Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо Расписание
мероприятий
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Клиническая психология

Автор: кандидат психологических наук, доцент Удачина Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса лекций «Клиническая психология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности «Психология» и разработана с опорой на государственный образовательный стандарт. Программа включает в себя краткое изложение основ клинической психологии, одной из ведущих областей современной психологии. Лекции по клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов, направленной на охрану и укрепление психического здоровья населения,  предполагают ознакомление студентов с основами психологической науки, изучающей закономерности нарушений и восстановления психической деятельности человека; раскрывают роль клинической психологии в решении общепсихологических проблем на моделях патологии психики. Основной акцент в данном курсе сделан на изложение теоретических основ. В то же время большое внимание уделяется и ознакомлению с некоторыми методами и принципами организации психологического обследования в клинике. Будучи междисциплинарной областью исследования, сформированной на стыке психологии и медицины, клиническая психология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем медицины и психологии. Основная часть курса посвящена изложению типичных нарушений психических процессов, состояний и личности в рамках различных направлений клинической психологии. Среди других отраслей психологии клиническая психология является наиболее практически ориентированной, поэтому особое внимание уделяется ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностикой, экспертизой, восстановлением высших психических функций, психологической коррекцией и реабилитацией.

Программа курса рассчитана на 60 академических часов аудиторных занятий. В самостоятельную работу входит чтение специальной литературы и подготовка докладов.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам работы на семинарах (доклады, опрос, письменные контрольные работы), итоговый – в форме экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Тема 1. Общие принципы и структура клинической психологии. Теоретические и практические задачи  клинической психологии.

Клиническая психология как область психологического научно-практического знания, возникшая при взаимодействии систем психологических и медицинских наук. Особенности клинической психологии, ее предмет, цели и задачи. Отличие клинической психологии от медицинской. Клиническая психология как область психологической науки, изучающая роль внешних и внутренних факторов в возникновении различных нарушений психики, частные и общие закономерности этих нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях (Ю.Ф.Поляков). Место клинической психологии среди других наук: медицины, психологии, философии, социологии, педагогики и др.

История клинической психологии. Формирование взглядов на связь телесных (соматических) процессов с «душевными», связь мозга и психики и т.д. Вклад Галля, Брока, Вернике, Крепелина, Блейлера, Фрейда, Рибо, Кречмера, Юнга, и др. Влияние взглядов И.М.Сеченова на формирование клинической психологии. Первые психологические лаборатории в клиниках нервных и «душевных» болезней в России: В.М.Бехтерев – в Казани (1885г.), С.С.Корсаков в Москве (1886г.) и др. Появление термина «медицинская психология». Основоположники отечественной клинической психологии: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, и др.

Основные направления клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психология соматических больных, психология аномального ребенка (дизонтогенез) и др.  Современное состояние клинической психологии: основные проблемы и тенденции развития – исследование влияния заболеваний на психику человека; анализ влияния психологических факторов на появление, развитие и лечение болезней; изучение роли психического в качестве фактора, противостоящего возникновению и течению заболеваний; изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; исследование влияния особенностей взаимоотношений больного человека с окружающей микросредой на процесс выздоровления. Ятрогении. Деонтологические аспекты клинической психологии. Принципы и методы клинической работы. Прикладное значение клинической психологии. Роль психолога в психиатрических, неврологических и соматических медицинских учреждениях. Клинико-психологическая диагностика, психологическая коррекция и психотерапия, задачи реабилитации, участие в различных видах экспертиз (судебно-психиатрическая, психолого-педагогическая, воинская, трудовая и т.д.). Психогигиена и психопрофилактика (основная задача – укрепление психического здоровья человека, формирование культуры здоровья; профилактическая работа в группах повышенного риска). Роль клинико-психологических исследований в развитии общей теории психологии. Клиническая психология как область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики.

Общепсихологические представления о генезе и структуре психики как о сложном системном явлении - теоретическая база для всех направлений отечественной клинической психологии. Системный подход к изучению проблемы «мозг и психика» (Б.Ф.Ломов). Понятие о высших психических функциях (по Л.С.Выготскому) как системных психических процессах, социальных по своему происхождению которые являются произвольными, осознанными и опосредствованными.

