Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Культурологический подход в психоанализе

Автор: кандидат медицинских наук Драгунская Л.С.

Пояснительная записка

Поскольку принуждение является базовым моментом как социокультурной, так и психологической динамики, постольку и проблема насилия является одним из центральных вопросов, с которой психоаналитик сталкивается при анализе и интерпретации разнообразных феноменов психической жизни и социальной практики. Актуальность проблемы насилия  не исчерпывается ролью и местом, которое занимает насилие в истории, в литературе и искусстве (как основной смыслообразующий пункт), в повседневной жизни и особенно в социальной практике обществ, переживающих переходный период и к которым в настоящее время относится и Россия. Насилие и его разнообразные дериваты составляют неотторжимую часть психической жизни человека, во многом формируя специфику  ядра личности, которое в процессе онтогенеза играет роль порождающей модели для развертки конкретных форм девиантного и делинквентного поведения. Поэтому изучение глубинных психологических механизмов насилия является своего рода пропедевтикой к исследованию его конкретных манифестаций.

Задачей настоящего курса является анализ насилия как феномена бессознательного, и, далее, выявление связей между разнообразными агрессивными драйвами, сложившимися на ранних этапах развития, их социокультурной морфологией и непосредственными манифестациями на уровне межличностных отношений.

В шести темах данного курса (агрессия и деструктивность; садизм; мазохизм; некрофилия; суицид; насилие над детьми) освещаются различные аспекты насилия и принуждения.

Основное внимание в настоящем курсе уделяется таким базовым психологическим и социокультурным феноменам, как садизм и мазохизм. Роль мазохизма как важнейшего и весьма распространенного феномена бессознательного, во многом ответственного за формирование идентичности, нельзя преуменьшать. Поэтому в данном курсе мы уделяем особое внимание концепции Жиля Делеза и современных ортодоксальных психоаналитиков, которые в своих исследованиях убедительно показывают самостоятельное значение мазохизма, между тем как традиционно мазохизм рассматривается почти исключительно как оборотная сторона садизма в психологическом клише “садо-мазохизма”.

Кроме того, в данном разделе курса специальное внимание уделяется морфологии агрессии, прежде всего в аспекте динамики переходов от агрессивных драйвов к гетероагрессивным и аутоагрессивным манифестациям, что особенно отчетливо проявляется при анализе разнообразных проявлений суицидальности.

Также освещается проблема насилия на конкретном уровне (насилие над детьми, насилие в семье) и рассматриваются психологические механизмы данных явлений.

Материал данного курса изучается на лекциях и в ходе семинаров по пройденным темам. Значительное место занимает самостоятельная работа студентов с литературой.

Формы контроля. Итоговый контроль – зачет. Промежуточный контроль – контрольные работы и коллоквиумы.

По завершении настоящего курса студент должен ориентироваться в широком круге проблем, связанных с бессознательными паттернами насилия и его социокультурной морфологизацией. Студент должен знать основные психоаналитические концепции садизма, мазохизма, суицида. Студент должен уметь выявлять бессознательную основу девиантного и делинквентного поведения - от преступных посягательств на жизнь и здоровье окружающих до скрытых и относительно “мягких” форм так называемого “домашнего насилия”. Этот аспект навыков, которые должен получить студент по завершении курса  весьма важен для воспитания практического психолога.

Наконец, умение выявлять и анализировать психологические, и прежде всего бессознательные, механизмы насилия, необходимо для формирования гуманистических ценностей. Анализ негативности во всех ее проявлениях не должен заслонять того факта, что насилие далеко не всегда является “сознательно и расчетливо творимым злом”. Понимание этого особенно актуально в современной социокультурной ситуации.

Отличительной особенностью курса является  включение психоаналитических концепций в философский и общегуманитарный контекст.

Авторская концепция преподавания основывается  на многолетней педагогической работе на психологическом факультете РГГУ (чтение лекций, ведение семинаров, коллоквиумов ).

