Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

История психологии

Автор: Тугайбаева Б.Г.

Пояснительная записка

Учебная программа курса «История психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов психологов (специальность 020400 "Психология", квалификация - Психолог. Преподаватель психологии) и отражает современные научные разработки по  проблеме истории развития психологического знания.

Курс "Истории психологии" охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. История психологии – комплексная дисциплина, синтезирующая знания по отдельным областям и проблемам психологии, она позволяет систематизировать сведения, полученные студентами из других курсов по психологии, понять логику становления психологии как науки, причины изменения ее предмета и смены ведущей проблематики.  

Цель курса. Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории, формирование знаний о развитии основных зарубежных и отечественных направлений, психологических подходов и теорий.

Задачи курса:

  • Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.
  • Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.
  • Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.
  • Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.

Место курса в системе подготовки психолога.

Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого. В системе социально-гуманитарного образования курс занимает одно из центральных мест, он связан межпредметными связями со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь философией, историей, культурологией. Содержание этого курса по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности.

Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста-психолога (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки. История психологии – комплексная дисциплина, ее содержание основано на тех сведениях, которые были получены студентами из других дисциплин – общей, возрастной, социальной и т.д. психологии. С точки зрения общепрофессиональной подготовки курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки (цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки психолога (историческая психология, история развития отдельных отраслей психологии, история разработки конкретных проблем психологической науки и др.). Анализ различных подходов к исследованию психики поможет выработать недогматический взгляд на различные теории, научит студентов мыслить объективно и непредвзято, в исторической перспективе  оценивать пути развития психологии,  её методов и подходов.

После изучения данного курса студент должен:

  • иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и вненаучного психологического знания;
  • знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах; видеть динамику и исторический контекст развития психологической мысли;
  • владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия;
  • уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций;  ориентироваться в обширном материале, накопленном в ходе развития психологического знания.

Содержание курса

В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды – от периода античности до конца ХХ столетия. При этом развитие психологических идей рассматривается в контексте философских, религиозных, естественнонаучных представлений о мире и человеке того или иного исторического периода.  Авторская позиция предполагает, что  при изложении курса необходимо учитывать как логику развития научного знания о психическом мире  (развитие концепций, понятий, смена предмета психологии, развитие методов и т.п.), так и социо-культурный контекст этого развития и личностную составляющую – роль личности ученого, его жизненного пути. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей, научиться видеть лежащие в основе развития научного знания логико-научные, социокультурные и личностные детерминанты. Авторский подход к изложению материала опирается на признание принципов историко-психологического исследования: принципа детерминизма, единства логического и исторического, системности, периодизации и преемственности в развитии психологического знания, принцип единства коллективного и индивидуального творчества. При освоении курса студентам предлагается подготавливать научные сообщения, доклады, презентации с использованием веб-ресурсов Интернета, дополнительной и основной литературы по каждой теме курса. Студенты учатся вести публичную дискуссию, отбирать источники для освещения выбранной темы сообщения, доклада или реферата, структурировать библиографический и биографический материал.  

Раздел I. Развитие психологии в русле религиозных и философских концепций о человеке (от античности до середины XIX в.)

Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания

Объект и предмет истории психологии,  специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.

Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.

Общие   закономерности   развития   психологических   знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание; этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания.

Мифологическое и научное знание, критерии дифференциации. Понимание души на ранних этапах историогенеза. Взгляд на душу и ее функции в эпосе и мифах.

Факторы,  определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания - принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического   и   исторического,   принцип   социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм.

Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический  метод,  количественные  наукометрические  методы исследования.

Тема 2. Психологические воззрения в период античности

Возникновение первой научной гипотезы о психике - психологии как науке о душе. Этимология понятия душа, причины его появления как отражение особенностей жизнедеятельности древнего человека. Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация. Протофилософский этап развития античной психологической мысли   (Фалес,   Анаксимен,   Анаксагор).   Возникновение   первых психологических концепций, поиск субстанции души, объяснение ее функций и законов ее развития. Учение Гераклита - первая развернутая концепция души. Натурфилософская психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (ионийская и италийская школы, Эмпедокл, Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ). Атомистическая концепция Демокрита, его психологические взгляды. Сократ и его учение о душе - начало новой антропоцентристской традиции в понимании человека. Принципы сократической беседы как средства познания нравственных определителей поведения и совершенствования человека.  Этико-психологическое учение Платона и утверждение объективно-идеалистического подхода в психологии. Строение души, дуализм тела и души, чувственного и мыслительного в концепции Платона. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. Платон и Аристотель - истоки двух традиций в европейской психологической мысли. История эллинистической психологии (перипатетики, эпикурейцы, стоики, платонизм). Психологические взгляды Галена. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина. Психологические идеи в русле раннехристианской патристики. Проблемы волевой регуляции поведения, психологии познания и любви как мерила ценности личности в учении Августина. Общая характеристика античной психологии, ее роль и место в развитии мировой психологической мысли.

