Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

История и теория психоанализа

Автор: доктор филосовских наук, профессор Лейбин В.М.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является раскрытие  наиболее важных понятий, гипотез и концепций, выдвинутых З. Фрейдом и составляющих основу классического психоанализа, а также исторически сложившихся школ, течений и направлений в рамках постклассического психоанализа. Обсуждение данной проблематики ведется в контексте концептуального осмысления психоанализа как науки и специфического явления культуры, предопределившего нетрадиционное видение мотивов мышления и действия, поведения и образа жизни человека в современном мире, так и терапии, включающей в себя психоаналитическую технику лечения различных психических расстройств.

В задачи учебного курса входят: обстоятельное изучение истории, теории и практики психоанализа, демонстрация действенности бессознательных процессов в жизни человека; объяснение типичных страхов и тревог, возникающих в детстве и сказывающихся на дальнейшем поведении индивида; раскрытие форм и способов нормальных и патологических защит личности; показ возможности решения трудностей и проблем таким образом, чтобы внутриличностные конфликты и переживания не приводили к соматическим, психосоматическим и психическим расстройствам личности.

Знакомство с данным учебным курсом и освоение его материала позволит студентам:

  • знать закономерности  бессознательного, проявление психопатологии обыденной жизни,  природу сновидений, причины возникновения психических заболеваний, пути и способы нормального разрешения жизненных трудностей, проблем и конфликтов;
  • уметь разбираться в переживаниях человека, переосмысливать возникающие в процессе профессиональной деятельности собственные трудности, со знанием механизмов функционирования бессознательного так организовывать свою жизнедеятельность, чтобы она способствовала творческому развитию личности и гармонизации межличностного общения;
  • владеть практическими навыками работы с ошибочными действиями,  психоаналитическими приемами толкования сновидений и знаниями, способствующими пониманию как психосексуального развития ребенка, так и возможностей использования не патологических, а нормальных защит личности.

Отличительной особенностью структуры курса является последовательное изложение перипетий психоаналитического движения в его историческом развитии от классического до современного психоанализа, а также органическое сочетание концептуального материала с демонстрацией фрагментов клинических случаев, почерпнутых из собственной практики работы с пациентами и иллюстрирующих действенность психоаналитических идей, методологических положений, практических приемов.

Авторская концепция преподавания основывается на многолетнем опыте работы в различных высших учебных заведениях (Институт психоанализа, Школа психологического мастерства, Московский государственный медико-стоматологический университет, Российский открытый университет) и отработанной методике, включающей в себя синтез концептуального изложения принципиальных положений психоанализа, работы с оригинальными текстами наиболее видных психоаналитиков, собственной терапевтической практики.

Содержание курса

Раздел I. Классический психоанализ

Тема 1. Место психоанализа в культуре ХХ-ХХI столетий

Многозначность понятий «психоанализ» и «культура». Различные трактовки психоанализа. Определение психоанализа З. Фрейдом.

Дискуссии по поводу того, является ли психоанализ наукой или герменевтикой.

Психоаналитическая теория и терапия. Расхождения между теорией и практикой. Кризис теории. Нововведения в теории и практике психоанализа. Классический и современный психоанализ.

Психоаналитический стиль мышления. Психоаналитический подход к исследованию проблем человека и культуры.

Влияние психоаналитических идей на различные области естественнонаучного и гуманитарного знания.

Двойственное отношение к психоанализу. Позитивные и негативные оценки психоаналитического учения З. Фрейда.

Психоанализ в контексте общечеловеческих ценностей жизни и современной культуры.

Тема 2. Зигмунд Фрейд: человек и основатель психоанализа

Канонические и альтернативные исследования жизненного пути З. Фрейда. «Толкование сновидений» как биографический источник.

Биография З. Фрейда. Детские годы. Отношения в семье. Интеллектуальные способности. Личные качества. Выбор профессии.

Обучение в Венском университете. Работа в физиологическом институте. Стажировка во Франции. Эксперименты с кокаином

Первые шаги в клинической практике. Семейная жизнь. Знакомство и переписка с В.Флиссом.