Теоретические основы различных областей клинической психологии, как самостоятельных научных направлений: нейропсихология – теория системной динамической локализации высших психических функций; патопсихология и психосоматика – системно-структурный подход к изучению нарушений психики, концепция патопсихологических факторов; психология аномального развития ребенка – концепция дизонтогенеза психического развития, стадийность психического развития в онтогенезе, критические возрастные периоды и т.д.

Основные категории теоретического аппарата. Категория «факторов» как основы формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Типы и природа факторов. Связь факторов и синдромов. Категория психологического синдрома как системы из измененных психических процессов и свойств психики, являющихся следствием нарушений тех или иных факторов.

Качественный, системно-структурный анализ патологии психики. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие внутренней структуры психических процессов и ее изменений. Предмет анализа как процессуальная характеристика. Патология психики – модели изменения (нарушения или выпадения) определенных звеньев в структуре психической деятельности человека. Изучение различного характера этих изменений при разных видах патологии – инструмент анализа функциональной роли конкретных звеньев в структуре психической деятельности.

Теоретические проблемы клинической психологии и подходы к их решению на моделях патологии психики. Представления о норме и патологии. Понятие психического здоровья.

Клинико-психологическая диагностика как наиболее важная задача клинической психологии. Роль клинического психолога в клинико-нозологической диагностике в психиатрической клинике; топическая психологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга; личностная (типологическая) - в соматических и неврологических клиниках; функциональная – для оценки динамики психического состояния; диагностика уровня психического развития детей. Участие  клинического психолога в решении экспертных задач (напр., психолого-психиатрическая экспертиза, военно-медицинская, врачебно-трудовая, психолого-педагогическая и т.д.).

Клинико-психологические формы воздействия  и психологическая помощь. Понятия психологической коррекции и психотерапии. Реабилитация – система комплексных мероприятий медицинского, психологического и социального характера.

Тема 2. Основные понятия психиатрии

Предмет и задачи психиатрии. Понятия симптом и синдром. Этиология психических заболеваний. Роль Крепелина в создании классификации. Нозологический и феноменологический принципы классификации. Психопатологическая симптоматика. Основные психические заболевания (психотические, невротические и т.д.). Диагностические критерии  психозов (в современных классификациях употребляется термин «расстройство»). Шизофрения как пример психотического расстройства. Пограничные психические расстройства. Характерные особенности психогенных заболеваний (на примере реактивных психозов и неврозов). Критерии и варианты психопатий по Ганнушкину. Особенности нарушений в детском и старческом возрасте - различия недоразвития и распада на примере умственной отсталости и деменции. Современные классификаторы психических болезней - DSM IV и МКБ-10. Основные разделы психофармакологии.

Патопсихология

Предмет патопсихологии как науки, изучающей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Б.В.Зейгарник). Отличие предмета патопсихологии от предмета психопатологии. История развития патопсихологии. Роль идей В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С.Выготского в становлении патопсихологии. Вклад Б.В.Зейгарник, В.Н.Мясищева, С.Я.Рубинштейн в развитие патопсихологии. Соотношение патопсихологии с другими смежными дисциплинами. Роль патопсихологического исследования в изучении психических болезней. Патопсихологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Особенности построения патопсихологического исследования (напр., обязательный качественный анализ нарушений, а не только количественный, и т.д.). Патопсихологические синдромы и их характеристика. Практические задачи патопсихологии.

Тема 3. Нарушения сознания

Категория сознания в  философии, психологии и психиатрии. Рабочее определение сознания в патопсихологии как нарушения ориентировки в месте, времени и своем состоянии. Психологические характеристики различных видов нарушения сознания. Синдромы выключения сознания: кома, сопор, оглушенное состояние сознания. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания.

Критерии нарушения сознания. Нарушения самосознания.