Тема 3.  Психологическое знание в Средневековье

Общая характеристика развития психологической мысли в период Средневековья. Арабоязычная психологическая мысль средневековья: сохранение и развитие античной традиции. Концепции Ибн-Сины, Ибн-Рошда,   Ибн-аль-Хайсама.   Схоластика   как   основа   философско-психологической мысли средневековой Европы. Соотношение веры и знания, понимание души в христианском вероучении и схоластике. Своеобразие интерпретации природы человека и его внутреннего мира   в русле номинализма и реализма. Учение Фомы Аквинского как форма схоластической интерпретации души. "История моих бедствий" П.Абеляра, "Бритва Оккама" и номиналистическое учение Дунса Скотта. Р. Бэкон о роли опыта в познании.

Зарождение психологической мысли в России. Социально-культурная детерминация развития психологического познания. Дописьменный этап в развитии психологического познания (фольклор, эпос). Первые письменные своды - летописи, сказания, поучения. Никифор (митрополит Киевский), Нил Сорский, Максим Грек и их учения о душе.

Тема 4. Психологические воззрения в эпоху Возрождения

Развитие психологической мысли в культуре Возрождения: синтез языческих и христианских идей в познании человека. Истоки гуманистических подходов в психологии. Проблема всестороннего развития, творчества, свободы и достоинства личности в   моральной философии, в искусстве и литературе, в схоластике. Теории способностей X. Уарте и X. Вивеса. Сенсуалистические идеи в учении Леонардо-да-Винчи. Гуманистические идеи в психолого-педагогической мысли Возрождения (Я.А. Коменский, Эразм Роттердамский).

Тема 5. Психологическая мысль Нового времени

Эмпирическая концепция Ф. Бэкона, разработка методологических проблем познания; учение об "идолах" как источниках заблуждений познающего человека. Рационализм в психологии. Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания. Универсальное сомнение Декарта как метод познания мира и человека. Декартовский дуализм    и постановка психофизической проблемы. Понятие о врожденных идеях и учение Декарта о   рациональной   интуиции.      Концепция   аффектов   Декарта. Постдекартовская полемика о природе человека и души (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.В.Лейбниц). Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли. Монадология Лейбница - разработка проблемы структуры души,    идеи    бессознательного.    Сенсуализм    в    психологии. Эпифеноменалистическая теория психического Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Д. Локка, учение о двух источниках познания, критика теории врожденных идей. Разработка Локком ассоциативных идей. Полемика Локка и  Лейбница.  Формирование  эмпирической  психологии.  Развитие ассоциативных идей.

Тема 6. Развитие психологического знания в период Просвещения в Европе

Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли и его картину психического мира человека. Дж. Беркли, Д. Юм - дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (М. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеции и Д. Дидро, Ж..Ж. Руссо). Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII-начала XIX вв.

Тема 7. Психологическая мысль России периода Просвещения

Особенности русской психологической мысли периода Просвещения. М.В.Ломоносов - родоначальник естественно-научных представлений в русской психологической мысли. А.Н.Радищев и развитие целостных взглядов на природу и жизнь души. Психологические идеи Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, А.Д. Кантемира, Я.П. Козельского, Н.И. Новикова, Г.С. Сковороды и других русских мыслителей XVIII в. Развитие психолого-пе­дагогического, этнопсихологического, психолингвистического знания. Психологические идеи, формирующиеся в рамках святоотеческого правос­лавного вероучения - Д. Ростовский, М. Задонский

Тема 8. Развитие психологии как науки о сознании в первой половине XIX в

Немецкая эмпирическая психология первой половины XIX в. Учение И-Ф. Гербарта и его развитие в трудах Т.Вайтца, М. Лацаруса, Г. Штейнталя. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Д. Милль, Д.С.Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).

Тема 9.  Развитие психологии в России в первой половине XIX в

Особенности социально-культурного развития России в XIX в. Различные течения общественной мысли и их влияние на формирование картины мира человека: славянофильство и западничество, революционно-демократическое движение, академические Философские направления. Первый в русской науке опыт систематизации наук и целостного описания психического мира человека в работах А.И. Галича. А.И.Герцен о "деянии" как факторе духовного развития человека.

Раздел II. Психология как самостоятельная наука

Тема 10. Предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки

Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (фи­зиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч.Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.). Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г.Гельмгольц), психофизика (Э.Вебер и Г.Фехнер), психометрия (Дондерс). Первые программы разработки психологии как самостоятельной науки. Развитие экспери­ментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIX - начале XX вв. Экспериментальные методы, приборы и оборудование.

Возникновение психологии как самостоятельной науки в России. Программа И.М.Сеченова: рефлекторная концепция психики, обоснование опытного, объективного, естественно­научного изучения психических явлений в русле физиологии. Создание первой   лаборатории   экспериментальной   психологии   в   России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий. Особенности экспериментального подхода в русской психологии.

Тема 11. Становление и развитие новых  психологических школ на рубеже XIX- XX вв. Вюрцбурская школа, школа В.Вундта, структурализм, функционализм

Развитие психологического познания -  причина кризиса Вундтовского понимания в психологии. Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У.Джемса и возникновение прагматизма. Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Критика прагма­тизма в русской науки (В.Эрн). Особенности функционализма в Европе и Америке. Программа Ф. Брентано. Структурализм  Э. Титченера. Программа Вюрцбургской школы, основные исследования и представители этой школы.