Развитие психоаналитических идей до Первой мировой войны. Выход психоанализа на международную арену.

Профессиональная и интеллектуальная деятельность З.Фрейда в 20-годы. Удары судьбы и стойкость характера.

Тема3.Истоки возникновения психоанализа

Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа. Гипноз и внушение. Ж. Шарко и И. Бернгейм. В. Флисс и его влияние на З. Фрейда. Катартический метод Й. Брейера. От гипноза к психоанализу. Метод свободных ассоциаций.

Философские истоки возникновения психоанализа. Влияние Ф. Брентано на З. Фрейда. Роль философии Аристотеля, Платона и Л. Фейербаха в университетском образовании З. Фрейда. Влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. фон Гартмана, И. Канта, Т. Липпса и других философов на мышление З. Фрейда.

Литературные истоки возникновения психоаналитических концепций. «Царь Эдип» Софокла. Творчество У.Шекспира и Ф.Достоевского в контексте психоаналитических идей. В.Иенсен, С.Мережковский и З.Фрейд.

Самоанализ. Самый важный и интересный пациент. Анализ собственных переживаний.  Толкование сновидений. Интерес к детской сексуальности. Подступы к психоанализу.

Тема 4. Психоаналитическое учение о бессознательном

Проблема бессознательного в истории философии и науки. Сознание и психика. Метафизические представления о бессознательном.

Обращение З. Фрейда к проблеме бессознательного. О тождестве сознания и психического. Бессознательные влечения человека.

Психическая реальность и ее роль в жизни человека. Бессознательное психическое. Характеристика и особенности бессознательного психического.

Вытесненное бессознательное, предсознательное и соотношение между ними. Бессознательное и сознание. Отношения между ними.

«Третье» бессознательное. Многосмысленность понятия бессознательного. Трудности на пути осознания бессознательного.

Психоанализ как метод исследования бессознательного.

Тема 5.  Ошибочные действия

Случайности и закономерности в сфере психической реальности. Детерминизм в протекании бессознательных процессов. Логика бессознательного.

Забывание имен и словосочетаний. Описки, оговорки, очитки, обмолвки. Запрятывание и затеривание предметов.  Забывания впечатлений и намерений. Забывания детских переживаний и покрывающие воспоминания.  Симптоматические и случайные действия.

Ошибочные действия  как полноценные психические акты. Смысл и значение ошибочных действий.

Механизм ошибочных действий. Вытесненные намерения и желания. Ошибочные действия как компромиссы.

Работа З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни». Примеры анализа ошибочных действий. Виртуозная работа бессознательного. Ошибочные действия в процессе психоаналитической практики.

Тема 6. Сновидения

Сновидения и их значение в древнем мире. Отношение к сновидениям в конце Х1Х - начале ХХ столетий.

Сновидение как объект психоаналитического исследования. Особенности фрейдовского подхода к изучению сновидений.

Сновидения как полноправный психический акт. Смыслозначимость сновидений. Детские сновидения и сновидения взрослых.

Природа и функции сновидений. Явное содержание и скрытые мысли сновидения. Работа сновидения или процесс превращения скрытых мыслей в явное сновидение. Цензура сновидения.

Механизмы работы сновидения. Сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка.

Бессознательные влечения и сновидения. Архаические черты и инфантилизм сновидения.  Галлюцинаторное переживание. Сновидение как попытка исполнения желания.

Тема 7 . Толкование сновидений

Техника толкования сновидений. Первое высказывание человека о своем сновидении как объяснение его. Свободные ассоциации. Детерминация высказываний  человека о сновидении его внутренними установками. Мотивировка и значение свободно возникающих мыслей.

Толкование сновидений как переход от явного сновидения к скрытым его мыслям. Сопротивление толкованию. Правила, которым следует придерживаться при толковании  сновидений.

Полное сновидение и его элементы. Элементы сновидения как заместители бессознательного. Элемент сновидения как символ бессознательной мысли сновидения.

Символический язык бессознательного. Сексуальный характер символов и их значение в психической деятельности человека. Онтогенетические и филогенетические истоки сексуальной символики. Психоаналитический сонник. Символическое и ассоциативное толкование сновидений.

