Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности

Автор: доктор медицинских наук, профессор В.П. Дегтярев

Пояснительная записка

Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

Содержание курса

Тема I. Введение

Понятие о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность — часть науки о мозге. Ее связь и отношение к другим нейронаукам: нейробиологии, нейрохимии, нейрогенетике и др. Понятие о физиологии, психологии  и психофизиологии высшей нервной деятельности.

Исторические аспекты развития взглядов на сущность высшей нервной деятельности. Роль теорий отражения, рефлекса и системной деятельности мозга как теоретической базы учения о высшей нервной деятельности. Концепции доминанты, функциональных систем и функциональных блоков мозга в теории системной деятельности мозга.

Причины возникновения рефлексов и их классификация. Потребность, ее сущность и место в высшей нервной деятельности.

Тема II. Основные понятия высшей нервной деятельности

Определение сущности условного рефлекса. Условный рефлекс, простые и сложные фор­мы условнорефлекторной деятельности, классификация услов­ных рефлексов и форм высшей нервной деятельности на осно­ве разных особенностей условных рефлексов по дан­ным И.П. Павлова и современных достижений науки.

Условия выработки условных рефлексов и осуществления условнорефлекторной деятельности, современные аспекты проблемы и их особенности по сравнению с классическим научением. Полез­ный приспособительный результат как основа формирования конкретной формы высшей нервной деятельности. Сигналь­ный характер условнорефлекторной деятельности, ее отличие от других форм рефлекторной деятельности нервной системы.

Павловские представления о механизмах замыкания временных связей, развитие его представлений в трудах отече­ственных и зарубежных ученых, разомкнутые и кольцевые схемы замыкания временной связи. Понятие о функциональ­ной системе П.К. Анохина и ее роль в понимании сущности физиологических процессов при выработке условного рефлек­са. Процессы, происходящие на уровне клетки и синапса и их роль в замыкании временной связи. Роль доминанты и лежа­щих в ее основе физиологических закономерностей при выра­ботке и закреплении временной связи.

Основные нервные процессыпри осуществлении высшей нервной деятельности

Возбуждение, основные закономерности возникновения и распространения в  нервной системе. Анализ и синтез возбуждений при формировании условнорефлекторной деятельности.

Торможение. История открытия, сущность сеченовского торможения. Мембранные, синаптические и нейрохимические основы формирования торможения: ионные токи в клетках, тормозные синаптические процессы, пре - и постсинаптическое торможение, тормозные интернейроны, торможение на системном и организменном уровнях.

Торможение в высшей нервной деятельности, его классификация. Роль безусловнорефлекторного (внешнего) и условнорефлекторного (внутреннего) торможения в условнорефлекторной деятельности (поведении) человека и животных. Взаимная индукция как процесс взаимодействия возбуждения и торможения в мозге. Роль последовательной и одновременной индукции в выработке и осуществлении  различных форм условнорефлекторной деятельности. Современные представления о механизмах формирования условного и безусловного торможения.

Функциональная организация мозга. Сенсорные  системы

Понятие об органах чувств, анализаторах, сенсорных системах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение сенсорных систем в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в процессе познания.   Функциональная организация сенсорных систем.

Периферический (рецепторный) отдел сенсорных систем.

Проводниковый отдел сенсорных систем. Многоуровневость организа­ции восприятия и передачи информации, парал­лельность каналов информации в организмах животных и че­ловека.  Принципиальное значение этих особенностей для обеспечения на­дежности системы передачи информации. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

Корковый отдел сенсорных систем. Локализация афферентных функций. Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Участие ас­социативных областей в этом процессе;  новое подразделение мозга животных и человека на блоки и их роль в осуществле­нии высшего анализа и синтеза в высшей нервной деятельно­сти.

Взаимодействие сенсорных систем. Кодирование информации в различных их отделах. Голографический принцип в объяснении механизмов восприятия.

Основные способы регулирования деятельности сенсорных систем на основе использования разных форм торможения на разных уровнях системы и нисходящих влияний от вышележащих отделов на нижележащие.

Адаптация сенсорных систем. Методики исследования сенсорных систем. Возрастные изменения сенсорных систем.

Ноцицепция. Сущность понятия боль. Биологическое значение боли, классификация боли. Отраженные и фантомные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Общее представление об обезболивании и наркозе.

Биологические активные точки и принципы рефлексотерапии.

Модулирующие системы

  • Модулирующие системы мозга как регулятор активности коры и подкорковых структур. Гетерогенность модулирующей системы. Активирующие и инактивирующие структуры мозга. Субсистемы активации. Источники активации. Формы активации. Специфический и неспецифический характер восходящих активирующих влияний.

Двигательные системы

  • Целевые функции двигательной системы.  Общая концепция организации движений. Управление ориентационными движениями и позой. Роль спинальных, шейных и вестибулярных рефлексов в этом процессе. Схема тела. Статический и динамический образ тела. Управление локомоцией, роль генераторов двигательных программ. Произвольные движения, функциональные блоки  их организации. Роль двигательной коры (первичной проекционной зоны) и мозжечка. Особенности цитоархитектонической организации моторной коры. Организация манипуляторных движений. Корковая сенсомоторная интеграция.

Тема III. Врожденная деятельность организма

Безусловные рефлексы и их классификация. Особенности организации сложных безусловных рефлексов (инстинктов). Концепция драйва и драйв - рефлекса. Роль генотипа в формировании поведения. Сигнальные аспекты безусловнорефлекторной деятельности.

