Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Методика преподавания психологии

Автор: доктор психологических наук, профессор Григорович Л.А.

Пояснительная записка

Технологией профессиональной деятельности преподавателя является методика преподавания – совокупность методов и приемов целесообразного обучения. Такая технология обязательно включает в себя личностный компонент, т.е. эффективность и результат такого обучения (преподавания) во многом определяются особенностями самих субъектов, вступающих во взаимодействие по передаче и усвоению системы знаний.

Специфика методики преподавания психологии, кроме того, определяется особенностями предмета психологической науки и отношением к этому предмету со стороны обучающихся.

Теоретическое освоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» предполагает изучение четырех основных разделов программы: «Психология как учебный предмет», «Общие дидактические основы преподавания психологии», «Методы и формы обучения в высшей школе», «Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя».

Эффективность формирования навыков преподавательской деятельности у студентов во многом определяется качеством практических занятий по изучаемому ими курсу «Методика преподавания психологии». Практическое освоение этой учебной дисциплины предполагает обязательное освоение студентами процесса подготовки, проведения и анализа различных форм организации учебного процесса (в первую очередь, лекционных занятий) под супервизией преподавателя.

Предпосылками успешного овладения «Методикой преподавания психологии» является предваряющее этот курс изучение таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология труда», «Возрастная психология».

В результате освоения учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» у студентов формируется умения передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения. Для этого студенты должны овладеть способами конструирования учебных программ, приемами отбора содержания учебных дисциплин психологической направленности, практическими навыками проведения различных форм процесса передачи и усвоения знаний (лекций, семинаров, практикумов, экзаменов и др.), методами обучения и навыками профессиональной рефлексии.

Цель дисциплины «Методика преподавания психологии» состоит в осмысление обучающимися получаемых знаний и собственного педагогического опыта в психолого-педагогических понятиях о содержании, механизмах, технологиях высшего профессионального образования и формировании личности в системе высшей и профильной школы.

Задачи дисциплины «Методика преподавания психологии»:

  • раскрыть основную научно-практическую проблематику в передаче психологического знания;
  • изучить психологические основы профессионального обучения в высшей школе;
  • соотнести фундаментальные научные представления о структуре и функциях профильного образования с современными моделями построения образовательного пространства в высшей школе,
  • формировать умения передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения;
  • способствовать формированию профессиональной позиции, профессионального мировоззрения и профессионального самосознания обучающихся.

В результате изучения дисциплины студенты будут

знать:

  • систему  знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, социальных и природных факторах развития;
  • современные модели построения образовательного пространства в высшей школе;
  • систему  знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса в высшей школе, методологические различия традиционных и инновационных моделей профессионального образования;
  • основные закономерности процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе;

уметь:

  • использовать систему  знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса  в своей профессиональной деятельности; ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях личности в системе профессионального образования;
  • передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения;
  • на основе полученных знаний конструировать программы дальнейшего самообразования и повышения квалификации по получаемой профессии;

владеть:

  • методами психологического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности преподавателя психологии;
  • способами конструирования учебных программ, приемами отбора содержания учебных дисциплин психологической направленности, практическими навыками проведения различных форм процесса передачи и усвоения знаний, методами обучения и навыками профессиональной рефлексии.

Содержание курса

Раздел I. Психология как учебный предмет

Тема 1. Специфика психологического знания, особенности его освоения

Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Психологизация учебного процесса как современная тенденция развития образовательной системы. Психологические теории усвоения знаний как методологическая основа разработки дидактических систем и моделей построения образовательного процесса.

Психология в житейском, научном и учебном контекстах.

Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе психолого-педагогических дисциплин. Сложности в преподавании и изучении психологии: неоднозначность критериев точности и понимания в гуманитарном познании; необходимость применения системного подхода при освоении психологических понятий в виду наличия множества отличающихся научных представлений на одни и те же проблемы; внешнее терминологическое совпадение при разной смысловой наполненности психологических понятий в житейском и научном контекстах; большая эмоциональная включенность; частая неадекватность ожиданий обучающихся в начале изучения психологии целям и задачам учебного предмета (ожидание психотерапевтического эффекта или запрос на овладение манипулятивными техниками в области межличностных отношений) и т.д.

