Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ
x

Дифференциальная психология

Автор: доцент, кандидат психологических наук, Разумовская П.Е.

Пояснительная записка

Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о предмете дифференциальной психологии и ознакомить с содержанием классических и современных теорий индивидуальных различий.

Попутно, на примере этих теорий, студенты знакомятся с основными экспериментальными моделями исследований в этой области. Первоочередными задачами курса является изложение основных зарубежных и отечественных теорий темперамента, характера, структуры способностей человека, его интеллекта, креативности, типологических особенностей.

С одной стороны, дифференциальная психология изучает причины и закономерности возникновения и развития индивидуальных психологических особенностей, что отражает задачи научного объяснения существования индивидуальных различий. С другой стороны, ее задачей является классификация психологических признаков, их дифференциации и типологизация, что делает дифференциальную психологию основой психодиагностики.

В соответствии с этим в задачу курса входит

1) ознакомление студентов с разнообразными теориями происхождения индивидуальных различий и 2) с конкретными методами их обнаружения и измерения.

Место курса в основной образовательной программе

Несмотря на традиционное тяготение отечественной школы психологии индивидуальных различий к поиску их причин в нейрофизиологических механизмах (что по сути является задачей дифференциальной психофизиологии), дифференциальная психология имеет свой специфический предмет и методы исследования. В качестве специфического метода дифференциальной психологии выступают методы психодиагностики и психологический эксперимент. Предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера, мотивации и способностей.

Методологической основой курса является:

  • 1) представление о психике как высшем уровне интеграции и регуляции поведения, что определяет несводимость психических проявлений к физиологическим механизмам и закономерностям;
  • 2) учение о развитии высших психических функциях как основа понимания специфики историко-культурной эволюции человека, в том числе и процесса закрепления индивидуальных особенностей;
  • 3) рассмотрение предмета психологии индивидуальных различий как определившегося в рамках механистического этапа становления психологии личности (человек как объект стандартизации и управления), и потому не дающего полного представления о механизмах развития и существования личности.

Содержание курса опирается и углубляет некоторые разделы курса «Общая психология». Дисциплина связана с курсом «Психология личности». Знания, полученные по дисциплине «Дифференциальная психология» используются в курсе «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся.

Студенты должны освоить содержание курса «Основы общей психологии».

Студент должен знать:

  • различные подходы к определению предмета психологии личности;
  • различные экспериментальные модели исследований в области психологии индивидуальных различий;
  • классификацию индивидных свойств человека;
  • классические и современные теории темперамента;
  • классические и современные классификации характера;
  • классические и современные теории интеллекта;
  • конкретные результаты научных исследований в области психологии темперамента, характера и способностей;
  • закономерности влияния индивидуальных различий на протекание деятельности, процесс усвоения знаний, адаптацию человека и отклонения в поведении.
  • знать способы выявления психологических типов, возможности и ограничения разных видов методик их диагностики.
  • знать способы консультирования с учетом индивидуально типологических особенностей в разных ситуациях практической работы.

Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука.

Дифференциальная психология –наука о закономерностях психического варьирования. Индивидуализация как свойство всего живого. Неоднородность предмета дифференциальной психологии. Изучение в рамках дифференциальной психологии индивидных, предметно-содержательных и духовно-мировоззренческих качества индивидуальности, особенностей самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.). Понятие психологической нормы.

Этапы развития дифференциальной психологии: донаучное знания, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма. Методы дифференциальной психологии (психогенетические, исторические, психологические. Вклад психогенетики в дифференциальную психологию.
Основные направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Полоролевые различия в структуре индивидуальности.

Биологический фактор пола. Эволюционная теория полоролевых различий. Д. Басс и Д. Кендрик. Социальные и психологические хараткеристики пола. Полоролевые стереотипы. Теории идентификации, социального научения, половой типизации, когнитивного развития, теория гендерной схемы, «новой психологии пола», теория социальных ролей А. Игли. Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Половые различия в эмоциональной сфере. Экспрессивность мужчин и женщин. Способности мужчин и женщин. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин. Половые различия в проявлении психомоторных качеств. Половые различия в свойствах личности. Стили общения мужчин и женщин.

