"Бессознательное влечение, осознанный выбор"
Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Культурология

Автор: кандидат философских наук, доцент А.В.Захаров.

Содержание курса

Раздел первый. Введение в теорию культуры.

Тема 1. Культура как предмет анализа. Проблематика и методы культурологи.

Требования к содержанию знаний
Определение понятия "культура". Историко-философские традиции в изучении культуры. Методы культурологии и ее место в системе гуманитарных наук
Основные научно-познавательные проблемы

Различие между обыденным и философско-научным пониманием культуры: что означает “быть культурным человеком”, “понимать произведения культуры” и “знать принципы развития культуры”.

Эволюция представлений о культуре от античности до Нового времени. Место и роль в этом процессе мифологии, религии, философии. Постановка вопроса о “естественном” и “культурном” бытии человека деятелями Возрождения и французскими просветителями XVIII в. Опыт сравнительно-исторического изучения мировых культур и цивилизаций И.Гердера, О.Шпенглера, А.Тойнби; аксиологический подход В.Виндельбанда и Г.Риккерта; коммуникативная теория М.Маклюэна; семиотические и интертекстуальные концепции культуры М.Бахтина, Р.Барта, Ю.Лотмана, Ж.Бодрияра.
Завершение формирования основных концепций и методов изучения культуры в XX в. Появление критических концепций, указывающих на границы культурного бытия человека: концепции “культурного отчуждения” З.Фрейда, Ж.-П.Сартра, М.Хайдеггера; теории массовой и “тоталитарной” культуры Т.Адорно, Х.Арендт, В.Беньямина, Ю.Хабермаса; постмодернистский проект “деконструкции” культуры современного западного общества (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делез и Ф.Гваттари, Ж.Лиотар и др.); экологические и биосферные концепции культуры В.Вернадского, Т.Шардена, деятелей Римского клуба.

Культурология как наука: ее предмет, структура, основные методы и место в системе гуманитарного знания. Взаимоотношения культурологии со специальными науками, изучающими различные формы и конкретные проявления культуры: историей, психологией, этнографией, филологией, религиоведением, семиотикой, искусствоведением и др.

Характеристика основных научных понятий, выражающих качественное своеобразие и преемственность культурологических знаний: норма, ценность, обычай, традиция, культурное наследие, творчество, духовное производство, смысл и значение, художественный образ, символ (знак), ментальность, идеал, культурный прогресс, цивилизация.

Тема 2. Структура, функции и типы культуры.

Требования к содержанию знаний
Культура как целостная система. Уровни культуры. Функции и динамика культуры. Типология культур и цивилизаций.
Основные научно-познавательные проблемы

Многомерность строения культуры. Деление культуры на материальную и духовную. Дифференциация духовной культуры по формам общественного сознания: религия, мораль, наука, философия, искусство, право. Специфика проявления культуры в различных сферах деятельности: культура производства и делового общения, политическая культура, культура обслуживания и потребления, культура поведения (этикет) и культура речи, физическая культура, культура интимных отношений и т.д.

Культура как ценность (аксиологический аспект человеческой деятельности). Основные общественные функции культуры: познавательная, регулятивная, коммуникативная, развивающая, развлекательная и др.

Культура и общество: взаимообусловленность и взаимовлияние. Представление о различных уровнях функционирования культуры в обществе: общечеловеческая и национальная, массовая и элитарная, официальная и неофициальная (альтернативная) культуры, контркультура.

Культура и цивилизация: сущность, соотношение, интерпретация этих понятий в культурологических теориях XIX - XX вв. Проблема единства и многообразия человеческой культуры, различные подходы к ее решению. Цивилизации и системы культурно-знаковых кодов (языка, религии, письменности, художественно-выразительных форм), сложившиеся у разных народов. Цивилизация как уровень развития культуры (прежде всего - материальной и государственно-политической). Характеристика основных цивилизационных типов культуры: конфуцианско-даоссистского, индо-буддийского, арабо-исламского, христианского.

Тема 3. Культура, человек, общество.

Требования к содержанию знаний
Субъекты культуры. Культурные нормы и социальная структура общества. Традиции, преемственность и новаторство в культуре. Культура и стиль жизни (культура повседневности). Самоопределение личности в культуре.
Основные научно-познавательные проблемы

Понятие субъекта культуры. Социально-классовая структура общества и его культурный капитал. Основные социальные субъекты культуры: этнос, нация, классы, государство, профессиональные и демографические группы, национальные и религиозные меньшинства, аудитория СМК, неформальные объединения и субкультуры.

