Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Этика

Автор: кандидат философских наук, доцент Дубовицкая Н.С.

Пояснительная записка

Выписка из государственного образовательного стандарта: УМК подготовлен  в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».

Этика является одной из древнейших гуманитарных наук. Она возникла и в течение длительного времени развивалась в рамках философских знаний. Обретя в последнее время относительную самостоятельность от философии, этика по-прежнему обращается к разрешению фундаментальных проблем жизни человека и общества и ищет ответы на «вечные» вопросы: каков смысл жизни и предназначение человека, какова природа счастья и любви, в чем корень добра и зла, как определить меру справедливости и ответственности.

Современная этика расширила свою структуру  за счет внутренней дифференциации этического знания и появления новых направлений. Такими новыми и, как свидетельствует их стремительное развитие, перспективными направлениями и видами этики стали профессиональная этика, социальная этика, прикладная этика, в свою очередь включающая в себя этику экономическую, политическую, биоэтику, этику менеджмента и др.

Студентам важно знать особенности процесса возникновения и основных исторических этапов этой науки, как складывались и чем стали ее структура, предмет и методы исследования. Овладение этими этическими знаниями должно способствовать развитию у студентов умения этически мыслить, оценивать и понимать моральные аспекты жизни личности и социальной действительности.

Целью учебной дисциплины является изучение истории и теории этики, процесса исторического развития морали и ее современного состояния,   знакомство с основами социальной и прикладной этики, главными аспектами  этики менеджмента.

Этика  как учебная дисциплина представляет собой важный элемент единого комплекса гуманитарных дисциплин, включающих в себя логику, риторику, культурологию, философию, и призвана способствовать формированию общей интеллектуальной и нравственной культуры студентов.

Данная программа предназначена для студентов очной и очно-заочной форм обучения.

Учебным планом предусмотрено изучение  студентами обеих форм обучения дисциплины «Этика» в первом (втором) семестре учебного года.

Основные  виды  аудиторных   занятий для студентов очной формы обучения: лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов в аудитории под контролем преподавателя. Для студентов очно-заочной формы обучения – лекции.

Основными  формами  самостоятельной работы студентов  под  контролем  преподавателя являются изучение и анализ фрагментов оригинальных этических текстов, выполнение творческих заданий и упражнений, индивидуальное и групповое собеседование по выбранным темам,  тестирование, проведение дискуссии, участие в ролевых и деловых играх, разбор кейсов.

Внеаудиторная  самостоятельная  работа студентов предполагает самостоятельное освоение ими теоретического материала через анализ и разбор лекций, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, мероприятиям текущего и итогового контроля знаний при опоре на основную и дополнительную литературу, имеющуюся в фондах библиотеки ГУУ, а также в электронных каталогах других библиотек.

Текущий  контроль знаний  и  практических навыков студентов очной формы обучения осуществляется в форме опроса студентов на семинарских занятиях, проверки выполнения устных и письменных домашних заданий, проведения контрольных работ (четыре) и тестирования студентов (по усмотрению преподавателя), а также в ходе ролевых и ситуативных игр. Для студентов очно-заочной формы обучения текущий контроль знаний осуществляется в виде написания и защиты реферата по одной из предлагаемых в данной программе тем.

В процессе изучения учебной дисциплины студентам оказывается помощь в виде групповых и индивидуальных консультаций.

Для оценки полученных знаний и навыков студентов по данной дисциплине проводится  итоговый   контроль – зачет.

Программа учебной дисциплины «Этика» разработана в соответствии с общими требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех специальностей ГУУ.

Содержание курса

Тема 1. Этика как наука и учебная дисциплина

Понятие этики как философской науки. Этика как теория морали. Проблема фундаментального основания этики и два основных способа её решения.

До-научная и научная этика. Аристотель как основатель научной этики. Предмет этики в его историческом развитии: как практического нравоучения (древний Восток и античность), как особой теоретической дисциплины (Аристотель), как следствия религии (Средние века), как автономной вне-эмпирической моральной философии (Кант), как части материалистической диалектики, как нормативной категории, как части позитивной философии. Этическая сущность анти-этических концепций Х1Х-ХХ веков.

 Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Этика и философия. Этика как «практическая философия».  Этика как наука об идеалах, моральных принципах и нормах поведения.   

Научный статус этики. Проблема объективности и общезначимости этического знания. Проблема прогресса в этике.

Язык этики и язык морали.

Практическая ориентированность этического знания. Внедрение этики как теоретической формы ценностно - и гуманистически ориентированного знания в социальные структуры, возрастающее значение этики как реального фактора разрешения социальных проблем и появление социальной и прикладной этики.  Соотношение прикладной, профессиональной и нормативной этики. Структура современной этики.

Проблема     соотношения научно-теоретических и практических задач в этической науке.     

Содержание, объем и задачи курса. Характеристика основных тем и литературы по этике.

Тема 2. Сущность, специфика, свойства, структура и функции морали

Многообразие подходов к вопросу о сущности и специфике морали. Мораль как особый способ отражения человеком действительности и её освоения. Этика как выражение взаимодействия общественных и личных интересов. Мораль как выражение идеала самоценности личности. Взаимоотношение морали и этики.

Мораль как способ регуляции специфически человеческих отношений. Основные черты моральной регуляции: а) вне-институциональность моральной регуляции; б) идеальный характер моральных санкций; в) их всеобщность, не всегда тождественная социальному признанию; г) вне-субъективный характер моральных санкций; д) возможность несовпадения должного и сущего.

Общие свойства морали: господство разума над аффектами; стремление к высшему благу; автономность и бескорыстие воли, «мужество в добре»; общественный характер человечности; взаимность, выраженная в «золотом правиле нравственности».

Регулятивная, мировоззренческая, аксиологическая, практическая, интегрирующая функции морали.

Назначение морали как средства соединения личностного смысла жизни отдельного человека с общими высшими ценностями бытия. Характер вменения моральных требований в поведение человека.

Основные концепции происхождения морали. Взаимосвязь вопроса о происхождении морали с вопросом о происхождении человека и человеческого общества. Человеческая мораль и «мораль» животных.

Раздел  I. История нравственности

Тема 3. Возникновение и основные исторические типы нравственности

Нравственность и нравы родового общества. Невыделенность морали в качестве особой формы из единого массива общественного сознания.  Мифологический характер первобытного общественного сознания. Мораль и мифология.

Невычлененность и неоформленность индивидуального нравственного сознания. Единство и единообразие общественного (коллективного) и индивидуального нравственного сознания.

Исторически неизбежный при общинном устройстве хозяйственной и всей социальной жизни коллективистский, ориентированный на благо рода в целом характер нравственных предписаний и установок.

Специфика понимания «своего» и «чужого»: «свой» (родственник) как носитель всего нравственно положительного (хорошего) и «чужой» (представитель другого рода) как носитель всего нравственно отрицательного (плохого).  Нерушимость «кровного родства» и неотвратимость «кровной мести».

Закрепление нравственных представлений в виде табу. Ритуализация важных с точки зрения сохранения рода происходящих в жизни его членов жизненных ситуаций (рождение, смерть, победа над врагом и др.). Формирование обычаев. Обычай и мораль. Жесткая регламентированность нравственной жизни человека и минимум его индивидуальной свободы.

Возникновение простых норм нравственности.

Нравственность и нравы древних обществ. Появление собственности, социальное расслоение и раскол нравственного сознания. Формирование индивидуального нравственного сознания на фоне усиливающегося конфликта между интересами личности и интересами общества, сталкивающимися интересами отдельных людей. Имущественное и социальное неравенство людей и проблема справедливости.

Талион как принцип воздаяния равной мерой. Достоинства и недостатки.

Появление представлений о личной  (неколлективной) ответственности  за совершенные проступки. Сакрализация и правовое закрепление в рамках религиозно-правовых комплексов в виде законов основных моральных норм и определение меры личной ответственности за их нарушение. Появление развитых нравственно-правовых систем и их роль в организации общественной жизни.

Законы Хамурапи, Законы Ману, Законы Моисея. Принцип талиона как принцип справедливости.

Сосуществование в рамках одного общества конкурирующих моральных систем. Мораль рабов и мораль господ. 