Тема 3: Индивидуальные характеристики: асимметрия полушарий.

Характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Латерализация. Правополушарное и левополушарное мышление. Формирование асимметрии в онтогенезе. Вклад наследственности и среды в формирование асимметрии. Модели наследования «рукости» Менделя, Дж.Леви и Т.Нагилаки, модель М.Аннет.

Тема 4: Темперамент как свойство индивидуальности.

Определение темперамента. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека. Учение Галена о темпераментах. Учение И.П.Павлов о темпераменте как наиболее общей характеристики высшей нервной деятельности, выражающей основные природные свойства высшей нервной системы. Три основные типа высшей нервной деятельности по Павлову: возбудимый, центральный, тормозной.

Достижения Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина (дифференциальная психофизиология) в теорию темперамента. Виды темперамента по И. Канту. Теория темперамента В.Вундта. Конституциональная теория Э. Кречмера. Теории Корнилова и Л.С. Выготского. Теория темперамента У. Шелдона.

Психологические теории темперамента. Типологические особенности человеческого поведения О.Гросса. Регулятивная теория темперамента Я.Стреляу. Школа В.С. Мерлина. Теория темперамента В.М. Русалова. Исследования американских психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс в области темперамента. Темперамент как важнейшая эмоциональная характеристика личности. Концепции П.Экмана, Айзенка, трехкомпонентная концепция темперамента А.Басса и Р.Пломина.

Стиль как подкласс психологических свойств личности.
Теории стиля Либина, Дж.Ройса (Royce, 1973). Теории В.С.Мерлина (1986), А.Адлера (Adier, 1927) о стиле как важнейшем интегрирующим механизме в структуре человеческой индивидуальности.

Тема 5. Психология характера.

Структура и содержание характера человека. Симптомокомплексы. Основные группы или виды черт характера. Врожденное и приобретенное в характере. Индивидуальное и типическое в характере человека. Место характера в структуре индивидуальности. Исследования характера Теофраста. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрации. Акцентуации характера по А.Е. Личко. Типология характеров Леонгарда. Типология Ганушкина. Социальная типология характеров Э. Фромма. Формирование характера. Исследование Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого.

Тема 6. Типологический подход к изучению личности и характера.

Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом. Типологическая модель Майерс-Бриггс. Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной. Типология Аушры Аугустинавичюте. Соционика. 16 соционических типов. Клинико-экзистенциальная типология характера (П.В. Волков). Психоаналитическая диагностика типов Нэнси Мак-Вильямс. Типология социальных характеров Э. Фромма.

Тема 7. Психология черт личности.

Черты как психологическая категория. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Идиографический подход к личности Г.Оллпорта. Корреляционно-факторные исследования Дж.Гилфорда. Теория черт Г. Айзенка. Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла. Модель Большой Пятерки.

Тема 8. Психология способностей, интеллекта, креативности.

Способности в структуре индивидуальности. Концепции способностей Гальтона, Гельвеция. Теория способностей в отечественной психологии (Я. Гальперин, Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев. Исследования интеллектуальных способностей. Работы Гальтона. Подходы к пониманию сущности интеллекта:

  • как способности обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);
  • как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон);
  • как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже).

Теории множественности интеллектов. Теория интеллекта Р. Стренберга. Теория Д. Хорна. Вида интеллекта Х. Гарднера. Компонентная модель интеллектуальных способностей П. Бальтеса. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности и гениальности (Бюффон, Уордсворт, Карлейль, Рамон-и-Кахаль, В.Оствальд, В.П.Эфроимсон). Теории связи гениальности и помешательства (Платон, Аристотель, Ч. Ломброзо, В.Ланж-Эйхбаум).
Креативность. Тесты креативности.

Тема 9. Учет индивидуально-типологических способностей при работе с людьми в разных областях практики.

Учет типологических различий в консультировании по вопросам организации труда, подбора и расстановки кадров, деятельности руководителей организаций и коллективов, консультирования преподавателей и учащихся в области образования всех уровней, работников в сфере обслуживания, в семейном и личностном консультировании и