Тема 4. Расстройства восприятия

Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются в измененном, ошибочном виде из-за несовершенства того или иного органа чувств, либо в связи с проявлением законов физики (напр., ложка в стакане чая). Аффективные, вербальные и парэйдолические иллюзии. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Подразделение галлюцинаций по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и т.д.). Опасность императивных галлюцинаций. Комбинированные галлюцинации (напр., больной видит змею, чувствует ее прикосновение и слышит ее шипение). Истинные галлюцинации (всегда спроецированы вовне и связаны с реальной обстановкой, у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании) и ложные или псевдогаллюцинации (проецируются внутри больного, чаще всего в голове). Отличие галлюцинаций от фантазий и представлений. Функциональные галлюцинации. Гипотезы о природе галлюцинаций. Понятие агнозии. Дереализация – расстройство восприятия, при котором окружающий мир воспринимается измененным и сопровождается чувством нереальности, чуждости. Синдром Кандинского–Клерамбо: наличие псевдогаллюцинаций, бреда (преследования или воздействия) и психического автоматизма (чувства отчужденности в идеаторной, сенсорной и моторной сферах). Сходными с состоянием дереализации  являются такие симптомы (которые могут встречаться и у здоровых людей), как уже виденное (deja vu), уже слышанное (deja entendu) и т.п. Содержание этих симптомов состоит в том, что незнакомая ситуация  на какое-то время кажется хорошо знакомой (уже виденной, уже пережитой, уже слышанной и т.п.). Противоположные симптомы, например, jamais vu (никогда не виденное).  Мотивация и восприятие.

Тема 5. Расстройства памяти

Общие представления о памяти как о сложной системе, обеспечивающей запечатление, хранение и воспроизведение следов. Классификация видов памяти по критериям длительности, модальности, степени произвольности и т.д. «Эффект Зейгарник» – феномен лучшего воспроизведения незавершенных действий. Интерференция (гомо- и гетерогенная). Феноменология нарушений памяти. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Антероградная и ретроградная амнезия. Прогрессирующая амнезия (закон Рибо – Джексона). Психогенная (аффектогенная) амнезия. Парамнезии (искажения, обманы памяти): псевдореминисценции – ложные воспоминания (человек оперирует фактами и событиями, в действительности имевшими место, переставляя их во времени), и  конфабуляции – заполнение пробелов памяти на текущие события вымышленными сюжетами. Корсаковский синдром – основной амнестический синдром, характеризующийся нарушением памяти на текущие события (как правило, это сочетание фиксационной и антероградной амнезии и парамнезии в виде конфабуляций, что часто приводит к амнестической дезориентировке). Нарушения памяти как мнестической деятельности. Динамические расстройства памяти. Мотивация и память. Нарушение опосредованной памяти. Методики, позволяющие выявить расстройства памяти (напр., 10 слов,  две группы по три слова, воспроизведение рассказов, пиктограмма и т.д.). Эйдетизм, фотографическая память, криптомнезия.

Тема 6. Расстройства интеллекта и мышления

Общая характеристика мышления. Структурные и динамические компоненты мышления. Виды мышления. Мышление и интеллект. Нарушение интеллекта при деменции и олигофрении. Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник. Изменения динамики мыслительных процессов: ускорение мышления  напр., скачка идей (fuga idearum) при мании. Замедление мышления на примере депрессивных больных. Нарушение мотивационного компонента  мышления: резонерство, разноплановость и т.д. Нарушение критичности. Нарушение операциональной стороны мышления, выражающееся в снижении уровня обобщения (трудности в выделении общего существенного признака между предметами, понятиями, суждениями; объединение по конкретным, ситуативным признакам) или в искажении процесса обобщения (способность к выделению общего признака сохранна, однако объединение происходит по несущественным, латентным признакам).

Нарушение продуктивности мышления: навязчивые (id?e fixe), сверхценные и бредовые идеи. Первичный бред (интерпретативный или систематизированный) – нарушение логического познания, патологическая интерпретация действительности. Чувственный (образный) бред – возникает при нарушении преимущественно чувственного познания и, в отличие от первичного бреда, как правило, сопровождается расстройствами в виде галлюцинаций, страха, тревоги и т.п. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный и т.д.).

Нарушения мышления, характерные для разных психических заболеваний. Психопатические личности и сверхценные идеи.  Методы исследования нарушений мышления: классификация предметов, четвертый лишний, аналогии, изложение переносного смысла рассказов и пословиц и др.

Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы

Общая характеристика эмоционально-личностной сферы как системного образования. Уровни эмоционально-личностной сферы (по Б.Н.Мясищеву): эмоциональная реактивность, эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества (отношения). Основные параметры (знак, модальность, интенсивность, длительность и т.д.) и функции  эмоций (оценочная, регуляторная, коммуникативная и т.д.). Понятие стресса (по Селье). Нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях. Патологический аффект. Депрессии и их виды (эндогенная и реактивная). Дисфория. Депрессия и мания как противоположные варианты аффективного спектра. Маниакальные и гипоманиакальные состояния. Эйфория. Эмоциональные нарушения при неврозах по Б.Д.Карвасарскому (лабильность эмоций, склонность к фрустрации, невротическая тревога, страх и т.д.). Эмоциональная патология при истерии. Изменение мотивационной сферы при психических заболеваниях по Б.В.Зейгарник. Нарушения личности при нервной анорексии. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов на примере алкоголизма («сдвиг мотива на цель», т.е. образование нового мотива, а, следовательно, и новой патологической потребности в алкоголе). Алкоголизм и наркомания – личностные нарушения на разных стадиях развития, психическая и физическая зависимости. Аддиктивное поведение. Нарушение смыслообразования (т.е. мотив остается только «знаемым» и не побуждает действия) на примере больных шизофренией. Нарушение критичности поведения. Акцентуации характера ( и их слабые звенья) и краевые психопатии. Классификация психопатий по П.Б.Ганнушкину. Основные диагностические критерии психопатии: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Психологическая и клиническая феноменология аномалий личности. Расстройства личности по МКБ-10, класс F-6: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное, тревожное, зависимое и др. Методы исследования расстройств личности (напр., проективные методы; оценка уровня притязаний; исследование самооценки и т.д.).

Нейропсихология

Определение нейропсихологии как отрасли психологической науки, сложившейся на стыке психологии, нейрохирургии, анатомии и др. и изучающей мозговую организацию высших психических функций методом синдромного анализа и их нарушения в клинике локальных поражений мозга. Предмет и метод нейропсихологии. Роль нейропсихологических исследований в изучении общепсихологических проблем. Место нейропсихологии среди других наук (ее связь с медициной, биологией, философией и т.д.). Исторические предпосылки – борьба узкого локализационизма (П.Брока, К.Вернике, К.Клейст и др.) и антилокализационизма (Бергсон, Лешли, представители Вюрцбургской школы и др.) Возникновение нейропсихологии как самостоятельной науки в середине ХХ века. Основоположник нейропсихологии – А.Р.Лурия. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Л.С.Выготского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Н.П.Бехтеревой, Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой и др. в развитии отечественной нейропсихологии. Вклад нейропсихологии в теорию общей психологии (совместная разработка проблем, связанных с системной организацией, структурой и формированием высших психических функций человека; решение фундаментальной проблемы «мозг и психика»). Нейропсихология как один из основных разделов клинической психологии, изучающий расстройства психики при нарушении работы мозга и разрабатывающий методы диагностики и восстановления нарушенных психических функций. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная. Представление о получивших в последнее время большое развитие таких направлениях, как нейропсихология детского возраста, старческого возраста, индивидуальных различий. Задачи и методы каждого направления. Практическое значение нейропсихологии. Методы клинического нейропсихологического исследования.

Тема 8. Теоретические основы нейропсихологии

Основные принципы строения мозга. Горизонтальная и вертикальная организация мозга. Концепция А.Р.Лурия о трех структурно-функциональных блоках мозга (блок энергетический; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля). Первичные, вторичные и третичные поля коры головного мозга. Теория системной динамической локализации функций. Пересмотр понятия «функция» и принципов ее локализации. Функциональная система по П.К.Анохину. Основные особенности работы функциональной системы (по Н.А.Бернштейну). Принцип динамической локализации (И.П.Павлов и А.А.Ухтомский). Исследования Н.П.Бехтеревой (роль «гибких» и «жестких» мозговых звеньев в обеспечении психического процесса). Высшие психические функции человека (по Л.С.Выготскому) - социальные по своему происхождению сложные системные психические процессы (произвольные, осознанные и опосредованные). Предмет изучения – мозговые механизмы высших психических функций. Принцип системности (системному строению психических функций соответствует системная организация работы определенных мозговых структур, необходимых для поддержания нормального протекания данного психического процесса). Принцип динамичности («гибкие» мозговые звенья, составляющие динамический аппарат, который позволяет функции меняться, в том числе и в своем развитии). Проблема факторов в нейропсихологии (специфика мозговых зон). Межполушарная асимметрия как частный вид межполушарного взаимодействия. Первичные и вторичные (возникающие по принципу системности) нарушения. Синдромный (системный, факторный) анализ как основной метод нейропсихологии. Основные нейропсихологические синдромы. Схема нейропсихологического заключения.