Нравственность и нравы средневекового общества.

Возникновение христианства. Идея нравственного единства человечества и требование братского отношения человека к человеку. Справедливость и милосердие.

Общий религиозный характер средневековой морали и нравственности, определяемый религиозным характером средневековой культуры и тем - центральным – положением, которое занимала церковь в структуре общества и системе социальных отношений. Бог как единственный критерий добра, Церковь как главный авторитет в вопросах морали. Внутреннее идейное единство общественного нравственного сознания, обеспечивавшееся опорой на христианское вероучение и традицию, и имевшее серьезное подспорье в политической силе средневековой Церкви.

Многообразие светских моральных кодексов, отвечающих сословной структуре общества. Появление сословных кодексов чести: «рыцарская мораль», «цеховая мораль» и т.д.

Идея морального равенства людей перед Богом как идеологическая основа радикальных социальных движений XIV-XVI веков за осуществление всех форм политического, экономического и социального равенства.

Мораль и нравы индустриального общества. Реформация и ее связь с зарождением и развитием капиталистических отношений в Европе XVI-XVII веков. Разработка основ протестантской трудовой этики в трудах М. Лютера, Ж. Кальвина.

Гуманистический пафос эпохи Возрождения. Идеи индивидуальности и  достоинства человеческой личности.

Индивидуализм и эгоизм как отражение способа экономической, политической организации общества при капитализме. Частная собственность и личная свобода.

Формирование и поиски путей реализации идей политического, социального равенства людей в Новое время. Великая французская революция (1789 -1794 гг.) как историческое событие, провозгласившее  «свободу, равенство и братство» высшими политическими и социальными ценностями.

Нравственный смысл радикальных экономических и социальных преобразований в России ХХ века. Гуманистический идеал и реальная нравственная практика социализма.

Тема 4. Основные тенденции развития морали и нравственности на рубеже XX-XXI вв.

 Усиление интегрирующей функции морали в условиях мировоззренческого кризиса, обусловленного ослаблением роли религии и Церкви как главного идеологического и нравственно-воспитательного института традиционного общества, разрушением культурных, национальных границ, приводящим к взаимному проникновению и сосуществованию в пределах одного общества различных систем нравственных взглядов, норм, обычаев, ценностей - различных моделей нравственности - при сохранении их явного или скрытого противостояния. Роль морали в поиске взаимопонимания и путей диалога между людьми разных культур, наций, цивилизаций. Ориентация на единые общечеловеческие нравственные ценности как основы для этого диалога.

Кризис традиционной морали и деформация традиционных моральных ценностей в условиях нарастающей глобализации. Патриотизм, национализм, космополитизм, интернационализм.

Нарастание интегративных тенденций в самой морали, связанных с поисками общечеловеческой (единой, универсальной) морали.

Проникновение морали во все сферы социальной жизни: в политику, право, экономику, науку - этизация этих сфер за счет сознательного привнесения в них этических знаний, основных нравственных ценностей.

Гуманизация общественного сознания и всей общественной жизни, связанная с безусловным признанием в качестве высшей нравственной ценности – ценность человеческой жизни. Мораль как  цель и средство гуманистического процесса.

Декларативное заявление, законодательное оформление  и институциональное  закрепление основных гуманистических ценностей и принципов, составляющих основу этики прав человека во «Всеобщей декларации прав человека» (1948). Роль организаций гуманистов, Всемирных гуманистических конгрессов и провозглашенных на них «Деклараций светского гуманизма» (1980), «Деклараций  взаимной зависимости» (1988) в обосновании гуманистического мировоззрения.

Экологизация нравственного сознания: взгляд на природу как на объект нравственной заботы и нравственной ответственности. Наука и ее роль в решении нравственных проблем современного общества. Нравственные аспекты научной деятельности.

В самой морали – ослабление функции внешнего контроля личной жизни человека со стороны общества и усиление роли личной нравственной мотивации и индивидуальной ответственности за уже совершенное, происходящее и то, что может произойти с самим человеком, обществом, миром в целом.