Тема 2. Характеристика основных учебных групп, изучающих психологию

Общие цели изучения психологии в области развития личности: развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций; развитие самосознания и самоорганизации; развитие коммуникативных способностей.

Типологическое и специфическое в постановке цели изучения психологии на разных ступенях образовательной системы.

Изучение психологических дисциплин в программах общеобразовательной школы как средство формирования общей гуманитарной культуры старшеклассников. Проблема отбора содержания психологических знаний для школьных программ.

Изучение психологии в системе профессиональной подготовки. Психология как учебная дисциплина средне специальных и высших учебных заведений. Роль и место психологических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по различным специальностям. Изучение психологии как средство формирования профессионального сознания и как средство психологизации мышления в подготовке специалистов различных областей.

Психология как учебный предмет в системе повышения квалификации психологов, педагогов, социальных работников и др. Влияние специфики профессиональной деятельности слушателей курсов повышения квалификации на цели, содержание, объем теоретических и практических занятий по психологии.

Тема 3. Школьник и студент как субъекты учебной деятельности, особенности усвоения ими системы психологических знаний

Возрастные особенности освоения психологических знаний на этапе ранней юности (14-18 лет): формирование самосознания, устойчивого «образа Я» – представления о своих интеллектуальных, физических, моральных, волевых качествах; соотношение себя с идеалом, появившаяся возможность самовоспитания; количественные и качественные изменения когнитивных процессов; формирование собственного мировоззрения как системы взглядов и убеждений, выработка собственной жизненной философии; стремление к оригинальности, увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий, максимализм суждений; стремление к самоутверждению своей независимости и при этом отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников; пренебрежение к мнению старших, проявления недоверия к ним, критиканство;  завершение полового созревания, перестройка эмоциональной сферы и влияние этого процесса на межличностные отношения; жизненное самоопределение, начало формирования профессиональной идентичности.

 Студенчество как особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Адекватность представлений студента о выбранной профессии ее реальным характеристикам. Динамика формирования отношения к будущей профессии. Соотношение познавательной мотивации и мотивации достижения. Социальная активность студента, выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере. Студент как партнер педагогического общения. Познавательная направленность на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Одновременная направленность при решении учебных задач на осмысление, запоминание и целенаправленную актуализацию усваемого учебного материала – характерная особенность интеллектуальной сферы в период поздней юности (18-25 лет). Смена функций при усвоении знаний, умений, навыков с содержательной (когда ЗУН выступают в качестве предмета учебной деятельности) на инструментальную (ЗУН как средства УД). Динамика личностных изменений в процессе высшего образования, сравнительная характеристика первокурсника и выпускника.

Тема 4. Преподаватель как организатор процесса передачи и усвоения знаний

Мотивы выбора педагогической профессии. Индивидуально психологические характеристики, способствующие или препятствующие успешной педагогической деятельности (тип нервной системы, особенности саморегуляции, направленность личности, экстравертивность – интравертивность, самооценка, уровень притязаний и др.). Профессионально значимые качества преподавателя. Мотив власти и тенденция к лидерству в структуре профессиональной деятельности педагога. Классификации профессиональных способностей ми умений, специфика их иерархичности в профессиональном портрете преподавателя высшей школы. Академические и организаторские способности преподавателя ВУЗа, его направленность на создание атмосферы сотрудничества и взаимообмена в процессе преподавания.

Раздел II. Общие дидактические основы преподавания психологии

Тема 5. Принципы построения учебного курса

Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения. Реализация основных дидактических принципов построения учебных курсов по психологии: научности, доступности, систематичности, последовательности и полноты, обобщенности, единства эмпирического и теоретического.

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ по смежным учебным дисциплинам. Обеспечение преемственности и предметной взаимосвязи в системе профессионального образования. Соотношение аудиторных и внеаудиторных форм работы при изучении психологических дисциплин.

Учебный предмет, учебная программа, учебник.

Учебный предмет как система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют обучающимся с учетом их возрастных познавательных возможностей усвоить основные исходные положения науки.