Содержание курса

ТЕМА 1. Насилие и деструктивость

  • Понятие “танатос” (инстинкт смерти) у Фрейда и развитие этого понятия в современном психоанализе.
  • Механизмы формирования насилия и деструктивности в онтогенезе.
  • Развитие представлений о деструктивности в концепциях объектных отношений (от М.Кляйн до О.Кернберга).
  • Формы деструктивного и агрессивного поведения. Слитность  или интеграция механизмов гетеро- и аутоагрессии. Формы сублимации агрессивности.

ТЕМА 2. Садизм

  • История термина. Крафт-Эббинг. Биография и творчество Донасьена Альфонса Франсуа маркиза де Сада.
  • Анально-садистская стадия развития (Фрейд, “Три очерка...”, 1905).
  • Социальные факторы, детерминиующие нормальное или патологическое развитие (Д.Пайнс, А.Грин, П..Куттер).
  • Полярность между маскулинностью, агрессией, вуайеризмом и феминностью, пассивностью, эксгибиционизмом.
  • Слитность любви и ненависти при садизме.
  • Реальная или символическая связь жестокости с любовным наслаждением (Жильбер Лели).
  • Влечения к смерти: влечение к разрушению, влечение к овладению, воля к власти.

ТЕМА 3. Мазохизм

  • История термина. Крафт-Эббинг. Биография и творчество Леопольда фон Захер-Мазоха.
  • Фрейд о первичном мазохизме (“Три очерка...” (1905), “Страх и жизнь влечений” (1915), “Ребенка бьют” (1919)).
  • Четыре формы мазохизма по Фрейду: эрогенный, женский, инфантильный, моральный.
  • Вторичный мазохизм как обращение агрессивности на себя (Фрейд, “Скорбь и мелнахолия” (1917), “По ту сторону принципа удовольствия” (1920)).
  • Концепция мазохизма Фенихеля (1931).
  • Генез мазохизма по Нахту: фрустрация - агрессивность - страх - мазохизм (1938).
  • Винникот (1947) - формирование идентичности при мазохизме.
  • Жиль Делез и его критика концепции садо-мазохизма.
  • Механизмы самонаказания.
  • Механизмы ресексуализации. Ресексуализация интроектов.
  • Социокультурная морфология мазохизма. Мазохизм и право.
  • Социальные мифы мазохизма.

ТЕМА 4. Некрофилия

  • Дискуссионность представлений о ядерной некрофилии.
  • Некрофилия как специфический дериват деструктивных драйвов.
  • Некрофилия и копрофилия.
  • Некрофилия как форма переживания и как перверсия.
  • Некрофилия, доминирование и садизм.
  • Социокультурная морфология некрофилии. “Клинический случай некрофилии” (Э.Фромм).

ТЕМА 5. Суицид

  • Суицид как комплексный феномен
  • Историко-культурный аспект:
  • Суицид и религия.
  • Суицид и право. Наказание за суицид и суицидальную попытку
  • Суицид и система социальных норм.
  • Социально-психологический аспект.
  • Инндивидуально-психологический аспект.
  • Психопатологический аспект.
  • Взгляд на суицид в различных психологических школах.
  • Суицид и суицидальная попытка. Классификация суицидов - по завершенности, по способу, по степени жестокости.
  • Шантажные суициды. Диалогические суициды.
  • Повторные суициды.
  • Суицид и аутоагрессия. Самоповреждения.
  • Парасуицид. Ритуальные парасуициды в некоторых субкультурах.
  • Суициды в разных странах мира. Статистика. Этнокультурный аспект. Положительная связь частоты суицидов с постиндустриальным развитием, отрицательная - с религиозностью народа (прежде всего с католицизмом). Финно-угорская загадка.
  • Концепции суицида в психоанализе (К.Меннингеp, "Человек пpотив самого себя", 1938).
  • Интеpпpетация суицида в pамках теоpии влечений.
  • Соотношение дестpуктивности, напpавленной вовне, и дестpуктивности, напpавленной на себя.
  • Бессознательная ответственность за самоpазpушение.
  • Классификация типов паpасуицидального поведения: аскетизм и мученичество, невpотическая инвалидизация, алкоголизм и наpкомании, антисоциальное поведение, самоповpеждение, "спpовоциpованные" несчастные случаи, полихиpуpгия, соматические и психосексуальные деpиваты, психозы.
  • Особенности детских и подpостковых суицидов (концепция Дольто).
  • Социокультуpные аспекты суицида. Работа Дюpкгейма "О самоубийстве".