Поиск выхода из ситуации глобального кризиса на путях индивидуального нравственного обновления и совершенствования человека и человечества. «Новый гуманизм» А. Печчеи, основателя и идеологического лидера «Римского клуба».

Угроза дегуманизации человека в условиях усиливающегося экономического и социального расслоения российского общества, отсутствия единой национальной идеи, слабости политической воли народа, подрыва национальных нравственных традиций. Негативные социальные и нравственные последствия экономических проектов и реформ 90-х годов ХХ века. Роль интеллектуальной элиты российского общества в поиске путей их преодоления. 

Раздел II. История мировой этической мысли

Тема 5. Этика Древнего мира и Средневековья

Этические учения Древнего Востока и Древней Греции как выражение стремления дать человеку ценностные ориентиры, определить круг основных обязанностей и придать жизни определенный смысл.

Основные этические школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, их тесная связь с обыденным сознанием. Этика Конфуция о человеколюбии, доброжелательности и уважительности как цели нравственного совершенствования. «Золотое правило нравственности». Даосизм - учение о дао (пути, судьбе) и мудрой, правильной жизни. Легизм о приоритете закона над нравственной регуляцией поведения людей.

Основные школы Древней Индии: брахманизм и буддизм. Брахманизм о духовной сущности человека и вечном круговороте жизни, о пользе правильной жизни и воздержании от пороков. Буддизм о жизни как страдании и пути преобразования внутреннего мира человека.

Этическая мысль Древней Греции. Моральный релятивизм софистов и моральный абсолютизм Сократа. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Этический рационализм Сократа. Его призыв: «Познай самого себя». Сократ как основоположник эвдемонистической традиции. Сократические школы: платоническая, киренская, киническая. Платон о душе. Учение Платона об этических основаниях социальной гармонии. Киренская школа гедонистической этики: удовольствие как высшее благо. Киники о приоритете духовных ценностей о свободе как высшем благе. Этика Аристотеля. Вклад Аристотеля в развитие этики. Учение Аристотеля о добродетелях. Учение о справедливости. Этика Эпикура. Эвдемонизм этики Эпикура. Классификация удовольствий. Этические взгляды римских стоиков: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Древнегреческие и древнеримские мыслители о «сущности добродетели».

Религиозный характер средневековой этики. Христианские и мусульманские мыслители V-XIV веков о проблеме соотношения свободы воли и предопределения, роли разума и веры в спасении.  Августин Блаженный, Фома Аквинский.

Кардинальные и теологические добродетели.

Специфика средневековой мусульманской этики. Авиценна, Аверроэс.

Особенности этической мысли Древней Руси. Илларион Киевский, Кирилл Туровский.

Тема 6. Этика Возрождения, Нового и Новейшего времени

Гуманизм эпохи Возрождения как основа для возникновения антропоцентрической этики. Антиаскетическая трактовка человека в творчестве Манетти. Идеи Л. Валла о полноценности человеческой жизни. М. Монтень об искусстве жить достойно. Н. Макиавелли об эгоистической сущности человека. Концепция «героического энтузиазма» Дж. Бруно. Т. Мор и Т. Кампанелла о справедливом обществе, коммунистической морали и «универсальном человеке».

Этический рационализм Нового времени о натуралистическом основании морали, суверенности морального субъекта, согласовании интересов и идеалов индивида со всеобщими  интересами и ценностями.  Представители английской школы этики: Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Дж. Локк, А. Смит о «естественном состоянии» и «общественном договоре». Французские философы-просветители (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др.) о «разумном эгоизме» и всеобщем интересе, о роли разума и чувств в нравственной жизни человека.

Этические принципы немецкой классической философии.Этическая система И.Канта - переход от объяснения морали к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль как долженствование. Автономность морали. Мораль как сфера свободы человека. Гипотетический и категорический императив. Значение доброй воли и долга в воплощении категорического императива.

Г.В.Ф.Гегель об общественно-исторической природе морали и нравственности. Достижение свободы как критерий социального прогресса.

Этические воззрения Л.Фейербаха. Критика религиозной и идеалистической этики. Проповедь морали, основанной на приоритете антропологического материализма.

Этика постклассической философии XIX века.