Тема 8. Сексуальность в жизни человека

Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии. Гомоэротика. Сексуальное и генитальное. Понятие либидо.

Сексуальная жизнь ребенка. Первые сексуальные побуждения. Эрогенные зоны. Сексуальные объекты. Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Ребенок как “полиморфно-извращенное” существо.

Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм.

Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Культурная сексуальная мораль. Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика. Психоанализ и «пансексуализм».

Тема 9. Эдипов комплекс

Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество.

Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение.

Инцестуозное желание как одна из форм инфантильной привязанности к объекту любви. Табу на инцест, запрет на кровосмесительные связи как культурный феномен. Психологический инцест.

Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексуальной деятельности ребенка. Инфантильный страх. Комплекс кастрации.

Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания. Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Символическое убийство.

Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры.

Тема 10. Смысл и этиология неврозов

Невротические симптомы и их смысл. Связь невротических симптомов с переживаниями человека. Симптомы как производные бессознательных процессов.

Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях. Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии.

Этиология сексуальности. Фиксация влечения на ранней стадии развития. Регрессия. Воскрешение инфантильных желаний.

Реальность и фантазия. Психическая реальность и невроз. Профантазии как филогенетическое достояние исторического прошлого.

Столкновение желаний. Сексуальные влечения и влечения Я. Психический конфликт. Патогенные конфликты.

Вытеснение и его связь с образованием симптомов. Симптомы как заместители сексуального удовлетворения или защиты от него.

Психоаналитическая терапия. Уничтожение вытеснения. Устранение условий для образования симптомов. Перевод патогенного конфликта в нормальный. Культурные цели терапии.

Тема 11. Сопротивление

Сопротивление в интересах болезни. Первичная и вторичная выгода от болезни Различные формы виды сопротивления.

Сопротивление против основного технического правила психоанализа. Молчание и говорение пациента. Критическая деятельность пациента и его соглашательская позиция.

Сопротивление раскрытию сопротивлений. Интеллектуальное сопротивление как арена борьбы. Типичные проявления сопротивлений.

Опоздание на аналитические сессии и их пропуски. Интенсивность сопротивления в ходе аналитического процесса.

Представления З.Фрейда о пяти видах сопротивлений. Сопротивление вытеснения. Сопротивление переноса. Сопротивление, исходящее из выгоды от болезни. Сопротивление как сила навязчивого переноса. Сопротивление, связанное с виной и потребностью в наказании.   

Выявление и проработка сопротивлений. Преодоление внутренних сопротивлений.

Тема 12. Перенос и контрперенос

Перенос (трансфер).  Открытие З.Фрейдом феномена переноса. Аналитик как объект, на который пациент переносит свои чувства и переживания.

Позитивный и негативный перенос. Формы проявления позитивного и негативного переноса. Новые варианты старых конфликтов. Перенос как столкновение борющихся между собой сил.

Невроз переноса. Перенос, принимающий форму сопротивления. Эротический и эротизированный перенос. Случаи из аналитической практики. Исходы работы с переносом.

Терапевтическое значение переноса. Овладение переносом как необходимая предпосылка аналитической терапии. Проработка и устранение переноса как необходимая часть аналитической терапии.

Контрперенос (контртрансфер). Перенесение бессознательных чувств и реакций аналитика на пациента. Представления З.Фрейда об «обратном переносе». Встреча психоаналитика с собственным бессознательным. Распознавание контрпереноса и работа с ним. Контрперенос как ключ к бессознательному пациента и инструмент его исследования.

Тема 13. Психоаналитическое понимание структуры психики

Взгляды Фрейда на структуру психики. Я, Оно, Сверх-Я.

Природа и основные характеристики Оно. Сосуществование противоположных импульсивных желаний. Время, пространство, законы логического мышления в Оно.

Сознательное и бессознательное в Я. Отношение Я к сознанию. Я как часть Оно и представитель внешнего мира в психике. Я как посредник между Оно и внешним миром.

