Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков

Автор: Парамонова А.А.

Пояснительная записка

Дисциплина «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков» относится к группе дисциплин специализации «Введение в психоанализ» и имеет целью подготовить специалиста обладающего:

1)    комплексом теоретических знаний, практических навыков и умений организации и ведения деятельности в области психоаналитически ориентированной работы по оказанию психологической помощи детям и подросткам, психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их в центры социальной помощи и реабилитации посредством методов индивидуального психоаналитически ориентированного консульти-рования и психотерапии;

2)    личностными и профессиональными качествами, способствующими этой деятельности.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • обучение будущего психолога и консультанта грамотно ставить и решать практические задачи по оказанию психоаналитически ориентированной психологической помощи и психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их в центры социальной помощи и реабилитации, используя знания теории и практики детской и подростковой психоаналитической психотерапии, психоаналитических концепций развития ребенка и подростка, современных психоаналитических теорий, понимания психоаналитической психопатологии детского возраста; индивидуальной психоаналитической психотерапии и психоаналитически ориентированного консультирования;
  • интеграция теоретических и практических знаний в области детской психоаналитически ориентированной консультирования и психотерапии, углубленное изучение психодинамики детской психопатологии, знакомство с основными психоаналитически ориентированными методами в работе с детской психопатологией.
  • овладение основными теоретическими и практическими методами и методиками оказания психоаналитически ориентированной помощи клиентам посредством включения их в индивидуальную психологическую работу;
  • воспитание позитивного, эмпатийного отношения к детям, подросткам и родителям, обратившихся за психоаналитически ориентированной помощью;
  • развитие профессионально-личностных качеств как главного инструмента работы  психоаналитически ориентированного психолога с детьми и подростками;
  • развитие аналитического и синтетического мышления при анализе ситуаций, возникающих в ходе индивидуального психоаналитически ориен-тированного  консультирования и психотерапии;
  • формирование у студентов психологической готовности к использованию навыков и умений индивидуального психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии в будущей практической деятельности.

В результате изучения дисциплины ««Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков» специалист должен:

Знать:

  • особенности динамики детской и подростковой психоаналитической психопатологии,
  • стадии психоаналитически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса, а также основные приемы и методы, используемые в психоаналитически ориентированном консультировании и психотерапии детей и подростков;
  • особенности психоаналитически ориентированной индивидуальной работы психолога на различных стадиях развития консультационного и психотерапевтического процесса при различных видах детской и подростковой психопатологии.

Овладеть:

  • навыками и умениями организации и ведения психоаналитически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса при работе с детьми, подростками и родителями;
  • навыками и умениями использования принципов динамики психоана-литически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса, психотерапевтических факторов психологического консультиро-вания и психотерапии, механизмов их действия и управления ими;
  • основными методами, методиками и приемами оказания психоаналитически ориентированной психологической помощи детям, подросткам и родителям.

Уметь:

  • проектировать приемы психоаналитически ориентированного психологического воздействия и помощи ребенку, подростку и родителям, способствующие  компенсации и коррекции психических отклонений в развитии личности ребенка и подростка;
  • применять методы, методики диагностической оценки эффективности индивидуального психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии и оценки влияния личности психоаналитически ориентированного психолога или психотерапевта на консультационный и психотерапевтический процесс;
  • применять требования профессиональной этики к работе с детьми, подростками, родителями;
  • использовать полученные теоретические психоаналитически ориентированные знания, навыки и умения в практической и исследовательской деятельности.

Содержание курса

Тема 1.Определение и общая характеристика краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков

Общая характеристика дисциплины. Цели, задачи и предмет КТП. История возникновения и современное развитие краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков. Основные принципы краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков. Психодиагностические и психотерапевтические возможности психоаналитической психотерапии. Эффективность  КТП в работе с различными видами детской психопатологии. Характеристика понятия «ребенок-пациент».