Этические установки «философии жизни». Пессимистическая концепция морали А.Шопенгауэра. Этические учения Ф.Ницше о «морали рабов» и «морали сверхчеловека». Концепция добра и зла. Философия морали А.Бергсона.

Теория утилитаризма И.Бентама и Д.Милля. Принцип пользы - основа морали. Концепция счастья и общего блага.

Марксистская этическая теория. Материалистическое понимание истории - методологическая основа марксистской этики. Несостоятельность морализирующего подхода предшествующей этики к общественной жизни. Социально-исторический подход к морали и нравственности. Мораль как сфера общественного сознания. Мораль и нравственность как способ духовно-практического освоения действительности человеком и обществом. Человеческая сущность как совокупность общественных отношений. Коммунистический идеал как снятие всеобщего отчуждения.

Этические концепции XX века. Принципы релятивизма, субъективизма и волюнтаризма - основа этики ХХ века.

Позитивизм и прагматизм как научно-рационалистические направления  в этике.

Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Д. Мур) об отрицании объективного основания морали.

Этика школы лингвистического анализа (С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуэл-Смит и др.) о естественном языке морали.

Этика структурализма и постструктурализма.

Этика прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) о принципах решения утилитарных проблем.

Иррационалистические этико-философские системы ХХ века.

Фрейдистская и неофрейдистская концепции теории психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм и др.).

Этика экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр) о свободе, моральном выборе и ответственности. Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер) о свободе выбора творческой личности. «Диалогический персонализм» М. Бубера. Этика постмодернизма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, У. Эко и др.). Этика коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Неорелигиозные этические системы.

Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсен, папа Иоанн Павел II)

Этика неопротестантизма (П. Тиллих, Р. Нибур).

Тема 7. Этические размышления русских мыслителей XIX-XX веков

Русская этическая мысль XIX - начала XX вв.

Значение и роль этики в философских концепциях русских мыслителей XIX-XX веков. Общая этическая направленность философского творчества русских мыслителей. Интерес к выявлению нравственных оснований социальной жизни, убежденность в необходимости и возможности радикального преобразования общества на началах справедливости, равенства и братства.

Этические взгляды русских революционеров-демократов: В.Г. Белинский, Н.Чернышевский, А. Добролюбов.

Н. Федоров о появлении “сиротских» отношений между людьми, забывшими своих «отцов», утратившими связь с прошлым.

Ф. Достоевский об абсолютной ценности каждого человека и двойственном характере человеческой души. Достоевский как критик концепции разумного эгоизма Н. Чернышевского.

Л. Толстой и его концепция непротивления злу силой. Русский мыслитель в возможностях коренного преобразования общества (политического, социального, экономического) на основе нравственное учение христианства. 

В. Соловьев об этике «всеединства» и «соборности». Мыслитель о лично-общественной сущности человека и обществе как дополненной и расширенной личности.

Н. Бердяев о «новой этике творчества» и источниках зла.

Советский период (20 - 80-ые годы ХХ века).

Научный, прогрессивный характер, гуманистическая сущность социалистической морали в трудах О. Дробницкого, Л. Архангельского, А. Титаренко, А. Гусейнова, С. Анисимова, И. Кона, Э. Соловьева и др.

«Человек человеку - друг, товарищ и брат» - нравственная основа социалистического образа жизни. Советский патриотизм и интернационализм как сущностные категории социалистической морали. Коммунистические идеалы как смысл и цели развития социалистического общества. А.С. Макаренко о проблемах коммунистического воспитания.

А. Солженицын, Д. Лихачев.

Проблемы современной российской этической мысли: восстановление преемственности в развитии отечественной этики;      осмысление современных западноевропейских нравственных ценностей применительно к российской ментальности; поиски мировоззренческих оснований нравственных ориентиров развития России, национального, социального и духовного единения общества.

