение черты. Прогностическая эквивалентность многомерных систем. Конкретность прогноза, структура выборки и класс ситуаций. Типы черт: конституциональные, индивидные, личностные, и их соотношение между собой. Психодиагностика конституциональных диспозиций. Психодиагностика социально обусловленных диспозиций. Психодиагностика ситуативно-рефлексивных черт. Типы данных о личностных особенностях. Проблема изучения характера в психодиагностике. Диагностика черт характера. Патохарактерологическая диагностика. Самосознание и его компоненты как объект психодиагностики. Методы психодиагностики самосознания. Стандартизованные самоотчеты психодиагностики самосознания. Идеографические и проективные техники психодиагностики самосознания. Диагностические средства анализа «Я-концепции». Методики косвенного измерения самооценки.

ТЕМА 9. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

Психические состояния, их классификация. Специфические особенности подхода к диагностике психических состояний. Факторы эмоционально–личностной дезадаптации. Описательно–симптоматическая и причинная диагностика состояний. Основные диагностические средства эмоциональных и функциональных состояний, их положительные и отрицательные свойства.

ТЕМА 10. ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

Объект и методы психодиагностики мотивации. Соотношение понятий мотива, мотивации и потребности; индикаторы мотивации. Прямые методы диагностики мотивации; личностные опросники для измерения мотивов. Проективные методы измерения мотивов; респондентные и оперантные методы. Измерение мотивации достижения.

РАЗДЕЛ III. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И СЕМЬЕ

Объект и методы психодиагностики межличностных отношений. Методические приемы исследования межличностных отношений. Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений в семье. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.

РАЗДЕЛ IV. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА КАДРОВ

ТЕМА 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА КАДРОВ

Объект и методы психодиагностики профотбора и профподбора. Методики экспресс-диагностики. Методика «Карта интересов». Методика изучения профессионально важных качеств персонала. Методика диагностики ценностно-потребностных ориентаций персонала. Методики Т.Элерса. Методики по изучению социально-психологического климата в коллективе. Методики определения стиля руководства.