Учебная программа как нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и количества времени на их изучение.

Учебник, его соответствие содержанию и структуре учебной программы по предмету. Специфика учебного текста, возможности самостоятельной учебной деятельности обучающихся по его усвоению.

Тема 6. Конструирование предметного содержания учебного курса

Проектирование содержания образовательного процесса на основе Государственного образовательного стандарта. Содержание образования как комплекс специально отобранных знаний, умений, навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в профессиональную деятельность.

Общие методологические и специальные принципы формирования содержания образования. Критерии отбора содержания образования (критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, критерий соответствия сложности содержания образования реальным возможностям обучающихся, критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-материальной базе и др.).

Требования к учебной информации: адекватность, полнота, релевантность, объективность, точность, структурированность, специфичность, доступность, своевременность, непрерывность.

Тема 7. Основы организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в процессе профессиональной подготовки

Общая характеристика взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основные функции взаимодействия «преподаватель – студент». Общая характеристика учебного сотрудничества как формы педагогического взаимодействия. Модели поведения преподавателя в общении со студентами.

Установки, влияющие на эффективность такого взаимодействия. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии (этно - социокультурная, статусно – позиционно - ролевая, возрастная и индивидуально – психологическая и д.р.). Причины, препятствующие установлению оптимального взаимодействия. Приемы оптимизации (приемы профилактики и снятии блокировки коммуникативных аффектов; приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения; приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов).

Тема 8. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов

Особенности работы со знаковыми системами на разных этапах обучения. Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности (ИСПД) как психологический механизм усвоения знаний, умений, навыков. Формирование ИСПД (устойчивой системы способов и приемов познавательной деятельности) как одно их средств повышения эффективности обучения. Влияние социокультурных и индивидуально личностных факторов на формирование ИСПД. Виды ИСПД: аналитико-синтетический, синтетико-аналитический и уравновешенный. Распределение видов ИСПД у студентов в зависимости от выбранного профиля профессиональной подготовки. Методы диагностики ИСПД (методика Д.В. Сочивко, В.А. Якунина).

Использование различных видов и форм самостоятельной работы для формирования навыков самоорганизации познавательной активности у студентов.

Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности: планирование, постановка целей и задач, выбор средств самостоятельной работы; самоорганизация процесса усвоения знаний, самоконтроль и самооценка. Типы проявления умственной самостоятельности в зависимости от степени включенности творческих элементов в задание для самостоятельной работы: воспроизводящая (по образцу), реконструктивная, эвристическая и исследовательская. Проблема формирования исследовательской самостоятельности у студентов. Требования к учебным заданиям для самостоятельной работы. Они должны быть понятны, доступны, содержать алгоритмы их выполнения, возможность своевременного контроля и коррекции. Виды самостоятельной работы: работа над книгой, наблюдение, эксперимент, конструирование, моделирование, решение задач. Использование различных видов самостоятельной работы в аудиторных и внеаудиторных формах учебного процесса – на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях, при подготовке к экзамену, написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Раздел III. Методы и формы обучения в высшей школе

Тема 9. Современные методы и средства обучения в высшей школе

Метод обучения как способы взаимодействия преподавателя и студентов, направленные на овладение знаниями, умениями, навыками и способами учебной деятельности. Различные основания классификаций методов обучения: по источнику учебной информации (наглядные, словесные, практические, игровые); по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский); по направленности методов на решение тех или иных дидактических задач (методы первичного ознакомления с учебным материалом, методы закрепления и совершенствования знаний,  формирования умений и навыков).

Информационно-развивающие методы обучения, с помощью которых студенты получают информацию в готовом виде (лекция, рассказ, объяснение, беседа, учебный кинофильм, работа над учебником). Проблемно-поисковые методы обучения, требующие активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта, умения обобщать накопленные знания (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод). Методы практического обучения, их роль в общей профессиональной подготовке, специфика практических методов в формировании навыков психологического анализа.