Человек как творец, носитель и потребитель культуры. Социализация индивида - основной механизм его приобщения к культуре (овладение культурными ценностями и их воспроизводство). Проблема внутреннего и внешнего в процессе освоения культуры. Культура и “культурность” (культура умения, мышления, чувств). Общественные нормы, социально-ролевое поведение и культура повседневности. Личность и индивидуальность. Культура и стиль жизни. Свобода как мера единства человека и культуры.

Раздел второй. Основные этапы истории мировой культуры.

Тема 4. Проблема культуро- и антропогенеза.

Требования к содержанию знаний
Возникновение Homo sapiens. Генезис культуры. Начальный фонд культурных знаний и навыков человечества. Формы первобытной религии. Первобытная “мораль” и “искусство”.

Основные научно-познавательные проблемы
Современные теории происхождения культуры: трудовая (Маркс, Морган), религиозная (Дюркгейм, Тайлор), игровая (Хейзинга, Финк), символическая (Кассирер, Леви-Стросс).
Связь первобытной культуры с основными проблемами, которые решало человечество на раннем этапе. Значение орудийной деятельности и языка. Слово как знак и орудие особого рода - средство передачи мысли. Роль “табу”, жестких запретов на определенные слова и поступки. Замена натурального, природного искусственным, цивилизованным.
Ранние формы религии - анимизм, тотемизм, фетишизм, древняя магия и колдовство. Значение первобытной мифологии как начальной формы духовной культуры. Остатки древнейших обычаев и верований в современной культуре, проблема суеверия.

Тема 5. Цивилизации и культуры античного мира.

Требования к содержанию знаний
Культура древнейших цивилизаций (Месопотамии, Египта, Древней Индия, Древнего Китая). Греко-римская античная культура: полис и демократия, мифология как основа духовной жизни, философия, наука, литература, театр, античный ордер, вазопись и скульптура. Эллинистическая культура. Причины упадка античной средиземноморской цивилизации.

Основные научно-познавательные проблемы
Древние цивилизации Китая, Индии, Муждуречья, Египта: особенности возникновения и развития. Средиземноморские цивилизации Греции и Рима - колыбель европейской культуры.

Античная мифология как основа духовной жизни. Человек и природа. Античный полис (город-государство) как модель мироздания. Рабовладельческая демократия и культура. Свободный, гармонически развитый человек - идеал античного общества.
Расцвет древнегреческой культуры: философия и наука (от Анаксимандра до Платона, Пифагора, Демокрита и Аристотеля), аттическая трагедия (Эсхилл, Софокл, Эврипид) и комедия (Аристофан), вазопись, архитектура (возникновение классических архитектурных ордеров - дорического, ионического, коринфского). Риторика как ораторское искусство. Принцип агонистики (состязательности). Общая характеристика быта и нравов древних греков.

Особенности культуры Древнего Рима: гражданственность, воинская дисциплина и законопослушание. Культ предков (а позднее и культ императорской власти). Партнерское отношение к богам. Римское право. “Римская идея” политической власти над миром, космополитизм. Практицизм и утилитаризм древних римлян. Римский реалистический портрет. Философия стоиков, эпикурейцев, киников. Строительство городов и дорог. Праздность как постоянное состояние значительной прослойки населения Рима. Причины упадка древнеримской культуры.

Возникновение христианства из восточных культов. Христианство как секта иудаизма. Особенности раннего христианства. Христианство и античная государственность: от гонений к принятию в качестве официальной религии.

Тема 6. Культура Средних веков и Возрождения.

Требования к содержанию знаний
Средневековая культура: роль христианской религии и церкви; западное и восточное христианство, своеобразие культуры Византии; монастырская, рыцарская и народная культуры; романский и готический стили в искусстве; роль городов и университетов, светская культура и образование.

Культура эпохи Возрождения: духовные истоки и идеалы Ренессанса, мировоззрения и стиль жизни гуманистов, искусство как культурная доминанта эпохи, особенности культуры Южного и Северного Возрождения. Реформация: ее сущность и роль в развитии культуры Западной Европы.

Основные научно-познавательные проблемы
Культура европейского Средневековья как синтез трех культур: христианской, античной и варварской.

Церковь - организационный и духовный “стержень” средневековой культуры. Католицизм в Западной Европе. Зарождение монашества и монастырей (IV - VI вв.), роль последних в развитии культуры: “духовная” жизнь, просветительство (библиотеки, книжные мастерские, школы, больницы и т.п.).