Происхождение Сверх-Я. Филогенетические истоки. Сверх-Я как воплощение родительского авторитета. Функция Сверх-Я как Я-идеала. Предписание норм поведения. Совесть, бессознательное чувство вины, страх.

Взаимоотношение между Я, Оно и Сверх-Я. Зависимости Я. Компромиссы с внешним миром. Стремление обуздать влечения Оно. Подчинение Я категорическому императиву Сверх-Я. Несчастное сознание.

Терапевтическая цель психоанализа с точки зрения структурной дифференциации личности.

Тема 14. Страх

Проблема страха в истории философии, науки и медицины. Многозначность понятия страха. Субъективное состояние и переживание. Различие между страхом, боязнью и испугом.

Страх и нервозность. Целесообразный характер готовности к страху и нецелесообразное развитие страха. Реальный и невротический страх.

Формы проявления страха у нервнобольных. Свободный страх ожидания и фобии. Фобии детей. Инфантильный страх и невротический страх взрослых.

Психоаналитическое понимание причин возникновения невротического страха. Генетическая связь между либидо и страхом. Сексуальные ограничения и страх.

Топическая динамика развития страха. Связь развития страха с судьбой либидо и с системой бессознательного. Взаимосвязь между вытеснением и страхом.

Страх кастрации, вытеснение, образование неврозов. Страх рождения и отделение от матери.

Три вида страха: реальный, невротический и страх совести. Двоякое происхождение страха: как прямое следствие травматического фактора и как сигнал о том, что возникает угроза повторения этого фактора.

Тема 15. Психоанализ и религия

Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Замена естествознания психологией. Религия как реакция на беспомощность человека перед силами природы. Придание силам природы характера отца и превращение их в богов.

Тотемизм как первая форма проявления религии. Связь религии с социальными образованиями, нравственными запретами, моральными предписаниями.

Очеловечивание почитаемых существ. Обожествление праотца. Соединение божественных свойств в одном лице. Религиозные представления как достижения культуры. Психологическое значение религиозных представлений. Происхождение иллюзий из человеческих желаний.

Религиозные представления как исторические реминисценции. Параллели между детскими неврозами и состояниями человечества, аналогичными неврозами. Религия как общечеловеческий навязчивый невроз.

Вера и разум. Жизнь без религиозных иллюзий. Логос как Бог. Вера в разум.

Тема 16. Психоанализ и этика

Представления Фрейда о нравственных основаниях человека. «Добрая» и «злая» природа человека. «Темные» стороны человеческой души.

Вытеснение «дурных» побуждений в бессознательное. Проявление «злого» начала в сновидениях. Ответственность как чувство вины.

Сексуальные влечения и нравственные ограничения. Любовь и ненависть. Антисоциальное поведение и совесть.

Психоаналитическое понимание происхождения совести. Категорический императив Канта. Онтогенетические и филогенетические основания совести.

Роковая неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины. Роль чувства вины в культуре. Вина и раскаяние. Нравственное сознание.

Эдипов комплекс как источник возникновения нравственности. Сверх-Я культуры. Этические требования культурного Сверх-Я. Этика как попытка терапевтического воздействия на человека.

Тема 17. Психоаналитическая культурология

Психоаналитическое понимание культуры. Накопленные людьми знания и умения. Институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений.

Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры. Стремление людей к счастью. Принцип удовольствия и принцип реальности. Источники страданий. Пути избежания страданий и обретения счастья.

Требования культуры. От власти индивида к власти общества. Ограничения и правопорядок. Индивидуальные притязания и нормы жизни в коллективе.

Эрос (любовь) и Ананке (нужда) как основания культуры. Конфликт между семьей и сообществом. Культурные запреты. Противоречия между культурой и сексуальностью. Сублимация влечений. Усиление Сверх-Я как ценное психологическое приобретение культуры. Культурные идеалы.

Враждебность людей культуре. Агрессивные влечения человека. Патология культурных сообществ. Психоанализ культуры.

Тема 18. Эрос и Танатос

Интересы самосохранения и требования либидо. Любовь и ненависть. Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Агрессия вовне и деструкция. Внутренне направленная агрессивность и саморазрушение.

