Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Групповая психотерапия

Автор: профессор, кандидат медицинских наук, Старшенбаум Г.В.

Пояснительная записка

Цель данного курса – теоретическое и практическое знакомство с основными направлениями групповой психотерапии. Курс находится в тесной связи с курсами «ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ»,   «ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» и «ЗАВИСИМОСТИ: КЛИНИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ЛЕЧЕНИЕ». 

Курс посвящен знакомству современным методам психологического тренинга и групповой психотерапии, в том числе применяемым для обучения и профессионального роста психологов и психотерапевтов. К программе курса прилагается  методическое пособие, содержащее рабочие материалы для участников практических занятий. 

Самостоятельная работа включает в себя анализ литературы, заполнение опросников, выполнение упражнений и написание рефератов.  В аудитории студенты работают в парах и группах, обсуждая результаты домашних заданий и выполняя упражнения. Кроме того, моделируются приемы группового тренинга.

Содержание курса

Тема 1. Тренинг эмпатии

Преимущества  групповой работы. Образовательные группы, группы консультирования и решения межличностных проблем, терапевтические группы. Терапевтические факторы.  Структура эмпатии и пути ее повышения. Парные упражнения: «Вы меня узнаете?», «Скрытая причина», «Разделенная неприятность», Эмоциональное заражение».  Групповые упражнения: «Ассоциации», «Подарки», «Я за тебя отвечаю», «Кто как реагирует», «Бережливая жена», «Кто же я такой?», «Что тебя действительно волнует?», «Проблема», «20 версий».

Тема 2. Позитивный подход и уверенность

Основные параметры позитивного стиля. Постулаты и стратегические принципы позитивного подхода. Образцы позитивного переформулирования. Техники поиска позитивного начала. Ошибочные представления о принятии. Упражнение в четверках «Конструктивный спор». 

Основные характеристики уверенного поведения. Способы выражения уверенности. Цели и техники тренинга уверенности. Парные упражнения: «Магазин», Билетная касса», «Опоздание на работу», «Телефон-автомат», «Трудный разговор», «Просьба», «Негативные расспросы», «Обида», «Неудовольствие», «Не виноватая я!», «Примирение», «Все хорошее за 100 секунд», «Заигранная пластинка», «Вежливый отказ», «Игра в туман», «Отстаивание своих прав», «Завоевание расположения к себе».  Групповые упражнения: «Уверенные и не очень», «В автобусе», «Комплименты».

Тема 3. Невербальное общение

Значение психопантомимы для двигательного раскрепощения. Содержание тем. Невербальная обратная связь, техника «двойников». Групповые упражнения: «Этюды с воображаемыми предметами», «Вживание в образ», «Мотивированный бег или ходьба», «Омоложение». «Бабушкины ключи», «Передача по кругу», «Змейка», «Путаница», «Стеклянная кобра», «Зоопарк», «Пингвины», «Против движения», «Хаотическое движение», «Встреча на узком мостике», «Изобразить, а не рассказать», «Свободная поза», «Контакт без слов», «Оригинал», «Тигры, мыши и слоны», «Бульдозеры и пеньки», «Скульптуры».

Контроль восприятия. Осознание своего невербального поведения. Критерии внимательного и невнимательного невербального поведения. Парные упражнения: «Вырази эмоцию», «Говорящие глаза», «Птичий язык», «Диалог телодвижений», «Разговор через стекло», «Телепатия», «Разожми кулак», «Мать и дитя», «Сиамские близнецы», «Все выше!»,  «Доверительное падение», «Живое зеркало», «Этюды с воображаемыми предметами».

Групповые упражнения: «Ноев ковчег», «Поставь стул на место», «Выбери меня!», «Стражники и Заключенные», «Слепой и поводырь», «Сурдоперевод», «Двойники», «Птичий базар», «Жертва, Преследователь и Спаситель», «Поиск согласия», «Выбор лидера», «Образование ансамбля», «Испорченный телефон». «Прикосновение», «Живые руки», «Угадать руку», «Молекула», «Почувствуй мое отношение», «Прорвись в круг», «Вырвись из круга», «Сжатие», «Восковая палочка», «Укачивание», «Встреча взглядом», «Приятная рука», «Робот и Оператор».

Тема 4. Наблюдательность, активное слушание и вербализация

Значение наблюдательности. Навыки, необходимые для развития наблюдательности. Правила описания поведения. Парное упражнение «Проверьте свою наблюдательность». Групповые упражнения: «Дискуссия со скрытыми ролями», «Все как один», «Аквариум», «Таможня», «Первое впечатление», «Мафия». Отличие активного слушания от пассивного. Ступени вербализации. Ошибки вербализации и способы их преодоления. Парные упражнения: «Поговорим?» и «Расплывчато и четко».

Тема 5.  Открытость и выражение эмоций

Облегчающая и подавляющая открытость. Парные упражнения: «Почтительная вербализация», «Метафорическая вербализация». «Разговор о сексе», «Выдача тайн», «Доверяй, но проверяй». Групповые упражнения: «Облегчение и подавление», «Готовность раскрываться», «Раскрытие тайн».

Согласованность трех видов выражения эмоций. Открытое и скрытое выражение эмоций. Установление обратной связи. Парные упражнения: «Порадуй меня» и «Говори о себе». Работа в тройках с непосредственным и опосредованным выражением эмоций. Групповые упражнения: «Отражение чувств», «Преувеличение», «Парадоксы», «Круг восприятия», «Отношение группы».

Тема 6.  Обратная связь, трудности и ошибки

Роль обратной связи в процессе самосознания. Требования к обратной связи. Как давать и как принимать обратную связь. Препятствия, мешающие установлению обратной связи. Приемы фокусирования.  Парные упражнения: «Проверка понимания», «Закрытые и открытые вопросы», «Зондирование», «Подведение итогов», «Собрать все вместе», Сократовский диалог», Выход из контакта». Упражнение втроем «Трехступенчатая ракета». Упражнение вчетвером «Клиент – Консультант – Супервизоры». Групповое упражнение «Групповой портрет». 

Типичные ошибки начинающего психолога и пути их профилактики. Техники, влияющие на напряжение клиента. Эгоцентризм и блоки креативности. Групповые упражнения: «Последняя соломинка», «Чудотворец», «Красные флажки».

Тема 7. Оценка навыков и групповая супервизия 

Задачи супервизии. Преимущества групповой супервизии перед индивидуальной. Защиты, мешающие использовать супервизию. Схема представления случая для супервизии. Балинтовская группа. Группа темоцентрического взаимодействия. Применение ролевых игр.  Триадическая модель супервизии. Техника мультимодального супервидения.

Работа в тройках: «Оценка компетентности консультанта», «Оценка компетенции психотерапевта».