Особенности развития христианства в Византии. Сущность “византизма” как симбиоза церковной и государственной власти. Переработка античного идеала красоты в духе православного христианского канона: византийская архитектура (храм Св. Софии), иконопись, мозаика, фрески, декоративно-прикладное искусство.

Сословное деление общества в Средневековье (духовенство, рыцарство, горожане, крестьяне). Сословные нравственные идеалы и формы поведения - их влияние на культуру. Монашество как “образ жизни по Евангелию”. Рыцарский кодекс чести. Феномен куртуазной любви. Поэзия вагантов. Фольклор и народная “смеховая культура”: баллады, жонглеры, карнавал.

Архитектура - синтезирующий вид искусства в Средние века. Средневековый храм как модель мироздания, его основные элементы. Романский и готический стили в архитектуре. Средневековая “схоластика”. Возникновение в Западной Европе первых университетов. “Охота на ведьм” и преследования еретиков. Инквизиция.
Исторические предпосылки эпохи Возрождения (Ренессанса): рост городов, формирование раннебуржуазного общества. Основные ареалы утверждения ренессансной культуры: “Южное Возрождение” и “Северное Возрождение”.

Важнейшие черты культуры Возрождения: внимание к античному наследию, интерес к природе, пантеизм, роль знания, универсализм, утверждение человеческого “я” (гуманизм). Гуманисты - предшественники европейской интеллигенции (особенности мировоззрения, занятия, образ жизни).

Революционный переворот в художественной деятельности в эпоху Возрождения (художник, “как Бог”): живопись (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо, Брейгель, Дюрер и др.), литература (Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега).

Десакрализация творчества, превращение произведения искусства в предмет независимого эстетического наслаждения. Усовершенствование технических приемов в архитектуре и живописи (Джотто, Брунеллески, Альберти), создание национальных литературных языков на основе синтеза “высокого” стиля и простонародной разговорной речи.

Исторические причины и сущность Реформации XVI в. (Лютер, Кальвин, Цвингли). Гуманисты и реформаторы: согласие и споры. Религиозные войны в Европе. Новое осмысление проблемы личности. М.Вебер о протестантизме как социально-культурной предпосылке европейского капитализма. Главный итог культурного развития от Ренессанса до Реформации: самоутверждающийся в мире человек, полагающийся на себя.

Тема 7. Европейская культура Нового времени (XVII - XVIII вв.).

Требования к содержанию знаний
Формирование культуры гражданского общества в Европе: рост буржуазии и культурная политика абсолютизма; наука как доминанта эпохи; идеи просветителей XVIII в. и Великая французская революция; формирование общеевропейских художественных стилей (классицизм, барокко, рококо).

Основные научно-познавательные проблемы
Социально-экономические и политические условия формирования европейской культуры Нового времени. Эпоха буржуазных революций (Голландия, Англия). Становление абсолютизма. Образование национальных государств. Начало колониальной политики. Черты культуры Нового времени: христианские корни, антропоцентризм, вера в могущество разума и техники, инновационный характер, полицентризм властей, свободомыслие, правовая защита личности, индивидуализм и практицизм.“Фаустовское” начало Западной цивилизации - дух исканий и жажда деятельности, не терпящие никаких ограничений.

Формирование новой картины мира в философии XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, К.Лейбниц, И.Ньютон). Наука как духовная доминанта эпохи: рацио¬нализм, математизация знаний, развитие экспериментальных исследований. Сближение науки и производства. Возникновение культа знания, связанного с надеждой на улучшение мира.

Эстетическая реформа эпохи: сложение общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизма). Феномен ансамбля в искусстве, единство природы и созданной человеком среды. Возникновение реализма как искусства, приближенного к повседневной жизни. Кризис абсолютизма и отражение упадка утонченной придворной культуры в искусстве рококо.

Историческое значение Просвещения как общественного движения (распространение знаний) и как самостоятельной культурной эпохи (XVIII в.) Основные идеи просветителей: критика сословного феодального строя и церкви, теория “правового государства” и “естественных” прав личности, вера в “прогресс”, понимаемый как усовершенствование человека и общества путем их перевоспитания. Особенности Просвещения в отдельных европейских странах - Англии, Франции, Германии, Чехии, России и др.