Тема 9. Нарушения восприятия (агнозии)

Представление о сенсорных и гностических нарушениях. Агнозия как нарушение различных видов восприятия, проявляющееся в трудностях узнавания ранее знакомых стимулов, предметов и ситуаций, возникающее при корковых очагах поражения. Характерные признаки агнозии (невозможность объединения отдельных модальных впечатлений в целостный комплекс при относительной сохранности элементарных сенсорных ощущений). Высшие гностические функции связаны, прежде всего, с работой вторичных корковых полей различных анализаторов и прилегающих к ним третичных полей коры. Основные типы агнозий.

Зрительные агнозии: предметная (больной не может опознать предмет или его изображение, правильно описывая отдельные его признаки), встречается при поражении широкой зрительной сферы (в первую очередь - 18, 19 полей.); оптико-пространственная (теряется возможность ориентации в пространственных признаках объекта, или изображений, или окружающей среды) - характерна для поражения верхней части зрительной сферы, преимущественно зоны ТРО; буквенная агнозия (при поражении на границе затылочно-височной области левого полушария у правшей); цветовая (отсутствует обобщенное представление о цвете при сохранном цветоощущении); симультанная (основной дефект – сужение объема зрительного восприятия часто до одной смысловой единицы) - встречается при поражении передних отделов затылочной области на границе с нижнетеменной; лицевая (трудности при восприятии лиц), характерна для поражения задних отделов правого полушария у правшей. Методы исследования зрительных агнозий (напр., предметные и «зашумленные» изображения, фигура Поппельрейтера, зеркальная географическая карта и т. д.).

Тактильные агнозии (возникают при поражении, преимущественно, вторичных корковых полей теменной доли правого и левого полушарий). Нижнетеменной синдром (тактильная предметная агнозия или астереогноз – расстройство опознавания предметов на ощупь при сохранении способности воспринимать их отдельные качества; пальцевая агнозия, тактильная алексия). Верхнетеменной синдром (соматоагнозия – нарушение схемы тела).

Слуховые агнозии (возникают при поражении верхне-височной области субдоминантного по речи полушария, в основном 42, 22 полей). Собственно слуховая агнозия (проявляется в невозможности понимать значение знакомых бытовых шумов и звуков при относительной сохранности слуха). Амузия (невозможность узнавания мелодий). Поражение левой височной области у правшей (также характерно нарушение восприятия звуков, но в этом случае – речевых, что соответствует сенсорной афазии).

Тема 10. Нарушения произвольных движений (апраксии)

Апраксия как нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Концепция уровневой организации построения движений Н.А.Бернштейна. Нарушения двигательной системы при поражении разных ее уровней. Различные классификации апраксий (напр., Lipmann). Виды апраксий по А.Р.Лурия: кинестетическая апраксия (возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры, основной дефект – нарушение афферентации двигательного акта); пространственная апраксия (характерна для поражения теменно-затылочных отделов коры, преимущественно зоны ТРО, проявляется в нарушении зрительно-пространственных синтезов); кинетическая апраксия (возникает при поражении премоторных отделов коры и характеризуется нарушением временной организации движений, вследствие чего возникают элементарные персеверации); регуляторная апраксия (связана с поражением префронтальных отделов коры и проявляется в нарушениях программирования движений и контроля, в результате чего появляются системные персеверации). Эхопраксии. Нейропсихологические методы, позволяющие выявить наличие апраксии.