Насилие и право. Убийство и порабощение. Насильственное принуждение и эмоциональные связи.

Инстинкт деструктивности и совесть. Сознание вины и потребность в наказании. Агрессия совести. Страх перед авторитетом и страх перед Сверх-Я.

Жизнь как взаимо- и противодействие Эроса и Танатоса. Борьба между Эросом и Танатосом как извечный конфликт.

Смысл культурного развития. Роковой для человечества вопрос о предвидении исхода борьбы между Эросом и Танатосом.

Тема 19. Индивидуальная и социальная психология

Психология личности как предмет психоаналитического исследования. Нарциссизм и нормальное сексуальное развитие человека. Первичный нарциссизм ребенка. Нарциссический и опорный типы выбора объекта любви. Сублимация и идеализация. Нарциссизм и идеальное Я. От идеала Я к пониманию психологии масс. Нарциссические и социальные душевные процессы.

Изменения в душевной деятельности человека, находящегося в коллективе. Регресс к примитивной душевной деятельности. Внушение, подражание, либидо.

Либидозная структура церкви и армии. Либидозные связи с вождем и другими индивидами. Ограничение нарциссизма и выгода от сотрудничества. Идентификация как один из механизмов эмоциональной связи. Первоначальная форма эмоциональной связи с объектом. Интроекция объекта в Я. Аффективная общность через связь с вождем.

Влюбленность и идеализация. Гипноз и гипнотическая связь. Идентификация индивидов между собой.

Масса как ожившая первобытная орда. Психология массовых индивидов и психология вождя. Идеализированная переработка условий первобытной орды. Праотец, идеал Я, вождь массы. Идентификация и замещение идеала Я объектом.

Индивид, массообразование, невроз. Противоборство между неврозом и массообразованием.

Тема 20. Психоанализ и искусство

Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Искусство как процесс сублимации бессознательных влечений человека. Компенсирующая функция искусства.

Невроз и искусство. Искусство как уход от реальности в мир иллюзорного удовлетворения влечений. Разрешение внутрипсихических конфликтов.

Поэт и ребенок. Фантазия и игра. Творчество как продолжение игры.

Психоаналитический метод исследования художественных произведений. Раскрытие смысла художественных произведений. Выявление их скрытого содержания. Художественное произведение как выражение внутрипсихических конфликтов.

Психология воздействия искусства на человека. Смягчение характера сексуальных и эгоистических влечений. Эстетическое наслаждение. Терапевтическая функция искусства.

Границы психоанализа в понимании художественного дарования, писательского творчества, сущности художественной деятельности.

Раздел II. Постклассический психоанализ                    

Тема 1. История психоаналитического движения

Психоаналитический кружок в Вене. Венское психоаналитическое общество. Берлинская и цюрихская группы психоанализа. История распространения психоанализа в различных странах мира.

Первые психоаналитические кружки и журналы. Использование психоанализа в науках о духе. Психоаналитический подход к исследованию мифов, художественной литературы, произведения искусства.

Ближайшие ученики и последователи З.Фрейда.  Основные работы К.Абрахама, Э.Джонса, Г.Закса, Т.Райка, О.Ранка, П.Федерна, Ш.Ференци, В.Штекеля. М.Эйтингона и их вклад в развитие психоанализа.

Первые отступники от классического психоанализа. Раскол в психоаналитическом сообществе. Ревизия психоаналитических идей и концепций. Новые направления в теории и практике психоанализа.

Тема 2. Индивидуальная психология А.Адлера

Краткая биография. Поддержка классического психоанализа. Идейные расхождения с З.Фрейдом. Становление индивидуальной психологии. Основные работы А.Адлера.

Бессознательные влечения. Сознание. Взаимосвязи между сознанием и бессознательным.

Комплекс неполноценности. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации.

Стремление к власти. Стремление к успеху. Стремление к превосходству.

Невротическая психика. Целевая установка невротика. Терапия.

Социальные отношения. Социальная ценность проблем жизни. Социальный интерес как необходимая компенсация неполноценного человека.