ТЕМА 6. Насилие над детьми

  • Роль психоаналитических представлений в гуманизации отношений между родителями и детьми.
  • Ребенок в системе социокультурных координат. Ценность психической и телесной жизни ребенка.
  • Нарушения триадической связи. Игра, вербальное поведение и психосексуальное развитие.
  • Пространство ребенка. Безопасность ребенка. Проблема вины и ответственности во взаимоотношениях, родителей, детей и психоаналитика.
  • Реакции детей на развод родителей: динамика печали, гнева и страха. Детские интерпретации причин развода. Агрессивные фантазии. Чувство собственной вины у ребенка в связи с разводом родителей (Валлерштейн и Келли, 1980). Кризис идентификации. Конфликт лояльности. Родительский страх утраты любви ребенка. Индуцированное отрицание. Регрессия взрослых в ситуации развода. Роль психолога в ситуации развода. Необходимость вербализации. Включение третьего лица. Преодоление кризиса лояльности.
  • Клинические, психологические, социологические и психоаналитические аспекты детского и подросткового суицида. Суицидогенные и антисуицидальные факторы. Предупреждение суицидального поведения.
  • Психоаналитические аспекты предупреждения насилия над детьми.
  • Насилие над детьми - определение термина. Классификация типов насилия над детьми. Пренебрежение. Физическое насилие. Сексуальное насилие. Эмоциональное насилие. Использование в проституции и порнографии. Мифы и реальность сексуального насилия над детьми (Гуггенбюль-Крейг, 1992).
  • Педофилия родителей и родственников.
  • "Ролевая амбивалентность" (традиционное "родительское право" и психосоциальная зависимость от ребенка) как источник родительской агрессии. Повиновение родителям и родительская власть. Родительская агрессия как проекция фрустраций. Нарушения социальной идентичности в семьях, где практикуется насилие над детьми.
  • Связь качества привязанности ребенка к родителям с особенностями предупреждения и психотерапии жестокого обращения (Боулби, 1973, Эйнсворт, 1989). Типы привязанности - безопасная, избегающая, амбивалентно-сопротивляющаяся, дезорганизованная. Взгляды Боулби на использование типологии привязанности в помощи детям, пострадавшим от насилия. Трансформация привязанности и ее реинтеграция в последующие стадии развития (Эйнсворт, 1978). Паттерны привязанности как модели социальных взаимоотношений в зрелом возрасте (Срауфе и Флисон, 1986). Возможность модификации паттернов привязанностей (Боулби, 1988, Паркер, 1992). Соотношение "рабочих" (модифицированных) и "индивидуальных" (первоначальных) паттернов привязанностей (Срауфе, 1988).
  • Оптимальное поведение родителей. Психотерапия детей, подвергшихся насилию.

ТЕМА 7. Социокультурная морфология насилия

  • Тезис Фрейда об изоморфизме филогенетических и онтогенетических процессов разворачивается  во всех метапсихологических проекциях. Топический, психоэкономический и динамический принципы организации психики включают в себя механизмы разрушения как обязательные элементы каждой из этих структур. Если онтогенетические этапы участия насилия в формировании различных паттернов переживания досконально описаны в глубинной психологии, то закономерности филогенетического развития в этом  аспекте являются предметом дискуссии психологов, социологов, культурологов, философов. Эта проблема является междисциплинарной, ее изучение в равной степени необходимо психоаналитику-практику и психоаналитику-теоретику. Особенно важно, что изучение этой проблемы, наряду с другими проблемами психоаналитической культурологии, в какой-то степени формирует мировоззрение будущего психоаналитика.