“Энциклопедия” Дидро и д'Аламбера - первая попытка создания обобщающего труда по истории культуры. Возникновение художественной критики, прессы и журнальной периодики. Рождение моды, рынка культурных идей и художественных ценностей. Выражение идеалов Просвещения в произведениях живописи Ж.Шардена, У.Хоггарта, Ф.Гойя, художников французской Академии. Развитие жанра философско-просветительского романа Д.Дефо и Д.Свифтом. Театр как общественная трибуна Просвещения (Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, И.Шиллер, И.Гете, Д.Фонвизин).
Эпоха Великой Французской революции (1789 -1794 гг.) - пора воплощения надежд и чаяний просветителей. Обнаружение теневых сторон Просвещения в ходе Французской революции: якобинский террор и падение ценности человеческой жизни, преследования инакомыслящих, попытки перенести приемы гражданской войны в искусство и науку. Незавершенность социального эксперимента просветителей.

Тема 8. Западная культура XIX - начала XX века.

Требования к содержанию знаний

Научно-промышленная революция, переход к техногенной цивилизации. Формирование культуры массового индустриального общества. Нормы и ценности буржуазного образа жизни. Революционно-критическое направление в европейской культуре XIX в. (позитивизм, марксизм, “философия жизни”, фрейдизм). Плюрализм стилей в искусстве: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, модернизм. Кризис европейской культуры конца XIX - начала XX вв.

Основные научно-познавательные проблемы
ХIX век как “Век пара и электричества”. Промышленный переворот и экономическая модернизация. Рост больших городов. Появление значительных социальных слоев квалифицированных рабочих и техников. Формирование техногенной цивилизации, культуры массового индустриального общества, приспособленной к потребностям “среднего” обывателя. Превращение норм и ценности буржуазного образа жизни в господствующий тип культуры.

Введение в большинстве европейских стран всеобщего образования. Развитие средств массовой коммуникации, тиражирование культурных ценностей. Снижение идейного пафоса, коммерциализация культуры. Ускорение темпов жизни, стереотипизация поведения и сознания. Возникновение разрыва между сферами труда и досуга, усиление чувства неудовлетворенности культурой, ощущения машинизации жизни, эмоциональной обделенности, отчужденности.

Отражение в европейской общественной мысли новых условий и проблем культурного развития. Немецкая классическая философия и романтизм, теория “научного” социализма К.Маркса, “философия жизни” А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, учение З.Фрейда. Плюрализм стилей в искусстве: критический реализм О.Бальзака, Г.Флобера, Ч.Диккенса, романтизм Д.Байрона, Г.Гейне, Э.По, натурализм Э.Золя, символизм Ш.Бодлера, А.Рембо, М.Метерлинка, живопись художников-импрессионистов. Начало распада системы общеевропейских художественных стилей и выдвижение на передний план субъективного мироощущения автора.

Первая мировая война как итог и следствие нарастания кризисных явлений в европейской экономике, политике, культуре. Сущность декаданса. Зарождение культурного нигилизма (ницшеанства, базаровщины).

Раздел третий. Развитие культуры в России.

Тема 9. Культура Древней Руси.

Требования к содержанию знаний
Особенности русско-православного типа культуры. Значение принятия христианства. Основные виды и жанры древнерусской культуры: ремесла, письменность и литература, зодчество, иконопись, фольклор. Киевская и Московская Русь — две эпохи в развитии отечественной культуры. Отражение идейной и политической борьбы в культуре. Усиление светского начала в культуре XIV - XVII вв.
Основные научно-познавательные проблемы

Мифология древних славян как основа организации их духовно-практической жизни. Общая характеристика быта и нравов языческой Руси.
Роль принятия христианства в его православной версии. Ведущие культурные центры Древней Руси (Киев и Новгород, Владимир и Суздаль). Древнейшие памятники архитектуры. Возникновение русской иконописной школы. Древнерусские летописи. “Слово о Законе и Благодати” Иллариона, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве” - значение этих произведений для формирования идейно-нравственного идеала древнерусской культуры.

Русь периода удельных княжеств и монголо-татарского нашествия. Влияние туранского элемента на государственный строй, быт и культуру Древней Руси. Историческая роль Православной церкви в борьбе за независимость и сохранение культурной самобытности. Святые люди Древней Руси: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Нил Сорский.

Перемещение в XV - XVI вв. центра культурного развития в Московское княжество. Возникновение идеи православного теократического государства (“Москва - третий Рим”). Элементы азиатского деспотизма в политической и духовной жизни (опричнина). Особенности русского понимания свободы как “воли” и связанные с этим проблемы развития личности.