Раздел III. Нравственные ценности и этические категории

Тема 8. Добро и зло. Свобода и ответственность. Справедливость

Ценность. Определение ценности. Соотношение понятий «ценность». «цена» (стоимость), «Благо», «цель». Преломление в ценности прошлого, настоящего и будущего. Синкретичность эмоционального, рационального и социального. Ценности личности и её целостность. Самооценка и возникающее на её основе чувство собственного достоинства. Установка скептиков на «адиафору» (ценностно безразличное) как единственную ценность по природе. Ценностно нейтральный мир Ф. Ницше: элиминация из мира объектов понятий «цель», «единство», «бытие». Кантовская трактовка «абсолютной ценности» как чистой доброй    воли –  по форме, и безусловного исполнения нравственного закона – по содержанию. Трактовка Кантом «личного достоинства» как «высшей ценности» человека и его «высшего блага». Тенденции в развитии аксиологии в 20-ом веке и в настоящее время.

Добро и зло. Онтологический и гносеологический аспекты в различении добра и зла. Обоснование Сократом приоритетности добра перед злом посредством укоренения добра в основной вид человеческой жизнедеятельности. Биологические основания устремления к добру. Соотношение понятий: «добро», «благо», «истина», «справедливость». Значение терминов: «зло», «ложь», «порок», «вред». Соответствие цели и средств её достижения в процессе делания добра. Связь добра и зла с системой ценностей личности. Добро как внутренняя уверенность в своей правоте. Проблема адекватности намерений и результата. Нравственный прогресс в свете добра и зла.

Свобода и ответственность. Проблема определения внутренней свободы: свобода воли. Две традиции в генеалогии воли: выражение целенаправленности разума; управляющее начало чувственно-эмоциональной сферы. Основания для трактовки свободной воли как «доброй воли». Формальные границы свободной воли. Содержание свободной воли. Механизм, обеспечивающий реализацию воления. Этика как сфера взаимопроникновения и противодействия отдельных воль. Источник постоянной активности свободной воли. Диалектика индивидуально-личностного и социального в свободной воле. Проблема непосредственного воздействия свободной воли на объекты материального мира (телекинез).

Справедливость. Справедливость как равенство: арифметическое и пропорциональное. Смысл различения воздаяния по справедливости и по закону. Соотношение понятий: «справедливость», «правда», «истина». Справедливость как самоценность и особый вид оценки. Субъект и объект в справедливости. Понятие социальной справедливости. Влияние представлений о справедливости на восприятие истории как процесса, подчиненного определенному смыслу. Объем понятий «справедливость», «воздаяние», «месть». Проблема отделения справедливости от других моральных понятий, без которых она не мыслится, но к которым и не сводится. Причины и мотивы несправедливых поступков. Особенности диалектической взаимосвязи справедливости и несправедливости: Победившая справедливость никогда не позиционирует себя как несправедливость.

Тема 9. Совесть. Долг. Честь. Достоинство. Смысл жизни и счастье. Любовь и дружба

Совесть. Соотношение понятий «совесть», «стыд», «страх», «разочарование». Общее и единичное, внешнее и внутреннее в совести. Совесть как моральное откровение. Критический анализ термина «свобода совести». Двусмысленность понятия «чистая совесть». Соотношение совести с личными убеждениями и жизненным опытом. Различие в механизмах унижения и вины. Формы проявления деятельной совести. Качества бессовестного человека. Место совести в самосознании личности.

Долг. Ключевое значение понятия «долг» при подразделении этики на «аксиологию» и «деонтологию». Причины рождения чувства долга в оценочно-нормативном диапазоне. Соотношение понятий «долг», «обязательство», «обязанность». Долг и благодеяние как два полюса оценки морального поступка. Побудительные мотивы оказания благодеяния. Поздний стоицизм о видах благодеяния и приоритетности их оказания. Причина существования пороков и порочных людей. Назначение долга в деонтологии. Формальная и содержательная стороны нравственного закона, реализуемые с помощью долга. Роль личных интересов в процессе реализации долга.

Честь. Соотношение понятий «честь», «благочестие», «честолюбие». Честь как внешнее выражение собственного достоинства. Причины, побуждающие беречь честь с молоду. Постоянное и временное в понятии честь. Причина и главный виновник бесчестия. Внешние признаки проявления позора бесчестия. Внутреннее ощущение бесчестия, или уязвленное самолюбие. Моральный ущерб и формы его возмещения. Назначение символов чести. Особенности представлений о корпоративной чести.