Причинность и телеология. Стремление к цели. Целенаправленность психической жизни. Телеологический план души. Фикционализм.

Личность как продукт своего собственного творчества. Единство и целостность личности.

Тема 3. Аналитическая психология К.Г. Юнга

Краткая биография. Этапы становления и развития клинической и научной деятельности. Поддержка классического психоанализа и идейные расхождения с З.Фрейдом. Основные работы Юнга.

Психологические типы. Экстравертная и интравертная установки личности. Компенсирующее отношение бессознательного к сознанию. Комплексы.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. «Персона», «Тень», «Анима», «Анимус», «Самость».

Конструктивный метод исследования бессознательного. Амплификативный метод интерпретации. Понятие синхронистичности. Активное воображение.

Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические ступени аналитической психологии. От воспитания к самовоспитанию.

Индивидуализм и индивидуация. Цель индивидуации. Самость как цель жизни.

Проблема души современного человека. Запад и Восток. Символы бессознательного, мандала, мифы, алхимия. Аналитическая психология XX века или западная йога.

Тема 4. Характероанализ В.Райха

Краткая биография. Этапы становления идей и концепций. Социально-политические ориентации. Метаморфозы судьбы. Основные работы В.Райха.

Функция оргазма. Формула оргазма. Оргастическая потенция и оргастическая  импотенция. Психический конфликт и телесный застой. Окостенение характера и жесткость мышц. Заключение характера в панцирь.

Теория формирования характеров. Генитальный и невротический характер. Некоторые формы характера (истерический, фаллически-нарциссический, мазохистский характеры)

Душевное заболевание как следствие нарушения генитальной функции. Невроз как сумма хронически автоматизированных торможений естественного полового возбуждения.

Техника характероанализа. Анализ сопротивления характера. Латентный негативный перенос. Мнимые позитивные переносы.

Моральное регулирование и сексуально-экономическое саморегулирование.

Сексуально-экономическая социология. Структура личности и политические движения. Массовая психология фашизма.

Сексуальная революция. Сексуально-политическая программа. Природные задатки к труду, любви и познанию.                                                            

Тема 5. Конструктивный психоанализ К.Хорни

Краткая биография. Отноршение к классическому психоанализу. Новые ориентации в развитии психоанализа. Основные работы К.Хорни.

Мужская и женская психология. Проблема взаимоотношения полов. Страх перед женщиной. Психосексуальные расстройства.

Культура и неврозы. Культурные противоречия и невротические конфликты. Невротическая потребность в любви. Невротическое стремление к власти. Невротическое соперничество. Невротическая ревность. Невротическая гордость.

Ситуативные неврозы и неврозы характера. Внутриличностные конфликты. Страх и тревога. Базальная тревожность. Средства защиты от базальной тревожности.

Потребности и претензии человека. Потребности человека, направленные к людям, от людей и против людей. Устойчивый, агрессивный и отстраненный типы личности.

Идеализированный образ и его функции. Экстернализация и экстернализированное презрение. Экстернализация гнева.

Самопознание и самоанализ. Возможности и ограничения самоанализа. Эпизодический и систематический самоанализ. Самоанализ и психоаналитический процесс. Психоанализ и психосинтез.

Проблема самореализации. Идеальное и реальное Я. Жизнь как борьба и стремление, развитие и рост.

Тема 6. Межличностная психиатрия Г.С.Салливана

Краткая биография. Идейные влияния на формирование мышления Г.С.Салливана. Его основные работы.

Основания межличностного подхода. Принципы сосуществования, функциональной активности, организации.

Абсолют эйфории и абсолют напряжения. Переживание напряжения. Потребность в заботе. Формы проявления переживаний (прототаксис, паратаксис, синтаксис). Переживания ребенка, связанные с соском матери. Напряжение тревоги, переживаемой матерью, и тревога младенца.

Страх, ужас, тревога. Способы снятия напряжения страха.  

Понятие динамизма. Динамизм диссоциации. Динамизм желания. Система самости. Источники возникновения внутрипсихического напряжения личности.