Специфические черты русской средневековой культуры (святые и юродивые, древние монастыри, борьба “иосифлян” и “нестяжателей”, реформы Никона, старообрядчество, раскольники, ереси и др.) Просветительская деятельность М.Грека. Творчество А.Рублева. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Начало формирования в XVI веке светской культуры, замедленность и неравномерность этого процесса. Отсутствие Возрождения и Реформации - значение этого факта для развития культуры. Общая характеристика древнерусской культуры и оценка ее вклада в мировое культурное наследие.

Тема 10. Русская культура от Петровских реформ до конца XIX века.

Требования к содержанию знаний

Особенности русского Просвещения XVIII - XIX вв. Быт и культура сословий русского общества. Подъем национального самосознания, создание основ отечественной духовной культуры: наука и образование, общественная мысль и публицистика, художественная литература, изобразительное искусство и архитектура, музыка и театр, религия и философия. Реформы середины XIX в. и процесс модернизации русского общества. Российская культура “Серебряного века”.
Основные научно-познавательные проблемы

Влияние Петровских реформ на развитие русской культуры: позитивные и негативные моменты. Начало петербургского периода отечественной истории. Общая характеристика новой “культуры верхов” и “культуры низов” - зарождение раскола внутри единой национальной культуры.

Век Просвещения в России (XVIII в.): деятельность русских просветителей Ломоносова, Новикова, Татищева. Московский университет и Царскосельский Лицей, светские школы, развитие науки, издательского дела, прессы и периодики. Особенность российского Просвещения - попытка соединить духовную свободу с крепостничеством и деспотизмом.
Развитие России в первой половине XIX века - ассимиляция “западного” начала русской национальной культурой. Место и роль А.С.Пушкина в русской культуре. Общественные реформы середины XIX века: споры западников и славянофилов, подъем национального самосознания, возникновение русского либерализма.

“Золотой” век российской культуры: литература, публицистика, наука, изобразительное искусство, музыка. Роль Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, их вклад в национальную и мировую культуру. Художники-передвижники и композиторы “Могучей кучки”. Народничество как явление культуры. Проблема российской интеллигенции.
Идеологическая атмосфера, сложившаяся в русской обществе к концу XIX века. Вступление России на индустриально-капиталистический путь развития и его последствия для развития культуры. “Русская идея” (С.Соловьев, Н.Бердяев) - попытка философски осмыслить судьбу и призвание России и духовную ситуацию, сложившуюся в мировой цивилизации к началу XX века.

Российская культура “Серебряного века”: условия возникновения, основные черты, сферы проявления (музыка, архитектура, изобразительное искусство, литература, театр, кино), важнейшие представители, их судьбы, вклад в мировую культуру.

Тема 11. Культура советского периода.

Требования к содержанию знаний

Октябрьская революция и ее влияние на судьбы русской культуры. Официальная идеология и культура. “Советский образ жизни”: нормы и ценности рядовых людей. Этапы эволюции советской системы: период поисков и разочарований (20 - 30-е гг.); период репрессий и “культа личности” (30 - 50-е гг.), период “оттепели” и либерализации, деятельность “шестидесятников” и диссидентов; культура времен “гласности” и “перестройки”. Культура русского послереволюционного Зарубежья.

Основные научно-познавательные проблемы

Социальные и идеологические предпосылки формирования “социалистической” культуры. Большевистская “культурная революция” в теории и на практике, противоречивость этого явления. Реформа образования, успехи в науке и технике, освоении космоса, градостроительстве, здравоохранении. Создание новой социокультурной общности - “советского народа”: иллюзии или реальность?
Сущность тоталитаризма. Особенности развития культуры в советском тоталитарном государстве сталинской эпохи (20-е - 50-е гг.) Художественная культура этого периода: ее “достижения” и трагическая судьба авторов, оценка места в мировой культуре. Значение “художественного метода” социалистического реализма.

Советский быт и ценностные ориентации людей. “Культ личности”: сущность и разоблачение, отношение к нему разных людей. Период “застоя” в культуре - 70-е гг. - середина 80-х гг. Особенности духовной жизни общества в этот период: “двойная” мораль, диссиденты, “шестидесятники”, роль последних в подготовке “перестройки” советского общества. Идейные конфликты “перестроечного” периода и их отражение в искусстве и культуре.

Раздел четвертый. Культура в современном мире.

Тема 12. Общечеловеческие проблемы развития культуры.

