Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Экспериментальная психология

Автор: доктор психологических наук, профессор Нагибина Н.Л.

Пояснительная записка

Цель курса:  

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического эксперимента, осветить основные проблемы психологической науки применительно к экспериментальной психологии, ознакомить студентов с основными требованиями к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и обсуждению результатов.  Приобрести знания и навыки, позволяющие методологически корректно формулировать проблему и гипотезы исследования,  проводить экспериментальную процедуру, интерпретировать полученные результаты  исследования. Научить студента рецензировать экспериментальное исследование.

Задачи курса:

  • Усвоение основных представлений об особенностях психологического эксперимента.
  • Знание проблем экспериментального метода в психологии.
  • Выработка навыков анализа психологического эксперимента.
  • Выработка умения применять экспериментальный метод для решения исследовательских и прикладных задач.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач,  а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, для квалифицированного рецензирования экспериментальных исследований в области психологии, расширяет репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе  для решения практических задач.

Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем экспериментальной науки. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального метода в психологии, умение грамотно ставить проблему исследования, формулировать гипотезы, планировать эксперимент, подбирать методики и адекватный инструментарий,  обрабатывать и интерпретировать результаты исследования. Главный показатель освоения содержания курса: умение подбирать необходимые средства под задачи и делать правильные, агрументированные выводы при оценке полученных экспериментальных результатов.

Содержание курса

Разделы курс:

Теоретический раздел курса включает в себя темы 1-7. Он направлен на понимание основных теретических и практических проблем психологической диагностики и проведения экспериментального исследования. В теоретической части большое внимание уделено разделам, касающимся методологии науки, поиску новых путей развития экспериментальной психологии. Особые разделы курса посвящены проблемам исследования личности, способностей, общения, подчеркнута их сложность и многозначность.

Практический раздел курса включает в себя темы 8-10. Он направлен на освоение навыков и умений по созданию экспериментальных процедур: постановки проблемы, создания ситуации, планирования эксперимента, обработки и обобщения данных. Практическая цель курса - научить каждого студента ставить экспериментальную задачу, грамотно выдвигать и доказывать исследовательскую гипотезу. Семинарские и практические занятия предполагают проведение большого числа экспериментов в группе (практически по каждой из лекционных тем). Кроме того, большое внимание уделено индивидуальной научной работе студентов. По окончании курса, каждый из них должен представить собственную научную работу, соответствующую принятым в экспериментальной науке стандартам.

Раздел I. Методология экспериментального исследования в психологии

Тема 1. Методология науки

Основные принципы научного исследования. Логика научного вывода.Позитивизм и его ограничения. Отличие психологического эксперимента отестественнонаучного. Три способа познания в психологии. Субъективное познание. Объективное познание. Феноменологическое познание.

Эксперимент: наука или искусство. Роль творчества и знания в экспериментальном исследовании. Интуитивное и рациональное познание и их вклад в развитие науки. Поиск новых нестандартных решений - как основной двигатель в развитии науки.

Основные проблемы измерения психических свойств.  Специфика исследования психических свойств. Отличие психических свойств от физических и химических. Проблемы переноса парадигмы исследования свойств и характеристик в естественных науках на психологическую науку.

Мера изменчивости психических свойств и характеристик: внешние и внутренние условия. Введение понятия «меры изменчивости» применительно к психическим свойствам и характеристикам. Личностные и ситуативные показатели психических характеристик.  Изменчивость характеристик с возрастом, опытом, благоприятными и неблагоприятными условиями жизни. Исследование меры изменчивости таких характеристик как «уровень притязания», «уровень субъективного контроля», «уровень нравственного сознания» и других.