Тема 12. Французская социологическая школа. Описательная психология В.Дильтея

Социологическое направление в психологии, предпосылки возникновения.  (Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Н. Гальбвакс, Ш. Блондель, Г. Тард). П.Жане и его идея общения как сотрудничества. От социализации - к индивидуализации. Т. Рибо и его понимание  экспериментальной психологии. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики  в исследованиях французских психиатров (А. Льебо, Ж. Шарко).

Причины возникновения описательной психологии. Основные концептуальные положения. Про­должение идей В. Дильтея в русле интерпретации социального поведения че­ловека и его взаимодействия с социальным окружением.

Тема 13. Развитие отраслей психологии

Возникновение психологии возрастной, особенности изучения детства и подходы к развитию в педагогической практике. Развитие экспериментальной психологии и разработка объективного метода исследования детей. С Холл и педология. Э. Мейман, К. Бюлер и их исследования; вклад Э. Крепелина в развитие возрастной психологии. Становление дифференциальной психологии (работы Гальтона, В. Штерна, А.Ф. Лазурского и др.). Индустриальная психология. Зоопсихология и исследование психики  животных. Развитие исследований психологии народов и этническая психология (Гердер, Лацарус, К.Д. Кавелин, В. Вундт и др.). Социальная психология на рубеже веков.

Тема 14. Методологический кризис в психологии. Становление поведенческого направления в русской психологии и бихевиоризма

Кризис психологии в начале ХХ в. Л.С. Выготский о причинах методологического кризиса. Философские концепции интуитивизма, феноменологии, позитивизма и их влияние на теории психики (А. Бергсон, Гуссерль, Э. Мах).  Истоки возникновения бихевиоризма. Предбихевиоризм Э. Торндайка. Бихевиоризм Дж. Уотсона,  программа  развития  направления.  Проблема  научения. Антипсихологизм. Необихевиористические течения (Э. Толмен, К. Халл). Теория оперантного подкрепления Б.Скиннера. Особенности русского поведенческого направления — И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. Судьба поведенческого направления в русской психологии.

Тема 15. Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в первой половине ХХв

Предпосылки возникновения. Формирование концепции З.Фрейда, этапы ее становления. Структура личности в концепции Фрейда. Идея бес­сознательного и ее место в истории психологии.  Концепции  К. Юнг, А. Адлер, О. Ранка. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в работах 30-50-х гг. (В. Райх,  К.Хорни, Х.Салливан).  

Тема 16. Гештальтпсихология

Истоки возникновения. Опыты Эренфельса - обнаружение феномена целостности. Программа развития гештальтпсихологии в работах М. Вертгеймера. История и этапы развития гештальтпсихологии. Основные проб­лемы исследования. Изучение восприятия в гештальпсихологии. Исследо­вание мышления и психического развития (М. Вертгеймер, К.Кофка, В. Келер). "Теория поля" К. Левина. Исследования Б.В.Зейгарник, разработка проблемы уровня притязаний.

Тема 17. Новые направления во второй половине ХХ в.: гуманистическая, когнитивная, генетическая психологии, развитие неопсихоаналитических исследований. Современные течения в мировой психологии

Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей - информатизации, компьютеризации, идеи глобального экологического кризиса. Когнитивная психология. Экологическая психо­логия. Психология жизненного пути. Историческая психология.

Тема 18. Российская психология в начале ХХ в (дореволюционный период)

Проблема периодизации развития российской психологии в XX веке. Развитие отраслей и направлений психологии в русской науке на рубеже веков и первое десятилетие ХХ в. Зоопсихология, педология и педагогическая психология, дифференциальная, социальная, этническая психология. Исследования психики в психиатрии физиологии. Разработка проблемы бессознательного в русской психологии (В.М.Бехтерев, С.Шпильрейн,  Н.Осипов  и др.). Основные три течения в русской психологии начала XX века: экспе­риментальная объективная психология, эмпирическая интроспективная психология, философско-духовная психология.

Тема 19. Развитие советской психологии в 20-30 е гг. и в годы Великой отечественной войны

Философские и идеологические основания поведенческий этап, рефлексологические и реактологические дискуссии конца 20 х - начала 30-х гг. Судьба педологии, психотехники и психоанализа в СССР. Методологические дискуссии и формирование основ советской и психологии, как научной системы, опирающейся на принципы марксистской философии. Психологическая наука в СССР в годы Великой Отечественной воины и в послевоенный период.

Тема 20. Развитие школ и отраслей советской психологии в 50-80-е гг.

Психология в России в конце ХХ в. Основные школы психологии. Структура психологической науки. Основные проблемы и тенденции развития психологии в СССР в 60-80-е гг. Разработка теоретико-методологических основ и конкретные исследования в области психологи. Особенности понимания психической реальности в психологической науке в СССР. Тенденции развития    психологии в постсоветский период: перспективы и задачи.