Достоинство. Соотношение понятий: достоинство, качество, цена. Причастность достоинства к социальному происхождению, социальному положению. Содержание достоинства и источники его поддержания. Понятие «калокагатия», её основные признаки. Смысловые значения терминов: достоинство, самообладание, самосознание. Приёмы адекватной самооценки при определении своего достоинства. Роль общественного мнения в представлении о собственном достоинстве. Способы и формы внешнего выражения личного достоинства. Сходство и различие достоинства с заслугами и популярностью. Негативные грани достоинства: своеволие, эгоизм, ничтожество.

Смысл жизни. Различные измерения понятия смысл жизни: философский, биологический, социальный, индивидуальный. Концепции смысла жизни. Сопоставление смысловых пар: жизнь-смерть; бытие-небытие; вечность-бессмертие. Соприкосновение и проникновение понятий: смысл жизни, побудительный мотив деятельности, целеполагание. Планируемость и непредсказуемость в реализации смысла жизни. Смысл жизни и проскопия, астрология, телеология. Наиболее употребительные эталоны смысла жизни. Побудительные мотивы вынесения смысла жизни в потусторонний мир. Роль смерти в любви к жизни и поисках ее смысла. Тождество жизненного пути и его смысла.

Счастье. Единая человеческая природа и многообразие представлений о счастье. Типовые эталоны счастья. Преходящий характер счастья и вечная потребность в нем. Категории: жизнь, счастье, бессмертие. Индивидуализм и коллективизм в свете счастья. Смысловые пары: счастье-несчастье; радость-горе; удача-неудача. Соотношение счастья с мировоззрением и практическими занятиями человека. Роль физического здоровья и психических особенностей для ощущения счастья. Псевдо счастье и его формы. Концепции общечеловеческого счастья.

Любовь. Виды любви; сострадание. Ближние и дальние; наука любви к дальнего. Рациональное и иррациональное в любви. Любовь как универсальная связь внутреннего мира человека с окружающей действительностью. Материальное и идеальное, предметное и образное в любви. Творческое начало любви. Любовь, ненависть, смирение, прощение. Любовь к другому основа любви к себе самому. Любовь и противоположный пол. Любовь в мировых религиях.

Дружба. Понятие дружба, отличие дружбы от любви. Требования к дружественной расположенности. Аристотель о видах дружественной приязни. Факторы, влияющие на выбор друга. Аргументы, приводимые в пользу вознесения дружбы над любовью. Необходимость различения дружбы и почестей. Влияние этических добродетелей на качество дружбы. Влияние на дружественные чувства времени и расстояния. Назначение дружественных отношений в учении Эпикура. Анализ лозунга «человек человеку друг, товарищ и брат».

Раздел  IV. Этика и социальная практика

Тема 10. Проблема реализации этических моделей в социальной практике

Этика общая (универсальная, философская) и этика прикладная. Проблема взаимосвязи и взаимного влияния этих двух видов этического знания. Возможность и способы социального приложения (практического воплощения) этического знания. 

Достоинства и недостатки целенаправленно-утилитарного внедрения этических ценностей и норм в различные сферы социальной реальности. Потребность постоянной коррекции специальных адаптивных норм с фундаментальными этическими основами.

Поиск путей расширения сотрудничества и солидарности между людьми посредством создания общего этико-нормативного фундамента для деятельности основных социальных институтов как главная цель современной социальной этики. 

Социальная гармония и способы ее достижения как этико-философская проблема. Социальное зло и социальное отчуждение. Виды социального зла: война, бедность, неравенство, насилие, преступность -  и его причины. Социальное отчуждение: формализм общения, одиночество и непонятость другими людьми. Ослабление влияния традиционных лично значимых для человека институтов: семья, кровно-родственные узы, землячества и т.п. Роль политических, правовых, экономических, культурных институтов в борьбе с  различными формами социального и нравственного отчуждения.

Споры о предмете и сущности прикладной этики. Прикладная этика, как этика наиболее значимых социальных институтов (социальных систем), ставящая перед собой задачу определить моральные рамки деятельности того или иного