Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Методологические основы психологии

Авторы: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Барабанщиков В.А., кандидат психологических наук Демидов А.А.

 Пояснительная записка

 В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования. Курс знакомит студентов с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Он опирается на цикл дисциплин общей психологии, философию и логику науки, историю психологии и экспериментальную психологию. Особое внимание студентов обращается на методологические характеристики собственных курсовых/дипломных работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования либо практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания.

Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания.

Содержание курса

Раздел I. Общая характеристика науки и методологии научного познания

Тема 1. Научное познание и его специфические признаки

Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.

Тема 2. Методология научного познания

Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).

РАЗДЕЛ II. Методологические основы психологии

Тема 3. Основные характеристики психологии как наук

Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.

Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика

Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания.

Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки.

Тема 6. Объяснительные принципы в психологии

Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии.

Тема 7. Базовые категории психологической науки

Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии.

Раздел III . Методологическая характеристика основных направлений и течений в психологии

Тема 8. Методологическая характеристика основных психологических течений.

Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.