Обучение как основа приобретенных форм поведения

Роль механизмов памяти в высшей нервной деятельно­сти. Определение памяти как многокомпонентного процесса, обуславливающего отбор, хранение и воспроизведение инфор­мации. Роль этих процессов в сохранении вида, индивидуума и их приспособления к условиям существования. Три вида памя­ти: генетическая, иммунная, нервная, виды последней и их классификация. Роль отдельных видов нервной памяти в жизни организмов. Молекулярные и синаптические основы памяти и их роль в возникновении и хранении следов инфор­мации. Множественность систем памяти, роль мозжечка, миндалины, гиппокампа в процессах памяти.

Роль приобретенных (индивидуальных) форм обучения в высшей нервной деятельности. Неассоциативное (стимул - зависимое) обучение: суммационные реакции, привыкание, сенситизация, подражание, запечатление. Ассоциативное (эффект - зависимое) обучение: классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, аверсивное  обучение. Сложные формы обучения: когнитивное обучение, психонервная деятельность, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Роль функциональных состояний мозга в в высшей нервной деятельности

Внимание, его формы, классификация и сущ­ность в свете достижений современной нейрофизиологии и нейропсихологии. Роль процессов, происходящих на уровне афферентных центральных и эфферентных систем в возникно­вении внимания, электрофизиологические корреляты процесса и их объяснение. Внимание и ориентировочный рефлекс. Роль энергетического блока мозга в высшей нервной деятельности.

Потребность, со­временные представления о ее сущности и месте в высшей нервной деятельности. Нарушения гомеостаза как основа возникновения по­требностей биологического ряда, классификация потребностей у животных и человека на витальные, зоосоциальные и иде­альные по П.В. Симонову, их роль в возникновении мотиваций.

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей. Пути и способы их удовлетворения. Нейроанатомия, нейрофизиология  и нейрохимия мотиваций. Роль мотиваций в формировании условнорефлекторной деятельности животных и человека.

Место эмоций в ряду других функциональных состояний мозга. Роль эмоций в жизни живых существ, выражение эмоций и сущность эмоций. Теории эмоций (биологическая теория П.К. Анохина,    информационно - потребностная    теория П.В. Симонова). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций.

Сон и гипноз как специальные состояния мозга. Физиологическое значение сна в свете представлений И.П. Павлова и данных современной науки. Теории сна. Современные представления о сне как части цикла "сон-бодрствование", имеющего собственный аппарат осуществления,   работающий   на   основе   сложно - координированной работы активирующей и инактивирующей систем. Структура сна и его деление на "медленный" и быст­рый" сон. Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна. Отдельные компоненты обеих систем, их связи и взаимодействие. Физио­логическое значение отдельных фаз сна и их роль в возникно­вении сновидений. Возможно ли осуществление высшей нерв­ной деятельности во время сна? Гипноз как специальное со­стояние мозга и его объяснение с позиций теории И.П. Павлова и мотивационной теории эмоций.

Функциональное состояние как самостоятельная категория в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Электрофизиологические, двигательные и вегетативные проявления функциональных состояний.

Стресс, его виды. Общие закономерности и стадии развития стресса. Психо - эмоциональный стресс, причины возникновения, проявления, механизмы развития. Артериальная гипертензия как наиболее частое последствие психо - эмоционального стресса. Стресс - устойчивые и стресс - неустойчивые организмы. Профилактика стресса.

Тема IV. Интегративная деятельность мозга

Условный рефлекс как наглядный пример интегративной деятельности мозга. Простые и сложные формы поведения как выражение интегративной деятельности мозга. Динамиче­ская стереотипия как первое открытие сложных форм интегра­тивной деятельности мозга. Сущность явления, изучение его в современных вариантах обучения животных в разных услови­ях. Условнорефлекторное переключение как пример сложной интегративной деятельности мозга. Понятие о фазических и тонических условных рефлексах, последние — как пример сложной анализаторно - интегративной деятельности мозга. Со­временные представления о роли различных систем мозга в осуществлении интегративной деятельности.

Коммуникативные функции мозга и их роль в высшей нервной деятельности

Ритуализация и коммуникации в мире животных, не­вербальные формы коммуникации, ритуализации, конфликт­ные отношения, управление поведением в зоособществе одно­го и того же и разных видов, явление компромиссов в мире животных, оптимизация поведения как результат эволюции разных форм поведения. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.

Сознание и самосознание у животных и человека

Существует ли сознание у животных? Определение сущности сознания и самосознания с позиций достижений со­временной нейрофизиологии. Мозг созидающий и мозг со­страдающий. Социальные аспекты поведения, творчества, со­страдания, материальные аспекты реализации наиболее слож­ных форм поведения. Сознательное и бессознательное с точки зрения современного учения о высшей нервной деятельности. Скрытые формы условнорефлекторного научения.

Индивидуальные типологические различия высшей нервной деятельности

Теории индивидуальности в историческом аспекте. Павловская классификация высшей нервной деятельности и деление ее на типы на основе учета силы, подвижности и урав­новешенности основных нервных процессов. Достоинства и недостатки метода в свете современных достижений науки. Роль эмоционального фактора в определении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Классификация индивидуальности на основе учета этого фактора. Физиолого-психологические классификации типологии человека совре­менной наукой. Темперамент в структуре индивидуальности.