Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Единая линия
для абитуриентов:
8 (800) 555 80 04
Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!


x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Экономическая психология

Автор: кандидат психологических наук, Филинкова Е.Б.

Пояснительная записка

Экономическая психология – новая отрасль психологической науки, делающая в нашей стране только первые шаги. Как самостоятельная дисциплина отечественная экономическая психология заявила о себе в 80-х годах ХХ в.  Появление новой отрасли знаний  на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями  решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов  экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др. 

Курс «Экономическая психология» ориентирован на студентов, обучающихся по специальности «Социальная психология» и прошедших базовую подготовку. Данный курс отражает современное состояние экономической психологии и нацелен на формирование у  студентов понимания психологических основ экономического поведения субъектов. Значение курса «Экономическая психология» далеко выходит за рамки общетеоретической подготовки социальных психологов: для психологов-практиков, собирающихся заниматься бизнес-консультированием или организационным поведением экономическая психология, наряду с социальной и общей психологией, является базовым образовательным предметом, формирующим основы профессиональной компетентности.

Структура курса соответствует большинству имеющихся в настоящее время направлений исследований в данной области, в рамках данного спецкурса не рассматриваются такие разделы экономической психологии как психология рекламы и психология маркетинга, которые ввиду их важности выделены в самостоятельные учебные дисциплины.

В соответствии с основной направленностью курса на раскрытие проблем сознания и поведения людей в сфере хозяйственной деятельности в процессе обучения решаются следующие образовательные задачи: 

  • формирование знаний по основным направлениям развития экономической психологии; 
  • обучение навыкам анализа экономического поведения субъектов, восприятия экономической политики государства;
  • развитие знаний и представлений о системной детерминированности мотивации поведения  субъектов. 

Результатом обучения должно являться, во-первых, понимание психологических основ экономического поведения, во-вторых, умение ориентироваться в  психологических аспектах проблем  финансов и денежного обращения,  потребительского поведения,  экономической политики, в-третьих, умение применять полученные знания в собственном экономическом поведении.

Курс «Экономическая психология» рассчитан на 64 аудиторных часа для студентов дневного отделения  и 12 аудиторных часов для студентов заочного отделения. В конце курса проводится экзамен.

Содержание курса

Тема 1. Экономическое поведение

Предмет, цели и задачи экономической психологии, ее структура и основные направления развития. Становление экономической психологии как науки.  Понятие экономического поведения. Экономический человек как модель рационального поведения. Принятие решений: рациональное и иррациональное в экономическом поведении. Факторы экономического выбора.  Экономическая мотивация и ее виды.  Реализация экономического поведения: «экономический эгоизм» и сотрудничество. Применение психологической игры «дилемма узника» для анализа экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности. Влияние образования и профессиональной подготовки на экономическое поведение.

Тема 2.  Психология денег

Деньги как объект психологических исследований.  Восприятие ценности денег. Факторы, влияющие на восприятие  и отношение к деньгам денег.  Взаимосвязь личностных особенностей и отношения к деньгам. Половозрастные и социальные различия отношения к деньгам. Восприятие россиянами функций денег и отношение к различным валютам. 

Психология доходов. Психологические особенности бедных и богатых людей. Деньги как фактор возникновения психологических проблем у богатых людей. 

Тема 3. Психология финансового поведения

Понятие сберегающего поведения, его основные характеристики. Психологические особенности сберегающего поведения в странах Запада. Российская специфика сберегающего поведения: мотивы, цели, инструменты, восприятие риска, формы сбережения. Динамика сберегающего поведения россиян  с начала 90-х годов ХХ века.

Психология долгов и кредитного поведения. Основные причины взятия денег в долг. Восприятие кредитов россиянами.

Понятие инвестиционного поведения. Психология инвестиционного поведения россиян: мотивы, инвестиционные инструменты, формы инвестиционного поведения. Психологические исследования отношения к ценным бумагам, восприятие  ПИФов и других рыночных инструментов инвестирования. Биржевое поведение: психологические  детерминанты. Биржевой риск и степень выгоды: основные закономерности.

Психология восприятия системы государственных доходов. Чувство налогового бремени. Особенности российского менталитета в отношении налогов. Психологические механизмы формирования отношения к налогам. Отношение к налогам различных социальных групп. Налоговая мораль. Модели поведения налогоплательщика.  Психологическое отношение к государственным расходам. 

Тема 4. Психология потребительского поведения

Взаимодействие рынка и потребителя. Психологические функции предметов потребления в жизни человека. Потребительский выбор и факторы его формирования. Мотивация потребительского поведения. Психологическое воздействие цены. Эффекты принятия решений в области потребительского поведения. Модели потребительского поведения. Виды покупок. Принятие решения о покупке. Влияние личностных особенностей на потребительское поведение. Потребительская социализация. 

Тема 5. Психологические аспекты формирования и восприятия экономической политики государства

Сущность, задачи экономической политики государства и ее психологическое влияние на субъектов хозяйственной деятельности. Закономерности восприятия экономической политики государства.  Основные формы реакции населения на экономическую политику государства.

Психологические аспекты адаптации к рынку.  Стратегии дезадаптивного поведения. Приемы повышения  адаптированности к рыночным отношениям. 

Психология теневой экономики. 

Экономическое сознание и факторы его формирования.