Система персонификаций. Персонификации младенца и матери. Персонификации Я-хороший, Я-плохой, не-Я.

Метод психиатрического интервью. Коммуникационный процесс. Взаимная эмоция. Механизм избирательной невнимательности.

Развитие личности и психические расстройства. Аналитик как активный участник коммуникационного процесса и эксперт по межличностным отношениям.

Тема 7. Гуманистический психоанализ Э.Фромма

Краткая биография. Влияние психоаналитических идей и философских концепций на формирование мышления Э.Фромма. Основные работы Э.Фромма.

Антропологическо-философская концепция человека. Экзистенциальные дихотомии и исторические противоречия человеческого существования. Иметь или быть как две формы существования человека.

Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм и конформизм.

Динамическая концепция характера человека. Типы характера. Неплодотворные и плодотворные ориентации человека.

Социальный характер. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера.

Агрессивность и деструктивность. Доброкачественная и злокачественная агрессия. Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия.

Патология нормальности. Скука. Отчуждение. Инцестуозный симбиоз.

Цели психоаналитической терапии. Социальная адаптация и «лечение души». Терапия невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души.

Тема 8. Философский психоанализ Г.Маркузе

Краткая биография. Идейные влияния на формирование мышления Г.Маркузе. Основные работы.

Философские и социальные импликации психоанализа. Критика неофрейдистов культурной и социальной ориентации.

Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации. Подавление (репрессия) и прибавочное подавление (дополнительная репрессия). Принцип производительности как господствующая историческая форма принципа реальности. Ограниченность принципа производительности.

Фантазия и утопия. Великий Отказ. Освобождение инстинктов.

Нерепрессивная цивилизация. За пределами царства отчужденного труда.

Прометей как культурный герой репрессивной цивилизации. Орфей и Нарцисс как символы нерепрессивного эротического отношения к действительности.

Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. свободная игра творческого воображения. Эротизация человека. Эрос и Танатос.

Тема 9. Структурный психоанализ

К.Леви-Строс. Бессознательная структура разума. Предсознание и бессознательное. Миф как бессознательное структурное образование. Шаманское врачевание и психоанализ. Индивидуальный миф в психоанализе и социальный миф в шаманском врачевании.

М.Фуко. Понятие эпистемы. Логика бессознательного. Дебиологизация бессознательного. Биологическая, экономическая и языковедческая модели человека. Переход от исследования человека в понятиях функций, конфликтов и значений к анализу его в терминах норм, правил и систем, Смерти, Желания и Закона, генеалогии отношений власти и знания, насилия и истины.

Ж.Лакан. Речь и язык в психоанализе. Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного. Пересмотр классического определения субъекта. Основные положения, лежащие в основе структурного психоанализа. Структуризация бессознательного.

Стадия зеркала как человеческое измерение, структурирующее фантазматическую жизнь. Образ формы другого как  зеркальное отражение самого себя.

Регистры психики. Символическое, Воображаемое, Реальное. Рассогласование между регистрами психики. Аналитическая деятельность как  сопряжение Символического  и Воображаемого при конструировании Реального.

Нововведения в клинической практике. Сопротивление в анализе как сопротивление аналитика. Эффективный перенос как акт речи. Техника и цели психоанализа.

Тема 10. Психоаналитическая психология Я

А Фрейд. Краткая биография. Основные работы.

Связь между анализом Оно и Я. Изменение центра внимания в анализе. Технические трудности анализа Я. Защитные механизмы Я как объект анализа. Мотивы защиты от инстинктов и аффектов. Типы тревоги. Способы защиты.

Отрицание в фантазии,  слове и  действии. Идентификация с агрессором как стадия развития Сверх-Я и промежуточная стадия развития паранойи. Нормальные и патологические защиты.

Цель и задачи психоаналитической терапии.

Х. Хартманн. Краткая биография. Основные работы.

Проблема адаптации. Состояние адаптивности и процесс адаптации. Три формы адаптации (аллопластическая, аутопластическая, выбор новой окружающей среды). Прогрессивная и регрессивная адаптации. Типы равновесия. Адаптация и вз