Тема 11. Нарушения речи (афазии)

Афазия – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры доминантного по речи полушария (левого - у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Психологическая структура речи. Виды речи. Классификация афазий по А.Р.Лурия: сенсорная (возникает при поражении задне-верхних отделов височной извилины левого полушария у правшей, т.е. зоны вторичных полей слухового анализатора, и проявляется в нарушении фонематического слуха); акустико-мнестическая (связана с поражением средних отделов левой височной области у правшей, т.е. вне ядерной зоны слухового анализатора, и характеризуется нарушением слухоречевой памяти); оптико-мнестическая (выявляется при поражении задне-нижних отделов левой височной области у правшей, основной дефект – нарушение связи зрительного образа и слова); семантическая (возникает при поражении зоны ТРО левого полушария у правшей и характеризуется нарушением симультанного синтеза, из-за чего страдает понимание обратимых логико-грамматических конструкций); афферентная моторная (наблюдается при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария у правшей, в основе лежат трудности переработки кинестетической информации при произнесении слов); эфферентная моторная (возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария у правшей и связана с нарушением кинетической организации речевых актов на уровне построения моторных программ); динамическая (связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария у правшей, в основе ее лежит нарушение сукцессивной организации речевого высказывания на уровне смысловой программы). Псевдоафазия. Роль правого полушария в организации речевой деятельности. Методы исследования нарушений речи.

Тема 12. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

Психологическая структура памяти. Виды и формы памяти. Интерференция. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Нарушения памяти при поражении лобных долей мозга (роль III блока). Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем (роль II блока). Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных и височных долей мозга, лимбических структур, диэнцефальной области и т.д. (связь с различными уровнями I блока). Патология памяти в контексте межполушарной асимметрии. Проблема восстановления памяти. Методы исследования нарушений памяти.

Тема 13. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга

Психологическая структура мышления. Виды мышления. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга (распад планирования и контроля при сохранности умственных операций). Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга (распад отдельных операций при сохранности планирования и контроля). Нарушения мышления при поражении неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность и т. д.). Особенности нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий головного мозга. Методы исследования нарушений мышления.

Тема 14. Психология аномального развития

Дизонтогенез – нарушения, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам вследствие нарушения развития. Особенности детского патопсихологического обследования. Недоразвитие и распад. Уровни возрастных симптомов. Биологические и социальные факторы в этиологии и патогенезе дизонтогений. Роль сензитивных периодов. Гетерохрония (разновременность формирования различных функций) нормального развития. Асинхрония (диспропорциональность) развития в виде ретардации, акселерации или их сочетания. Нарушения развития отдельных психических функций и межфункциональных связей (регресс, распад, изоляция и фиксация функции). Факторы, влияющие на характер нарушений (этиология, локализация и степень поражения, время возникновения и длительность воздействия, а также социальные условия, в которых пребывает больной ребенок). Первичные и вторичные дефекты (механизм возникновения вторичного дефекта и его направление). Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому: недоразвитие (напр., олигофрения); задержка развития; поврежденное развитие (напр., органическая деменция); дефицитарное развитие (дети с недоразвитием или повреждением анализаторных систем); искаженное развитие (напр., аутизм); дисгармоническое развитие (напр., психопатии). Сочетание различных вариантов дизонтогенеза (на примере шизофрении).

Тема 15. Психосоматика

Проблема связи психической и соматической сфер (на модели психосоматических болезней). Психосоматические болезни как мультифакторные заболевания, в этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы. Традиционные подходы к изучению психосоматической патологии. Основные виды психосоматических расстройств (напр., патология сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, язва желудка, нейродермиты и т.д.). Изменения личности при хронических соматических заболеваниях. Понятие «Внутренняя картина болезни» (по Р.А.Лурия). Влияние особенностей психики человека на возникновение и течение соматических заболеваний. Психосоматический симптом и психосоматический феномен. Психологическая специфика телесности человека. Концепция «психологии телесности» В.В.Николаевой. Принципы реабилитации больных в соматических клиниках. Психотерапия как основной метод в психосоматике.

Тема 16. Психотерапия

Задачи психотерапии (по Б.Д.Карвасарскому). Соотношение понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция». Психологическая коррекция – направленность психологических методов воздействия на выправление патологических черт личности для предупреждения развития ее дезадаптации. Связь психологической коррекции с психогигиеной и психопрофилактикой. Базовые направления (психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое и т.д.). Формы психотерапии (индивидуальная и групповая). Основные методы психотерапии и психокоррекции. Подход к психотерапии в рамках клинической психологии как к комплексному воздействию на эмоции, суждения и самосознание человека при различных психических и психосоматических заболеваниях. Понимание процесса реабилитации как системной деятельности (М.М.Кабанов). Этика психотерапии.

Тема 17. Психология посттравматического стресса

Актуальность проблемы. Понятия: стресс, посттравматический стресс, пси