Требования к содержанию знаний
Итоги и проблемы развития мировой цивилизации к началу XXI века: культура и религия, культура и техника, культура и политика, культура и экология, культура и личность. Миф об обществе массового потребления и “цивилизации досуга”. Кризис идеологии бесконечного прогресса. Развитие искусства от модернизма к авангарду и постмодернизму. Культурный диалог Запада и Востока.

Основные научно-познавательные проблемы

Новые условия культурного развития в XX в.: научно-техническая революция, создание глобальных технологических и информационных систем, социально-экономическая неоднородность мира, динамизм.
Кризис доверия к религии (“смерть Бога”) и его воздействие на духовный мир человека.

Религия как выход из “духовного тупика”: позитивные и негативные оценки такого пути. Симптомы нового религиозного “ренессанса”: мистицизм и оккультизм, “новое язычество”, интерес к восточным религиям, религиозный фундаментализм.
Массовая культура и ее проблемы. Идея демократии (власти народа) и угроза ее вырождения в охлократию (власть толпы). СМК и новые методы манипулирования общественным сознанием (опыт фашизма, сталинизма). Попытки “упразднения” массовой культуры и их результаты: хиппи, новые левые, феминистки и зеленые, молодежная рок-культура.

Техника и “техническая культура” XX века. Возрастание степени риска от применения новой техники. Расхождение темпов научно-технического и духовного (нравственного, художественного, гуманитарного) развития. Опасность “культа техники”, критика этого явления передовыми учеными: А.Эйнштейн, А.Сахаров, акад. Моисеев и Раушенбах.
Экология и “экологическая культура” - актуальные проблемы сохранения человеческой цивилизации. Биосферная концепция общечеловеческой культуры: ее основные положения и авторы. Деятельность Римского клуба. Идеи нового “планетарного” гуманизма В.Вернадского, Т.Шардена, А.Швейцера, “Гринпис”: “благоговение перед всем живым”.

Отражение противоречий культуры в искусстве XX века: творчество писателей Т.Манна, М.Горького, М.Пруста, Ф.Кафки, Д.Оруэлла, В.Набокова, Е.Замятина; живопись М.Шагала, К.Малевича, С.Дали, П.Пикассо; архитектура Ф.Райта и Ле Корбюзье. Падение роли книги, выдвижение на передний план визуальных искусств - кинематографа, телевидения. Основные течения в мировом искусстве: модернизм и авангардизм (включая т.н. “беспредметное” искусство, китч), национальный романтизм, неоклассицизм. Тенденция дегуманизации искусства (исчезновение из него образа человека).
Переход от модерна к постмодерну - попытка дать решение проблем, назревших в культуре XX в. Принцип плюрализма мировоззрений, политическая и религиозная терпимость. Установка на соединение противоположных ценностей (Востока и Запада, рационализма и фантастики, элитарного и массового искусства). Ориентация на природосберегающие технологии, информатизацию общества. Обращение к опыту народов, добившихся в прошлом оригинального сочетания принципов коллективизма и индивидуализма (Индия, Япония).

Тема 13. Особенности социокультурной ситуации в современной России.

Требования к содержанию знаний
Распад советского государства и состояние культуры. Проблемы культурного развития в постсоветской России: коммерциализация, неэквивалентность обмена с Западом, новое социально-культурное расслоение общества, понижение качества образования, кризис национальной идентичности. Проблема нового субъекта культуры. Возможные сценарии развития российской культуры в XXI в.

Основные научно-познавательные проблемы
Распад СССР и его последствия для духовной жизни общества. Падение “железного занавеса”, отмена цензуры, возвращение на родину произведений и авторов, находившихся в эмигрантском Зарубежье - влияние этих событий на эволюцию культуры. Расхождения в общественных оценках событий, произошедших в 80-х - 90-х гг.
Отказ от политики государственного патернализма, поиски новых источников развития: “культурное предприни¬мательство” и меценатство. Рынок и культура. Особенности культурной ситуации в современной России: неэквивалентность обмена с Западом, понижение качества массовой культурной продукции, “вакуум” в сфере долгосрочных проектов дальнейшего развития общества, дефицит гуманности и чувства ответственности за развитие культуры.

Новое социально-культурное расслоение общества. Богатые и бедные: неравенство стартовых возможностей для личности. Платное образование, его преимущества и недостатки. Проблемы молодежной культуры. “Новые русские” и проблема субъекта культуры.

Прошлое и будущее российской культуры. Дискуссия об отношении к культурному наследию советского периода и дореволюционной эпохи. Проблема национально-культурного самоопределения. “Атлантизм” и “евразийство” - два сценария развития культуры постсоветской России.