Секретариат:
+7(495) 782-34-43
Приемная комиссия:
+7(495) 933-26-83
+7(499) 249-20-00
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПОСТУПЛЕНИЕ
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
x
x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Написать письмо
x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

x

Ваше сообщение отправлено.Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

ПОДПИСАТЬСЯ НА
РАССЫЛКУ

x

При заполнении формы регистрации я подтверждаю, что ввожу свои данные добровольно и ознакомился с политикой конфиденциальности и правилами обработки персональных данных

Антропология

Автор: доктор биологических наук, профессор Моисеева Л.А.

Пояснительная записка

Дисциплина «Антропология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «психология», согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний и умений в трех  основных направления  антропологии: антропогенез, морфология, расоведение (этническая антропология). Цель дисциплины заключается в формировании у студента знаний современных палеонтологических исследований, объясняющих этапы, причины и тенденции эволюции гоминид. Основные задачи курса: формирование у студента целостного представления о факторах и критериях возникновения  человека и человеческих популяций, конституции человека и развитии его в течение жизненного цикла; выработка умения и навыков аргументировать свою точку  зрения по спорным  вопросам антропологии;  умение самостоятельно поставить и решить научную задачу;  применение полученных знаний по изучаемым в курсе вопросам в целях решения проблем межрасового, межнационального и межкультурного общества; определение аномалии роста и развития человеческого организма;   Предлагаемый УМК ориентирован па студентов психологических вузов.                    

Содержание курса

Раздел 1.Предмет, задачи, методы антропологии

Предмет антропологии как науки. Общий очерк  истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика антропологии. Проблема человека в современной науке о природе и обществе. Междисциплинарные связи в изучении человека.

Раздел 2. Эволюция человека

Характеристик отряда приматов. Формы взаимоотношений в популяциях обезьян. Манипуляционная, орудийная и интеллектуальная деятельности приматов. Человек и его место к животном мире. Эволюция животных форм. Таксономия. Человек как представитель отряда приматов, класса млекопитающих, типа хордовых. ' Общая характеристика отряда приматов. Животный предок человека: симиальная теория антропогенеза. Эволюция гоминоидов. Дриопитек. Выделение линии человека по палеонтологическим данным. Эволюция гоминид. Факторы и критерии гоминизации. Этапы антропогенез;}. Двуногие человекообразные австралопитеки. Олдувайский человек, олдувайская культура. Архантропы /человек выпрямленный, питекантропы, синантропы/. Палеонтропы /неандертальцы/. Неоантропы /кроманьонец/. Появление человека разумного. Ископаемые гоминиды Африки, Европы, Азии эпохи плейстоцена. Характеристика плейстоценового периода. Гипотезы возникновения человека разумного.   Социальные и психологические аспекты происхождения человека: переход от сообщества животных к человеческому обществу и культурной деятельности  (коллективный труд, орудия и ремесла, появление речи, обучения и передачи информации).

Раздел 3 Конституция тела человека

Конституция как отражение целостности организма. Морфофункциональные аспекты конституции. Сравнительный анализ роста, размеров тела, строение черепа, мозга, скелета, конечностей человека и животных. Пигментация покровов, цвет волос. Биохимическая изменчивость/индивидуальность/, группы крови. Генетическая изменчивость, половое различие. Психологические аспекты конституции, роль эндокринного статуса. Медицинские основы конституции человека. Понятие о физическом развитии. Классификация телосложения. Связь телосложения с поведением, болезнями, умственным развитием. Социальные и экологические аспекты конституции человека. Адаптивный тип. Жизненные среды. Зоны личной территории.

Раздел 4. Возраст. Возрастная периодизация жизни человека

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза. Основные этапы постнатального онтогенеза. Факторы и критерии роста, и развития в постнатальном онтогенезе. Основные особенности онтогенеза на современном этапе его биосоциального

развития: акселерация, колебательный теми развития. Понятие о биологическом возрасте человека. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Психофизическая динамика взрослости. Физиологическая зрелость, половой деморфизм, умственные и психические способности. Продолжительность  жизни и старение. Критерии старения. Видовая продолжительность жизни. Половой деморфизм /генетические, морфологические, физиологические аспекты/. Феномен жизни и смерти.

Раздел 5. Экологическое разнообразие человека

Популяция и географическая изменчивость. Полиморфизмчеловека. Видовое единство человека, биологическое и социальное понятие человеческой общности. Социальные образования-группы, классы, этносы, нации. Нация как общность людей, объединенных единой территорией, экономикой, психикой, языком. Раса как биологическая категория общности. Отличие рас человека от подвидового /расового/ деления животных. Классификация человеческих рас. Подразделение больших рас на малые расы. Антропологический состав народов мира. Современное распространение человеческих рас. Основные факторы расообразования: изменение расовых признаков, половой отбор, адаптация, изоляция, смешение рас. Экология человека. Климатическая и экологическая адаптация как биологический вид приспособления. Социальная адаптация – новая форма адаптации человека.