Тема 2.Теоретико-методологические основы краткосрочной психоаналитической психотерапии детей и подростков (семинар)

Цель семинара: обобщить и углубить представления у студентов о  теоретических основах теории объектных отношений и ее связи с клинической практикой в  психоаналитической психотерапии детей и подростков.

Основные положения теории объектных отношений. Понятие объекта у З. Фрейда. Р. Шпиц о развитии объектных отношений на первом году жизни. Концепция Д.В. Винникотта о переходном объекте и переходных состояниях. Особенности психоаналитических взглядов А. Фрейд и М. Кляйн на психи-ческое развитие ребенка. Теория линий психического развития ребенка А. Фрейд. Современная теория привязанности Дж. Боулби, М. Мейн, М. Эйн-свордт и др. Теория сепарации-индивидуации М.Малер. Клиническое значение теории объектных отношений для психоаналитического консультирования детей и подростков.

Тема 3.Диагностические и терапевтические категории краткосрочной психоаналитической психотерапии детей и подростков

Диагностический профиль А.Фрейд. Показания для терапии детей и подростков. Диагностическое интервью Г. Хорна. Особенности построения и проведения краткосрочной психоаналитической психотерапии с наруше-ниями в диаде «мать-дитя». Терапевтический контракт, особенности сеттинга.  Особенности техники КПТ. Включение элементов арт-терапии в консультационную и терапевтическую работу. Использование рисунка, лепки, игры, движения в диагностических и терапевтических целях.  

Тема 4.Современные психоаналитические концепции психосоматики детей и подростков

Особенности формирования и протекания психосоматических процессов у ребенка и подростка. Принципы психоаналититически ориентированной   психотерапии с детской и подростковой психосоматикой. Показания и особенности динамики психоаналитической работы с детьми, страдающими бронхиальной астмой, нервной анорексией, нарушениями ЖКТ, экземами и т.д). Разбор клинического случая.

Тема 5.Психоаналитическая работа с актуальными неврозами у детей и подростков

Психоаналитическая консультативная и психотерапевтическая работа с сепарационными тревогами ребенка и актуальными неврозами детского возраста. Школьные фобии, заикание, энурез у ребенка и подростка и т.д. Разбор краткосрочной психоаналитической психотерапии детей и подростков на примерах клинических случаев.

Тема 6.Особенности психоаналитической  работы со сновидениями детей и подростков

Уровни и этапы психоаналитической работы с детскими сновидениями. Особенности интерпретации в психоаналитической терапии детей и подрост-ков Использование аналитической психодрамы в психоаналитической психотерапии при работе с детскими сновидениями. Использование техники серийного рисования, терапевтического рисунка в психоаналитической работе с детскими сновидениями и фантазиями.

Тема 7.Психоаналитическая коррекция внутрисемейных, детско-родительских отношений

Психоаналитические техники работы с конфликтными отношениями между детьми и родителями,  между сиблингами в семье. Особенности проведения психоаналитической психодрамы для всей семьи, аналитическая работа в паре «мать-ребенок». Психоаналитические игры для всей семьи.

Тема 8.Особенности построения психоаналитической работы с родителями

Психоаналитически ориентированное руководство родителей и опекунов ребенка. Консультирование родителей и перенос родительских функций. Трудности психотерапевтического взаимодействия с родителями и их преодоление в консультационном и психотерапевтическом процессе.

Тема 9.Психотерапевтическая работа с детьми и подростками, пережившими насилие

Понятие жестокого обращения с детьми. Виды насилия по отношению к детям и подросткам. Особенности психодиагностики и построения стратегии психоаналитической психотерапии с детьми, пережившими насилие. Этапы психоаналитической терапии с детьми, пережившими насилие,  и их родителями.

Тема 10.Особенности групповой психоаналитической работы с детьми и подростками

Принципы построения и подбора детей в группу. Цели и нормы группы. Структура группы и проблема лидерства. Сплоченность группы и фазы развития. Особенности ведения групповой психоаналитической терапии для детей и подростков. Терапевтические сложности и ошибки при ведении групповой работы с детьми и подростками.