Активные методы обучения, их роль в активизации познавательной деятельности студентов). Групповые формы активных методов обучения, обучающие игры. Средства обучения, их классификация (учебно-наглядные пособия, вербальные и технические). Выбор методов и средств в соответствии с задачами обучения.

Тема 10. Лекция как основная форма аудиторного обучения

Функциональное назначение лекции. Типы лекции. Познавательные компоненты: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала. Задача вводимых научных понятий, приемы раскрытия понятий. Информационная функция лекция. Активизация познавательной деятельности студентов. Возможности осуществления проблемного обучения на лекционных занятиях. Уровни проблемности лекции. Эвристическая беседа как разновидность проблемной лекции. Функции преподавателя  в эвристической беседе. Приемы организации форм взаимодействия и сотрудничества преподавателя со студентами в решении проблемных ситуаций.

Отбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Анализ типового лекционного занятия. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов на лекции. Влияние социально-психологических эффектов на качество процесса передачи и усвоения знаний (эффект аудитории, эффект бумеранга, эффект незавершенного действия и др.).

Тема 11. Методика подготовки и проведения семинарских и практических занятий по психологии

Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Семинар как школа взаимодействия и учебно-познавательного сотрудничества. Выбор заданий для внутри- и межгруппового взаимодействия участников обучения. Реализация системы методов и средств для решения задач усвоения учебного материала. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивные, продуктивные и творческие.

Организация практических задач по психологии. Выделение умений, формируемых на практических занятиях. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.

Тема 12. Особенности реализации преподавателем функций контроля и оценки в системе профессиональной подготовки

Обучающая, развивающая, воспитательная и методическая функции контроля. Организация и проведение контрольных и  проверочных работ, зачетов и экзаменов в процессе изучения психологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Стандартизация контрольных заданий. Использование тестовых заданий для экспресс-контроля срезовых знаний. Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля. Принципы отбора и конструирования учебных заданий для мониторинговых программ. Способы повышения объективности оценивания знаний, умений , навыков студентов. Оценка как педагогическое средство стимулирования познавательной активности студентов.

Раздел IV. Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя

Тема 13. Профессиональная идентичность преподавателя, особенности его профессионального сознания

Работа преподавателя с представлением о самом себе. Динамика формирования профессиональной идентичности. Изменения «образа-Я» в процессе профессиональной деятельности. «Актуальное Я», «ретроспективное Я», «идеальное Я», «рефлексивное Я» – компоненты профессиональной идентичности. Профессиональная ответственность. Профессиональная деформация. Компоненты профессионального сознания: креативность, рефлексивность, стремление к личностному росту и др.

Тема 14. Выработка профессиональной позиции и стиля общения в учебном взаимодействии

Педагогическая позиция: мировоззренческая (осознание общественной значимости профессии, убежденность в правильности выбора, ориентация на гуманистические принципы) и поведенческая (способность принимать решения, нести за них ответственность, создавать условия для личностного развития обучающихся). Самоопределение профессиональной позиции преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами. Профессионально-нормативные отношения в учебном процессе.

Стили профессиональной деятельности педагога как устойчивая система способов и приемов , проявляющаяся в разных условиях ее существования. Содержательные и динамические характеристики стиля. Эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности и общения. Стилевая гибкость. Умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля и корректировать его.

Тема 15. Проектировочные умения преподавателя, планирование и  распределение учебного времени для решения различных педагогических задач

Системный подход в планировании учебного курса. Целеполагание, определение задач, выбор способов их осуществления, реализация, анализ и коррекция. Дифференцированный подход к планированию в зависимости от особенностей учебной дисциплины, ее места в системе общего и профессионального образования, специфики учебной группы, собственных индивидуальных профессиональных особенностей. Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя распределение времени для самоподготовки, самообразования.

Тема 16. Методика формирования лекционного мастерства

Работа над конспектом, особенности контакта с аудиторией, средства управления процессом усвоения учебного материала, педагогический такт, навыки саморегуляции, профессиональная рефлексия и др.

Подготовка конспекта лекции, организация пространства для делового взаимодействия. Овладение способами и средствами коммуникативной деятельности: организация речевых форм высказываний на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы); организация и  использование невербальных эмоционально выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима).